Найти тему
sara erit moshe

Влияние актрисы-учёной на современный мир | Хеди Ламарр

Хеди Ламарр (урождённая Хедвиг Ева Мария Кислер) - 9 ноября 1914 – 19 января 2000) - американская актриса австро-венгерского происхождения и изобретательница технологий.

Ламарр родилась в 1914 году в Вене, единственным ребенком Гертруды "Трейд" Кислер (урожденной Лихтвиц) и Эмиля Кислера.

Ее отец родился в галицийско-еврейской семье в Лемберге в австрийской части Австрийской империи (ныне Львов на Украине) и был в 1920-х годах заместителем директора Wiener Bankverein, а в конце своей жизни директором united Creditanstalt-Bankverein.

Ее мать, пианистка и уроженка Будапешта, происходила из венгерско-еврейской семьи высшего класса. Она приняла католицизм и была "практикующей христианкой", которая воспитывала свою дочь как христианку, хотя в то время Хеди официально не была крещена.

В детстве Ламарр проявляла интерес к актерскому мастерству и была очарована театром и кино. В возрасте 12 лет она выиграла конкурс красоты в Вене. Также Хеди начала узнавать о технологических изобретениях вместе со своим отцом, который брал ее с собой на прогулки, объясняя, как функционируют устройства.

Хеди Ламарр в детстве
Хеди Ламарр в детстве

Карьера кинозвезды

Ламарр посещала курсы актерского мастерства в Вене, когда однажды подделала записку от своей матери и отправилась в "Саша-фильм", где смогла устроиться на работу сценаристкой. Находясь там, она смогла получить роль статистки в фильме "Деньги на улице" (1930), а затем небольшую говорящую роль в фильме "Буря в стакане воды" (1931). Продюсер Макс Рейнхардт затем пригласил ее на роль в пьесе под названием "Слабый пол", которая была поставлена в театре в Йозефштадте. Рейнхардт был настолько впечатлен ею, что привез ее с собой обратно в Берлин.

Однако на самом деле она никогда не тренировалась у Рейнхардта и не появлялась ни в одной из его берлинских постановок. Вместо этого она познакомилась с русским театральным продюсером Алексисом Грановским, который снял ее в своем режиссерском дебюте "Сундуки мистера О.Ф." (1931) с Уолтером Абелем и Питером Лорре в главных ролях. Грановски вскоре переехал в Париж, но Ламарр осталась в Берлине и получила главную роль в комедии Карла Боэза "Деньги не нужны" (1932). Затем Ламарр снялась в фильме, который сделал ее всемирно известной.

В начале 1933 года, в возрасте 18 лет, Ламарр получила главную роль в фильме Густава Мачати "Экстаз" ("Ecstasy" по-немецки, "Extase" по-чешски). Она сыграла заброшенную молодую жену равнодушного пожилого мужчины.

В фильме "Экстаз" 1933 год
В фильме "Экстаз" 1933 год

Фильм стал одновременно знаменитым и печально известным благодаря показу лица Ламарр в муках оргазма, а также крупным планом и кратким сценам обнаженной натуры. Ламарр утверждала, что была "одурачена" режиссером и продюсером, которые использовали мощные телеобъективы, хотя режиссер оспаривал ее утверждения.

Несмотря на то, что она была встревожена и теперь разочаровалась в других ролях, фильм получил мировое признание после получения награды на Венецианском кинофестивале. Во всей Европе он считался художественным произведением. В Америке это считалось чрезмерно сексуальным и получило негативную огласку, особенно среди женских групп. Картина была запрещена там и в Германии.

Ламарр сыграла несколько сценических ролей, в том числе главную в "Сисси", пьесе об императрице Елизавете Австрийской, поставленной в Вене. Она получила высокие оценки критиков. Поклонники присылали розы в ее гримерную и пытались попасть за кулисы, чтобы встретиться с ней. Она отослала большинство из них, включая человека, который был более настойчив, Фридриха Мандля. Он стал одержим желанием познакомиться с ней поближе.

Мандл был австрийским торговцем военным оружием и производителем боеприпасов, который, по общему мнению, был третьим по богатству человеком в Австрии. Она влюбилась в его обаятельную личность, отчасти из-за его огромного финансового состояния. Ее родители, оба еврейского происхождения, не одобряли этого из-за связей Мандл с лидером итальянских фашистов Бенито Муссолини, а позже и с фюрером Германии Адольфом Гитлером, но они не смогли остановить упрямую Ламарр.

10 августа 1933 года Ламарр вышла замуж за Мандла в Карлскирхе. Ей было 18 лет, а ему 33. В своей автобиографии "Экстази и я" она описала Мандла как чрезвычайно контролирующего мужа, который категорически возражал против ее сцены симуляции оргазма в "Экстазе" и помешал ей продолжить актерскую карьеру. Она утверждала, что ее держали фактически пленницей в их доме-замке.

Актриса-изобретательница Хеди Ламарр
Актриса-изобретательница Хеди Ламарр

Мандл имел тесные социальные и деловые связи с итальянским правительством, продавая стране боеприпасы, и хотя, как и Хеди, его собственный отец был евреем, он также имел связи с нацистским режимом Германии. Ламарр писала, что диктаторы обеих стран посещали пышные вечеринки в доме Мандла. Ламарр сопровождала Мандла на деловые встречи, где он совещался с учеными и другими специалистами, занимающимися военными технологиями. Эти конференции стали ее введением в область прикладной науки и развили ее скрытый талант в области науки.

Брак Ламарр с Мандлом в конце концов стал невыносимым, и в 1937 году она решила отделиться как от своего мужа, так и от страны. В своей автобиографии она написала, что переоделась своей горничной и сбежала в Париж, но, по другим данным, она убедила Мандла позволить ей надеть все свои украшения на званый ужин, а затем исчезла.

Она пишет о своем браке:
"Очень скоро я поняла, что никогда не смогу стать актрисой, пока буду его женой. Он был абсолютным монархом в браке. Я была как кукла. Я была подобна вещи, какому-то предмету искусства, который нужно было охранять и заключать в тюрьму, не имея ни разума, ни собственной жизни."

После прибытия в Лондон в 1937 году она познакомилась с Луисом Б. Майером, главой MGM, который занимался поиском талантов в Европе. Сначала она отклонила предложение, которое он ей сделал (125 долларов в неделю), но затем забронировала билет на тот же лайнер, направляющийся в Нью-Йорк, что и он, и сумела произвести на него достаточное впечатление, чтобы заключить контракт на 500 долларов в неделю. Майер убедил ее сменить имя на Хеди Ламарр (чтобы дистанцироваться от своей настоящей личности и связанной с ней репутации "леди экстази"), выбрав фамилию в честь прекрасной звезды немого кино Барбары Ла Марр по предложению своей жены, которая восхищалась Ла Марр. Он привез ее в Голливуд в 1938 году и начал рекламировать как "самую красивую женщину в мире".

Сигрид Гури, Чарльз Бойер, Хеди Ламарр в фильме "Алжир" (1938)
Сигрид Гури, Чарльз Бойер, Хеди Ламарр в фильме "Алжир" (1938)

Майер одолжил Ламарр продюсеру Уолтеру Вангеру, который снимал "Алжир" (1938), американскую версию французского фильма "Пепе ле Моко" (1937). Ламарр сыграла главную роль с Чарльзом Бойером. Фильм произвел "национальную сенсацию", говорит Ширер. Она была объявлена как неизвестная, но широко разрекламированная австрийская актриса, что вызвало предвкушение у зрителей. Майер надеялся, что она станет еще одной Гретой Гарбо или Марлен Дитрих. По словам одного зрителя, когда ее лицо впервые появилось на экране, "все ахнули... от красоты Ламарр буквально захватывало дух".

В будущих голливудских фильмах ее неизменно изображали как типичную гламурную соблазнительницу экзотического происхождения. Ее вторым американским фильмом должен был стать "Я беру эту женщину" со Спенсер Трейси в главной роли под руководством постоянного сотрудника Дитрих Йозефа фон Штернберга. Фон Штернберг был уволен во время съемок, его заменил Фрэнк Борзейдж. Фильм был приостановлен, и Ламарр была приглашена в "Леди тропиков" (1939), где она сыграла соблазнительницу смешанной расы в Сайгоне вместе с Робертом Тейлором. Она вернулась к фильму "Я беру эту женщину", переснятому У. С. Ван Дайком. Получившийся фильм провалился.

"Город бумов" (1940)
"Город бумов" (1940)

Гораздо более популярным был "Город бумов" (1940) с Кларком Гейблом, Клодетт Колберт и Спенсером Трейси; фильм собрал 5 миллионов долларов. MGM быстро вернула Ламарр и Гейбла в команду в фильме "Товарищ Икс" (1940), комедийном фильме в духе "Ниночки" (1939), который стал еще одним хитом.

Однако Ламарр не реализовалась, прожив жизнь исключительно как красивая женщина и знаменитая актриса. Когда США ввязались во Вторую мировую войну, она решила испытать свой изобретательский ум, чтобы помочь в военных действиях.

Ее брак с Мэндлом, ключевым игроком в снабжении оружием держав Оси, оказался ценным. Пара часто устраивала званые обеды, на которых присутствовали высокопоставленные нацистские чиновники. Ее муж был в тесном контакте как с Адольфом Гитлером, так и с Бенито Муссолини, с обоими из которых Ламарр была знакома.

Как жена Мандла, она получила доступ к секретным разведывательным данным. Понимание типа военной технологии, используемой противником, привело ее к идее скачкообразного изменения частоты сигнала. Многие современные технологии, используемые сегодня, такие как Wi-Fi, Bluetooth и GPS, были бы невозможны без этого изобретения. Из-за этого люди должны упоминать Хеди Ламарр и Wi-Fi на одном дыхании.

“Улучшение вещей для меня естественно”, - сказала о себе Хеди Ламарр. Изобретательство было ее методом перехода от одного амплуа к другому. Ее разум был полон бесконечных возможностей. Всегда было чему поучиться, переделать, сделать превосходным или продвинуться вперед.

"Унесённые ветром" (1939)
"Унесённые ветром" (1939)

Модернизация более скоростных самолетов во время Второй Мировой Войны

Накануне вступления США во Вторую мировую войну один из бойфрендов Ламарр, авиационный магнат Говард Хьюз, обратил внимание на ее талант. Креативность и интеллект его новой партнерши поразили его, заставив бизнесмена ввести ее в свою команду аэродинамиков, чтобы она могла помочь усовершенствовать самолеты.

Работая ли в трейлере на съемочной площадке или в домашней лаборатории, Ламарр боролась со скукой, разрабатывая дизайн более скоростных самолетов. Проанализировав формы самых быстрых в мире рыб и птиц, она создала для Хьюза более экономичный и скоростной дизайн крыла.

Хеди Ламарр и Wi-Fi

Хотя Ламарр технически не была изобретателем Wi-Fi, она разработала концепцию технологии расширенного спектра, которая делает это возможным. В 1940 году она познакомилась на званом ужине с самопровозглашенным композитором “плохим мальчиком” Джорджем Антейлом. Эти двое сблизились в разговоре после обсуждения того, как Ламарр была встревожена трагическим затоплением эсминца "Город Бенарес". Из 90 эвакуированных, которые были детьми, направлявшимися в безопасное место из Великобритании в Канаду, 77 погибли из-за попадания вражеской торпеды в корабль.

Ламарр не хотела, чтобы эта случайная встреча пропала даром — она хотела помочь и поучаствовать в военных действиях. Она дала Антейлу свой номер телефона, написав его красной помадой на лобовом стекле его автомобиля.

Вскоре после этого они вдвоем работали над системой беспроводной связи, которая не позволяла вражеским силам “глушить” или блокировать сигнал, направлявший торпеды союзников. Она назвала это изобретение “скачкообразной перестройкой частоты”, поскольку система заставляла радиоволны от передатчика и приемника одновременно меняться на новые. Скачкообразная перестройка с разных частот делала невозможным обнаружение и перенаправление входящих сигналов, так что торпеда могла промахнуться мимо цели.

К сожалению, военно-морской флот США отклонил вклад Ламарр, сказав ей, что она была бы более полезна, продавая военные облигации. Желая помочь любым возможным способом, она согласилась, собрав 25 миллионов долларов.

К счастью, ее изобретение не пропало даром. Это была одна из ключевых систем связи, использовавшихся во время Карибского кризиса. Сегодня мы наблюдаем скачки частоты в Wi-Fi, Bluetooth и GPS. Milstar, сеть военных спутников связи, также использует ту же технологию.

Другие известные изобретения
Как однажды сказала Ламарр, “Все творческие люди хотят делать неожиданное”.

Ее изобретения подтверждают это. За свою жизнь она придумала идеи более совершенного светофора, планшета, который делал напитки газированными, и флуоресцентного ошейника для собак.

Долгий путь к достойному наследию
Несмотря на то, что она жила в эпоху, когда женщинам приходилось выбирать, быть красивой или умной, она смело выбрала и то, и другое. Хотя при жизни она не получила заслуженного признания за свой новаторский ум, в последние годы ее влияние приобрело большее значение.

В 1997 году она и ее соавтор по скачкообразной перестройке частоты Антейл получили премию Pioneer Award от Electronic Frontier Foundation (EFF). В дополнение к этому фильм "Бомба": история Хеди Ламарр (2017) привлек внимание к ее значительному вкладу в современные технологии. С тех пор статьи из Forbes, The Smithsonian, Biography, PBS и New York Times помогли изменить то, что люди предпочитают помнить и чтить о Ламарр.

Последние годы жизни

1970-е годы были десятилетием растущего уединения для Ламарр. Ей предложили несколько сценариев, телевизионных рекламных роликов и сценических проектов, но ни один из них не вызвал у нее интереса. В 1974 году она подала иск на 10 миллионов долларов против Warner Bros., утверждая, что пародия на ее имя ("Хедли Ламарр") в комедии Мела Брукса "Пылающие седла" нарушила ее право на частную жизнь. Брукс сказал, что он польщен; студия урегулировала дело во внесудебном порядке за нераскрытую номинальную сумму и принесла извинения Ламарр за то, что "почти использовала ее имя". Брукс сказал, что Ламарр "так и не поняла шутки". Из-за ухудшения зрения Ламарр отошла от общественной жизни и поселилась в Майами-Бич, штат Флорида, в 1981 году.

За свой вклад в киноиндустрию Ламарр получила звезду на Голливудской аллее славы по адресу Голливудский бульвар 624, примыкающей к Вайн-стрит, где находится центр аллеи.

Ламарр отдалилась от своего старшего сына Джеймса Ламарра Лодера, когда ему было 12 лет. Их отношения внезапно закончились, и он переехал в другую семью. Они больше не разговаривали почти 50 лет. Ламарр вычеркнула Джеймса Лодера из своего завещания, и он подал в суд на контроль над имуществом стоимостью 3,3 миллиона долларов, оставленным Ламарр в 2000 году. В конечном итоге он согласился на 50 000 долларов США.[66]

В последние десятилетия ее жизни телефон стал единственным средством связи Ламарр с внешним миром, даже с ее детьми и близкими друзьями. Она часто разговаривала по телефону по шесть-семь часов в день, но в последние годы жизни почти ни с кем не общалась лично.

Смерть

Ламарр умерла в Касселберри, штат Флорида,19 января 2000 года от болезни сердца в возрасте 85 лет. Ее сын Энтони Лодер развеял часть ее праха в австрийском Венском лесу в соответствии с ее последней волей.

В 2014 году на Центральном кладбище Вены был открыт памятник Ламар, где был захоронен ее прах.

Вывод

В статье я старалась не затрагивать тему личной жизни и мне хотелось в большей степени раскрыть её как личность, описав карьеру актрисы и изобретательницы. На мой взгляд, вклад Ламарр гораздо более влиятельный, чем кажется. Её главным принципом была цитата "красивая не значит глупая".

Есть стихотворение Кента М. Кита, которое Ламарр любила читать своим детям перед сном под названием “Парадоксальные заповеди”. Узнав о ее жизни, легко понять, почему Ламарр выбрала именно эти слова, чтобы внушить их своим детям.

“Самые великие мужчины и женщины с самыми великими идеями могут быть сбиты с ног самыми маленькими мужчинами и женщинами с самыми маленькими умами.
В любом случае мыслите масштабно.
Люди предпочитают аутсайдеров, но следуют только за лидерами.
В любом случае сражайтесь за несколько аутсайдеров.
То, на создание чего вы тратите годы, может быть разрушено в одночасье.
Все равно стройте.
Люди действительно нуждаются в помощи, но могут напасть на вас, если вы им поможете.
Помогайте людям в любом случае.
Дайте миру лучшее, что у вас есть, и вы получите по зубам.
В любом случае, отдавай миру лучшее, что у тебя есть ”

Эти слова были ее жизненной философией. Даже когда мир был жесток к ней, Ламарр сосредоточилась на том, чтобы творить добро. Ее жизнестойкость и потребность в переменах и инновациях по-прежнему вдохновляют и мотивируют людей по всему миру, даже спустя годы после ее ухода.

Она верила в то, что красота и интеллект должны идти рука об руку, стремилась не только выглядеть прекрасно, но и развивать свои умственные способности, чтобы вносить изменения в мир.

-7

Мысль о том, что привлекательность – это не только внешность, но и внутренний мир человека, пронизывали жизненную позицию Хеди Ламарр. Она призывает нас не ограничиваться только красотой, но и стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, искать новаторские пути самовыражения, не боясь брать на себя роли, которые отличаются от общепринятых стандартов.