Найти тему

Как будут учиться дети, если дать им в классе полную свободу? Интересная история Гамбургских школ

Оглавление

В прошлом веке на территории Гамбурга работали уникальные школы: в этих учебных заведениях у учеников и учителей была полная свобода действий — руководство не запрещало ничего.

В чем был смысл затеи?

Революция в образовании

Переход из XIX века в XX вошел в историю педагогики как эра инноваций и реформ, тогда появилось множество концепций, которые ставили в центр уважение к индивидуальности и самобытности учащегося. Такие методики были направлены на развитие у детей способности к самостоятельному мышлению и действию. Эти методы начали активно внедрять в образовательную систему разных стран в качестве альтернативы устаревшим моделям, где от учеников требовалось только заучивание материала.

Гамбург стал одним из центров инновационного образования в Европе, здесь ещё в конце XIX века стали появляться коллективы, состоящие из прогрессивных педагогов, которые печатали свои учебники и обращались к правительствам с просьбами о разрешении открыть экспериментальные школы.

Модернизация немецкой системы образования того времени была необходима: причиной служили быстрое промышленное развитие, появление движений за права человека и слишком прагматичный подход к обучению в местных школах.

Период работы экспериментальных школ в Германии начался после того, как закончилась Первая Мировая война и Ноябрьская революция.

В образовании произошли радикальные изменения: социальную дискриминацию устранили, общее образование стало бесплатным для всех. «Изюминка» таких школ заключалась в предоставлении ученикам полной свободы — концепция выглядит смело даже в 2024 году!

Принцип работы

Директора гамбургских школ сознательно отказались от устаревших школьных методов. Их целью было создание обновленного общества, где главенствует совместная деятельность и самореализация каждого человека.

Новаторы мечтали создать идеальную школу, основанную на принципах свободы и общности, и довели концепцию до крайности, придерживаясь лозунга «Начни с ребенка».

В школах не было четких правил, образовательных программ и конкретных целей, дети имели право действовать по своему усмотрению, но должны были научиться ответственности и самодисциплине на уроках. Учителя тоже пользовались полной свободой в методах преподавания.

Школы Гамбурга в ХХ веке преобразились в тесно связанные сообщества, где учащиеся, педагоги и родители объединялись на принципах взаимопонимания и доверия. Педагоги в этих заведениях становились учителями, наставниками и друзьями, создавая атмосферу братского единства. Несмотря на то, что каждая из таких прогрессивных школ обладала своими уникальными характеристиками, они все разделяли несколько принципов:

  • Автономность в управлении,
  • Независимость от стандартных учебных программ, придуманных государством,
  • Свобода в подборе преподавательского состава,
  • Обучение в смешанных классах для мальчиков и девочек.

С самого начала ученикам детально объясняли философию школы: они сами определяли правила, общались с учителями на «ты» и выбирали, чему и когда учиться.

В рамках предметного обучения детям предлагали широкий спектр курсов: от экономики и географии до истории, математики, химии, английского языка и прочего. Формат занятий определяли сами учителя, начиная от бесед и игр до экспериментов, дискуссий. Основную часть материала дети изучали самостоятельно, помогая друг другу, на уроках активно обсуждались актуальные темы, демонстрировались научные и литературные работы, проводилась коллективная оценка творческих заданий.

Гамбургские заведения отличались от других экспериментальных школ того времени: все они находились внутри города, ориентировались на детей рабочего класса и давали образование бесплатно. Экспериментальные методики применялись для детей в возрасте до 14 лет.

Эффект такого образования

Новость о необычных школах Гамбурга быстро облетела мир, привлекая широкое внимание в разных странах. Удивительным было то, что в условиях полной свободы эти школы не скатились в хаос, а ученики эффективно поддерживали порядок и дисциплину!

Посещаемость занятий оставалась на высоком уровне, качество выполнения заданий учениками превышало показатели традиционных школ. Для детей, переживших последствия войны и психологическую травму, такие результаты были весьма сродни подвигу. Гамбургские педагоги активно вовлекали родителей в жизнь школ, организовывая различные мероприятия с участием всех членов семей учеников.

Недостатки системы полной свободы

Вместе с тем экспериментальные школы Гамбурга столкнулись с рядом серьезных проблем. Консервативно настроенные педагоги и некоторые родители критиковали принятый подход к образованию, недовольные часто жаловались на недостаточный объем обучения и преобладание гуманитарных дисциплин, что не соответствовало их ожиданиям.

К тому же школы столкнулись с последствиями экономического кризиса в Германии после войны. Нехватка учебных материалов и переполненные классы, в которых учились бедные и иногда голодающие дети, стали серьезной проблемой. В итоге экспериментальные школы все же не смогли радикально изменить традиционную систему образования.

Завершение эпохи

К 1933 году, с приходом НСДАП к власти в Германии, эксперименты в школах прекратились: нацистский режим не допускал свободы для учителей и учеников, а смешанное образование отменил законодательно. Многие из учителей и выпускников этих учебных заведений активно участвовали в движении сопротивления нацизму: только благодаря этим людям идея свободного образования продолжала жить.

В эпоху Гамбургских школ многие из их подходов нашли применение и вне Германии. Например, в РСФСР после Октябрьской Революции попытка введения самоуправления в школах привела к временному беспорядку, но со временем появилась более структурированная система детского самоуправления, сочетающаяся с трудовым воспитанием, которая характеризовалась большей строгостью, чем в Гамбурге

Интерес к гамбургскому эксперименту возобновился в конце 60-х и начале 70-х годов XX века, и в начале XXI века начался новый этап открытия школ, работающих по схожим принципам.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Что такое русская зима, по мнению иностранцев?
Обучение за границей + РФ Smapse18 января 2024
Самая сложная в мире государственная граница
Обучение за границей + РФ Smapse18 января 2024
История советского фастфуда: чем у нас заменяли хот-доги и гамбургеры. Не читать на голодный желудок!
Обучение за границей + РФ Smapse15 января 2024
Краткая история советской уфологии: как граждане страны Советов охотились на зеленых человечков?
Обучение за границей + РФ Smapse15 января 2024
5 безобидных вещей, из-за которых в прошлом вас бы могли посчитать ведьмой и сжечь
Обучение за границей + РФ Smapse14 января 2024