Найти тему

«Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х». Книга, по которой сняли главный сериал поколения.

Роберт Гараев «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х»

В конце предыдущего года сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» стал настолько популярным, что редко какой выпуск блогерных или телевизионных новостей обходился без его упоминания. Да и рейтинги фильма буквально зашкаливают. «Кинопоиск» ставит 8,5 и определяет его в топ-5 сериалов, на платформе «Start» его рейтинг вообще 9,5. При этом реакция зрителей, конечно, неоднозначна, хотя после просмотра станут объяснимы высокие рейтинги: сюжет динамичный, держит в напряжении до конца, проблемы важные и злободневные, игра актеров на высоком уровне.

Создан же сериал на основе книги Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х». Это – образец современной документальной литературы. Автор -  сам участник событий: в 14 лет он вступил в группировку «Низы», поэтому о «казанском феномене», во-первых, знает изнутри, во-вторых, он для казанских группировщиков «свой», значит, с ним, пусть и неохотно, но делились информацией другие люди. Книга состоит из интервью с такими людьми, из их воспоминаний, из интервью так называемой «другой» стороны, из газетных публикаций того времени, научных исследований социологов. Собственное исследование Гараева получилось многомерным и, как мне показалось, весьма честным, во многом потому, что автор использовал все современные ресурсы для сбора информации, в частности завел «во вконтакте группу «Казанский феномен», где начал делиться деталями исследования. (…) вступил в переписку со многими участниками казанских группировок разных времен, которые рассказывали свои истории и консультировали о перипетиях уличной жизни. (…) В исключительных случаях использовал (с разрешения авторов) комментарии подписчиков группы «Казанский феномен».  (…) Для чистоты исследования свои воспоминания записал заранее, чтобы не было соблазна подправить их, когда окажется в теме намного глубже».

В общем, работа проделана огромная, казанский феномен рассмотрен со всех сторон. Мы узнаем, как мальчишки попадали на улицу, какие этапы «взросления» они проходили, какие законы на улице строго выполнялись и почему «слово пацана» - это столь «почитаемое» явление. Узнаем, как уличные группировки 70 и 80 годов переросли в бандитские формирования 90-х. Посмотрим на все происходящее глазами обычных жителей Казани. Попытаемся разобраться, почему «бездействовали» правоохранительные органы. Поймем, какую роль играла семья и влюбленность, как жилось девочкам-подросткам и как относились на улице к ним. Сигареты, выпивка, наркотики и дискотеки, зарождение «свободной экономики» и рэкита – пожалуй, нет темы, которая осталась бы за пределами книги.

«Скорлупа, супера, молодые, средние, старшие, ну и старики – те, кто уже вернулся после армии. У нас, получается, было шесть возрастов. Это мало. Я знаю, на других улицах было больше. В возрасте тридцать-сорок человек было. У нас всего 120 человек было. Я прям точное число знаю, что вот на «Слободе» 120 человек. Когда нас было столько, на «Грязи» было восемьсот. Но можно было спокойно воевать с этой улицей».

Да, книга документальная, но Гараеву удалось не только передать правду вещей, но и раскрыть характеры участников тех событий. Мы буквально СЛЫШИМ разные голоса, сопереживаем им всем – и жертвам, и палачам, и убийцам, и пострадавшим.

Честность, искренность интервьюируемых, их раскаяние или, напротив, нарочитая отстраненность, а то и презрение не могут не вызвать отклик в читателях. И мы им сочувствуем в первую очередь, а потом уже осуждаем. Настоящая полифония делает документальное исследование живым, образным.

«Когда ты с пацанами, ответственности прибавлялось. Уже нужно где-то лицо своей улицы представлять, поэтому взвешиваешь поступки. Если какая-то ситуация возникала – пьяные загуляли с соседней улицы, а ты один – ты готов с ними драться. Думаешь: ну и ладно, неважно, чем это закончится. Сломают, ну и пускай, зато за улицу! Ты понимаешь, что если встречаешь своих пацанов, то надо подойти поздороваться за руку, тем более со старшими. Не отвернешься куда-то, а через дорогу перейдешь, поздороваешься, потому что это твой старший возраст. Нос задираешь тоже – ты же теперь с пацанами, можешь где-то что-то себе позволить, например лишнего. Хотя и так никто не обламывался. Мы-то росли, в принципе, пацанами, просто потом это поняли – что мы пацаны».

Достоверность излагаемого сохранена полностью, поэтому каждое замечание, комментарий, воспоминание сопровождается именем героя (зачастую измененным), сведениями о том, кем человек был и кем стал.

«1976 г.р. Алексей Снежок Снежинский

Экс-участник группировки «Слобода», экс-киллер группировки «Жилка»

Отсидел, принял ислам, занимается строительным бизнесом»

Зачем нужна такая книга? В первую очередь для того, чтобы развеять ореол романтики над любым проявлением агрессии и насилия, чтобы искалеченные судьбы реальных людей – не придуманных – послужили уроком нынешним мальчишкам, чтобы не возникало желания попробовать «запретный плод». Недаром глава «Приговоры и последствия» заканчивается замечанием адвоката одного из приговоренных:

«Дело «Тяп-Ляпа» дало толчок к тому, что группировки распространились в таком количестве в Казани. Запретный плод же всегда сладок. А тут вроде смотрят – мальчишки на машинах, одеты, в ресторанах сидят. И вот начинается…»

К сожалению, казанский феномен – это не явление, которое стало ИСТОРИЕЙ. И сейчас есть группировки, организации, привлекающие подростков на свою строну.

Вот заметки совсем молодого человека, он стал пацаном в 2014 году:

«До группировки в школе ко мне никак вообще не относились – был обычным парнем. Когда подошел к улице, то да, вокруг меня начали крутиться одноклассники с просьбами помочь решить вопросы, стали искать выгоду. В нашем классе было человек двенадцать парней, но из пацанов был только я. Всего, думаю, на сто парней в современной Казани человек тридцать будут состоять в группировках. Девчонки больше липли, пока я был в группировке. Среди малолеток считается престижным, если у тебя парень в группировке. Когда я вышел, все вернулось на круги своя – я стал обычным».

Да, книга эта – это предупреждение родителям современных подростков:

«Группировки сейчас в городе никто не любит. Быть взрослым группировщиком непрестижно, зато среди подростков очень актуально. Большинство родителей знают, что их дети состоят в группировках: сразу видно, когда мальчик начинает просить деньги. Или когда ребенок начинает пропадать, то есть может с утра уйти из дома и прийти уже в ночь или вообще на следующее утро. Моя мама узнала от мамы того, кто был со мной в одном возрасте, и начала упрашивать меня выйти из группировки. Я стал протестовать, говорить, что она ничего не понимает, что быть пацаном – это круто, что у меня большие перспективы по жизни. Она не смогла меня переубедить, ей пришлось смириться с тем, что я мотаюсь».

Книга эта – попытка сделать работу над ошибками, проанализировать, что же мы делаем НЕ ТАК:

«Молодым ребятам я бы сказал, что, если есть возможность избежать попадания в группировку, так и надо сделать. В группировках нет друзей. Сегодня ты называл кого-то «брат» и «друг», а завтра вас заберет полиция и они сдадут тебя. Вас просто используют как пушечное мясо – когда вы сядете, о вас все забудут».

Книга Гараева - это тот случай, когда благодаря качественному сериалу ты обращаешь внимание и на книгу. В моей жизни такое случается крайне редко. Услышав споры вокруг фильма, увидев рейтинг, я просто решила прочитать информацию и узнала, что является первоисточником. Всегда сначала читаю, потом смотрю.

Как замечательно, что и в этот раз поступила так же.