В истории человечества есть множество примеров, когда талантливые чудо-дети вырастали и становились мировыми знаменитостями. Но не всем вундеркиндам удаётся в дальнейшем воплотить в жизнь свои выдающиеся способности, во многих случаях их талант остаётся лишь скрытым потенциалом.
Профессоры МГПУ, основываясь на исследованиях, выяснили, что влияет на раскрытие таланта ребёнка во взрослой жизни.
Какой он — талантливый ребенок?
Эксперты выделяют четыре основных аспекта, связанных с изучением таланта у детей:
- определение сущности таланта с психологической точки зрения,
- практическая часть этих способностей,
- надёжность методов выявления таланта и прогноз будущего развития ребёнка,
- условия для обучения и развития талантливых детей.
Согласно современным научным представлениям, одаренность состоит из трех основных элементов:
- Глубоко развитый интеллект,
- Выразительная креативность,
- Сильная внутренняя мотивация.
Под интеллектом здесь подразумевается особый психологический аспект, отличный от обыденного понимания ума: это способность к решению сложных задач, измеряемая, например, через тесты на IQ. Креативность — глубоко укорененное качество личности, которое проявляется в разных аспектах жизни человека.
Основная мотивация талантливых людей — стремление к активной деятельности и процессу творчества, действия каждой личности мотивированы разнообразными факторами — некоторые из них осознанные, другие же работают на уровне подсознания. У каждого человека существует своя система приоритетов и мотивов, где одни играют ключевую роль, а другие остаются в тени. У взрослых одаренных людей чаще всего преобладают мотивы, связанные с их профессиональной деятельностью и интересами.
Правильный подход к развитию талантливого ребенка
Дети более открыты и чувствительны к оценке извне, поэтому к ним необходим особый подход со стороны учителей и родителей, когда речь идет о воспитании или учебе. Взрослым нужно избегать чрезмерной оценки или занижения способностей детей, вместо этого акцентируя внимание на их всестороннем развитии.
Учителя и родители, проводящие много времени с детьми, часто могут оценить их потенциал и перспективы лучше, чем психологи. Обширные исследования демонстрируют, что оценки родителей и учителей часто оказываются более даже более точными по сравнению с результатами стандартных профессиональных тестов.
Как справедливо определить перспективы и потенциал ребенка?
Для начальной диагностики потенциала ребенка родители и педагоги могут использовать упрощенные методы оценки, которые отличаются от классических психологических тестирований. Такие инструменты позволяют взрослым определить эффективные стратегии для развития и обучения молодых талантов.
Один из основных элементов оценки детской одаренности — интеллектуальные тесты, которые измеряют IQ. Концепцию IQразработали в начале ХХ века на основе исследований, направленных на оценку умственного развития учащихся. Эти тесты оценивали «умственный возраст» ребенка, сравнивая его с установленными нормами для его сверстников.
Затем психологи разработали методику расчета коэффициента IQ, используя эти данные, и с течением времени показатель IQ стал распространенным инструментом оценки врожденных интеллектуальных способностей и потенциала.
Высокий IQ — не показатель успеха в будущем
Современные исследования доказывают, что использование тестов IQ в качестве единственного критерия, который разделяет учеников на категории «способных» и «неспособных» — слишком упрощенный подход, который не отражает полную сложность и многогранность одаренности. Стало ясно, что тесты IQ отражают лишь текущее состояние интеллектуальных способностей ребенка, не давая полной картины о его долгосрочных перспективах. Чрезмерное внимание к показателю IQ и определение будущего молодых талантов на его основе зачастую приводят к ошибочным выводам.
Интеллект нельзя назвать единственным фактором, который определяет успех ребенка в будущем, он не может гарантировать, что вундеркинд откроет лекарство от рака или придумает, как колонизировать Марс. Одаренность — более комплексный и многоаспектный феномен, так как он включает в себя не только интеллектуальные способности, но и творческую активность, внутреннюю мотивацию и другое. IQ преимущественно связан с академическими навыками и показателями, но не всегда означает достижение реальных успехов в жизни.
К тому же, в отличие от всесторонней одаренности, интеллект может уменьшаться со временем.
Обычно с возрастом уровень интеллекта у людей снижается, что контрастирует с сохранением и развитием других способностей. Интересно, что чем слабее наши интеллектуальные способности, тем выше мы их ценим! В детском и подростковом возрасте, когда интеллект находится на пике своего развития, важно правильно направлять и развивать потенциальные способности.
Одного ума недостаточно
Необходимо осознавать, что детский интеллект — это только начало пути в развитии потенциала одаренной личности, он не делает достижения в будущем гарантированной данностью. Множество дополнительных факторов, включая личностные качества и влияние окружающей среды, играют важную роль в процессе достижения высот.
До сих пор ученые не пришли к общему мнению о том, были ли все выдающиеся ученые и деятели искусства вундеркиндами в детстве. Изучение их ранних лет часто затруднены из-за того, что биографии многих гениев окутаны мифами и легендами.
Даже свидетельства о том, что у великого человека не было особых способностей и достижений в школьные годы, не служат опровержением возможного позднего раскрытия одаренности. Её развитие — это длительный процесс, который может не получать должной поддержки в образовательной системе.
Важно осознавать, что наличие признаков одаренности в раннем возрасте не является гарантией будущих достижений. Но это работает и в обратную сторону: отсутствие ярко выраженных талантов в детстве и юности не исключает возможности их раскрытия и развития в более позднем возрасте.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также: