Найти тему
Мама, не ори!

Скаффолдинг: методика обучения из советских времен

Когда я впервые услышала термин «скаффолдинг», я озадачилась и мне захотелось узнать, что это такое. Оказывается, это методика обучения, которая обеспечивает поддержку и помощь обучаемому, благодаря чему он достигает результатов. Официально термин появился в 1976 году, но советские психологи узнали про него намного раньше.

Скаффолдинг — в переводе с английского «строительные леса». И становится не очень понятно, как строительные леса могут быть связаны с обучением и развитием.

Могут, в части выполняемых ими функций. Строительные леса — это поддержка, без которой строительная конструкция может разрушиться. В обучении тоже важно иметь наставника, на которого можно опереться. Здесь можно провести самую простую аналогию.

Когда ребенок учится ходить, он сначала ходит по стеночке, придерживается за нее, потом может опираться на стулья или на другие предметы, ходит за руку со взрослым или в ходунках. Когда навык ходьбы формируется окончательно, ребенку уже не нужны «строительные леса» в виде стула, стены или руки взрослого. Он уверенно стоит на ногах сам и может ходить без посторонней помощи.

В обучении также. Был такой знаменитый психолог Лев Выготский, который предложил термин «зона ближайшего развития ребенка». Это понятие, кстати, работает не только с детьми, но и со взрослыми.

Зона ближайшего развития — это те задачи, которые ребенок способен решить с помощью взрослого.

Все задачи, стоящие и перед детьми, и перед взрослыми, условно можно разбить на три группы:

  1. то, что я могу сделать
  2. то, что я могу сделать с помощью учителя, наставника, взрослого
  3. то, что я не могу сделать.

Задачи из первой группы нас никак не развивают, мы и так с ними прекрасно справляемся. К задачам из третьей группы приступать бесполезно, они нам не поддадутся. А вот задачи из второй группы — это как раз зона ближайшего развития, когда нужен наставник, учитель, взрослый.

Понятно, что зона ближайшего развития ребенка будет отличаться от такой же зоны взрослого, и зона ближайшего развития годовалого ребенка будет отличаться от зоны ближайшего развития подростка.

Суть скаффолдинга как раз заключается в том, чтобы правильно определить эту зону ближайшего развития и составить план развития неких навыков. Учитель здесь просто помогает, но ни в коем случае не делает вместо ученика. Он создает благоприятные условия для обучения, мотивирует, корректирует, наблюдает, постепенно передавая все больше ответственности и самостоятельности.

-2

Если вы хоть раз учились чему-то во взрослом возрасте, то вы, наверняка, хорошо представляете себе, что такое скаффолдинг. Например, вождение автомобиля. Вас не сразу посадили за руль и сказали: «Поехали прямо два километра». Сначала вы учили правила, а только потом перешли к практике, ездили с инструктором, после сами. Это тоже скаффолдинг.

Одним словом, все новое — это хорошо забытое старое, а скаффолдинг — это всего лишь зона ближайшего развития.

Слышали раньше такой термин?

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Канал «Мама, не ори!»: пространство для тех, кто воспитывает детей, любит жизнь и интересуется психологией🏫