Лауреат четырех Сталинских премий, знаменитый в 30-е и в 40-е годы писатель Петр Павленко однажды произнес гениальную фразу:
"Если есть великие полководцы, должны быть великие солдаты".
Таких солдат в Красной армии хватало. Среди них Иван Ларкин – один из лучших снайперов ВОВ, человек с большой буквы и с несгибаемой силой воли, подвиги которого во время войны вызывают восхищение. А еще один подвиг герой совершил в мирной жизни уже после победы над врагом.
Деревенский везунчик.
Ваня (1924 г.р.) вырос в деревне Слобода, что на западе Тульской области. К началу войны он успел окончить 7 классов, затем работал в колхозе. В октябре 1941 г. деревню захватили гитлеровцы, но оккупация длилась недолго – всего 2,5 месяца. Но и этого времени парню хватило, чтобы увидеть то, что представляют собой изверги-фашисты. Поэтому на фронте, куда попал в мае 1942 г. он их никогда не жалел. А воевать Ларкину пришлось в 30-40 км от дома – в Болховском районе Орловской области, где его роту с непонятной целью бросали в атаку в голом поле на пулеметы.
Один раз в строю осталось 9 человек, а в другой только Иван. Остальные были ранены или убиты, а, главное, люди гибли бессмысленно, так и не нанеся урон врагу. Именно тогда Ларкин решил стать снайпером, чтобы уничтожить больше фашистов. Он начал много стрелять, вывешивал банки из-под консервов на нейтральной полосе и вел по ним огонь. Получалось неплохо. Бойцы над ним смеялись, а ротный похвалил и выдал снайперскую винтовку. К Ивану прикрепили снайпера наставника из соседней роты. А в сентябре он уже начал сам выходить на охоту.
Самым трудным оказалось поджидать цель – неподвижно лежать на нейтральной полосе целый день, порою в сильный мороз, чтобы сделать один выстрел. При этом надо было не только уничтожить врага, но и не дать обнаружить свое местонахождение. Первая же засада чуть не стала последней. Ваня недостаточно глубоко вырыл окопчик и, когда ползком менял позицию после выстрела, последовал сильный удар вражеской пули о стальной шлем. Она оставила на нем глубокую вмятину.
В яблочко!
Постепенно Ларкин обретал опыт, личный счет его непрерывно рос. Только и немцы начали на него охоту. Иван уничтожил несколько снайперов фрицев, тогда они выставили против него Ульриха Даргеля – инструктора Смоленской снайперской школы, имевшего на своем счету более 200 побед. Три дня дуэли прошли вхолостую, хоть каждый из стрелков был близок к победе. На четвертый день Иван решил прибегнуть к проверенному трюку со старой каской на шесте, которую напарник высунул из окопа. И сработало! Даргель выстрелил и попал в каску, при этом дал обнаружить себя, а затем решил посмотреть на результат стрельбы. Излишнее любопытство стоило ему жизни.
В марте 1943 г. Ларкин получил свою первую награду – медаль "За отвагу": в бою у деревни Кукуевка он уничтожил 27 фашистов. В апреле за 126 солдат и офицеров противника его наградили орденом Красной Звезды. К началу Курской битвы на счету меткого стрелка было уже 216 побед. Снайпера снова скупо представили к аналогичному ордену, хоть другим и за меньшее орден Ленина давали. 17 июля 1183-го полк, в котором служил Иван перешел в наступление. А 19 июля боец на нейтральной полосе уничтожил 12 фрицев.
На следующий день, когда рота пошла в атаку у деревни Рог, её встретил перекрестный огонь шести немецких пулеметов. Комроты понимал, что это конец, но приказ есть приказ. Раз за разом 150 бойцов вставали в атаку и тут же падали в пыль, теряя товарищей. Тогда Иван под шквальным огнем пробрался в дом, что стоял на отшибе и оттуда положил все 6 пулеметных расчетов. Когда рота в очередной раз пошла в атаку, то по ней уже никто не стрелял. И все бойцы, что остались в живых, про себя поблагодарили Ваню.
24 июля Ларкин совершил свой главный подвиг – закрыл в бою ротного, успев положить из винтовки несколько фрицев. При этом он был тяжело ранен в руку и в ногу. С 19 по 24 июля снайпер уничтожил 124 гитлеровца и довел общее число побед до 340! Это 28 результат по итогам ВОВ, причем все победы подтверждены документально!
Подвиг после войны.
Очнулся Ларкин через несколько дней в московском госпитале. Ему ампутировали руку и ногу, и это пацану в 19 лет! В январе 1944 г. Ивану Ивановичу присвоили звание Героя Советского Союза, но его беспокоил вопрос, как дальше жить? И тут снайперу повезло. Вместе с ним в палате лежал педагог Семен Лукич Коротких, который в жизни Ларкина сыграл такую же роль, как полковой комиссар Воробьев в судьбе летчика Алексея Маресьева.
Семён Лукич часами убеждал Ивана в великой силе жизни, которая помогает преодолевать любую беду. Он заставил парня поверить в себя и не позволил сломаться. Подсказал и профессию. Инвалид окончил юридическую школу, а в 1951 г. экстерном юридический институт. Затем он сдюжил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию, после чего десятки лет преподавал в Высшей школе КГБ. Он стал профессором, написал учебник по Гражданскому праву! Все это сделал на максимуме и с огромными трудностями, собрав всю свою волю в кулак. В своем последнем интервью Ларкин сказал:
"Война для меня продолжается до сих пор".
"Человек несгибаемой воли", "Красная Звезда", 20.07.2018 г.
Спасибо за лайк, комментарий, репост и подписку!