Лондонская студия BlueBolt была одним из ключевых вендоров на новом проекте Ридли Скотта «Наполеон». В ее ведении находилось 126 VFX шотов сцены осады Тулона в 1793 году и сцены подавления парижских бунтов.
Исторические фильмы традиционно требуют довольно много эффектов в силу изменения и осовременивания антуража. Для них приходится моделить объекты исторической действительности, утраченные или забытые артефакты материальной культуры, не говоря уже о массовке в батальных сценах.
Студийный VFX супервайзер Генри Баджетт плотно сотрудничал с VFX супервайзером проекта Чарли Хенли. Они начали с «расшифровки» раскадровок режиссера и выяснения, какой объем работ необходим для создания требуемой предметной атмосферы и убедительных исторических реалий. В виде референсов использовали гравюры, изображающие события того периода.
Осада Тулона
Осада Тулона была первой большой битвой Наполеона, во время которой французский военный лидер показал сильные стратегические навыки, ведя ночную атаку на считавшиеся неприступными английские укрепления.
Для этих сцен BlueBolt сделали 90 шотов, показывающих местность днем до начала сражения, и драматичную ночную битву в порте Тулон.
Создание географии местности вызвало особые сложности. Съемки проходили на нескольких локациях на Мальте, в специально построенных декорациях, окруженных хромакейными стенами.
Для создания среды использовали 3D модели и DMP (цифровые дорисовки) для размножения массовки, VFX художники также воссоздали британский флот в порту и на море, включая CG моряков и точную цифровую копию военного судна HMS Victory. Для анимации боевых сцен использовали широкий спектр волюметрических эффектов, включая зрелищный взрыв корабля «Айрис», перевозившего боевую амуницию.
Много работы потребовало и ночное освещение сцены с помощью взрывов и пушечных выстрелов как за кадром, так и на экране. Ночные цены требуют больше работы с освещением, чем дневные, поэтому правильное выстраивание динамики пушечных выстрелов и взрывов – ключ к созданию выразительной и убедительной сцены.
«Команда моделлеров студии построила модели шести или семи классов судов, – рассказывает Генри Баджетт. – В каждом классе кораблей была главная модель и три-четыре ее вариации для создания флота, после чего корабли оснастили историческими парусами, флагами, канатами, что потребовало симуляции ткани. В виде референсов нам прислали съемку макетов в 1:16 величину. Отдел спецэффектов снял процесс попадания пушечных ядер в снасти и потом поджег эти макеты».
https://beforesandafters.com/wp-content/uploads/2023/12/TOULON_1760_before-reference-ship.jpg
https://beforesandafters.com/wp-content/uploads/2023/12/TOULON_1760_after-CG-HMS-Victory.jpg
Парижские бунты
Второй большой сценой для BlueBolt была сцена подавления парижских бунтов, и битвы между революционерами и роялистами в 1795. Эта битва стала частью создания нового правительства, что обеспечило быстрое продвижение Бонапарта по карьерной лестнице.
В обязанности BlueBolt входило размножение массовки и достройка пейзажа, а также создание эффекта попадания пушечных ядер в цифровую толпу.
Все сцены были сняты в Военно-морском колледже в Гринвиче, в Лондоне, это очень популярная съемочная локация, с которой команда BlueBolt уже знакома по другим проектам. Поэтому главной задачей здесь было создание нового взгляда на известную локацию и превращение ее в парижскую улицу, сохраняя при этом съемочную архитектуру.
Исторический консультант студии Айниго Миннс, профессор лондонского Университета искусств, помог Баджетту провести исследования парижской архитектуры того периода. Ключевым референсом здесь было одно крыло Лувра, подошедшее для создания административного здания позади наполеоновских солдат. BlueBolt построили его в 2.5D. А также пристроили к Старому Военно-морскому колледжу мансарду во французском стиле, создав ее в 3D. Позади толпы восставших они разместили цифровой мэттпейнт (DMP), основанный на примерной геометрии, подходящей по масштабу и перспективе. Здесь в ход пошли дополнительные референсы Лувра от Айниго.
Для создания цифровой толпы BlueBolt затерли тросы, которыми дергали каскадеров для имитации взрыва, вручную притречили пятна крови и отделили конечности жертвам попадания пушечных ядер там, где это требовалось по сюжету. Промежутки между группами каскадеров были заполнены цифровой толпой, которая могла принять более жесткие удары орудий. Цифровая толпа была анимирована с помощью захвата движения. Для этого каскадеры отработали несколько сессий захвата в студии Imaginarium компании Ealing Studios.
Толпа размахивала флагами, некоторые из которых были заменены симуляциями, чтобы можно было «порвать» эти флаги пушечными выстрелами и осколками шрапнели. Шоты были укомплектованы 2D элементами: огнем, дымом, болтающейся на ветру порванной тканью, а также – двумя типами цифровой крови. Толпа также бросала бутылки и камни, смоделенные в 3D и анимированные вручную.
«Картина содержит не только большой объем цифровых декораций, но и множество малозаметных VFX элементов, необходимых для создания убедительной исторической атмосферы в батальных сценах, – подводит итог Баджетт. – Мы гордимся своей работой на проекте».
https://www.youtube.com/watch?v=G6lLZgKrqwM
Автор статьи: Н. Маркалова