Найти в Дзене
Ofrodkina

Место бухгалтерского учёта в системе управления операционной деятельностью компании

Оглавление

Выражу своё личное мнение, что в силу особенностей исторического развития России предприниматели и руководители малого и среднего бизнеса не понимают суть бухгалтерского учёта и воспринимают необходимость его ведения, как законодательное требование для расчетов налогов. Однако, если отбросить устоявшуюся парадигму относительно того, что бухгалтерский учет для налоговой, а реальный управленческий учет для бизнеса, и попытаться разобраться, как отличаются эти два учета, то результатом проведенного анализа станет открытие, что бухгалтерский учет это не только непонятные дебет с кредитом. Что если организовать управление операционной деятельностью компании в едином информационном пространстве, то учет будет один, данные которого бухгалтерская служба будет использовать для составления отчетности, а другие подразделения компании для достижения поставленных перед ними задач. 

Поясню своё мнение небольшим экскурсом в историю развития бухгалтерского учета в России.

Возникновение и предпосылки развития бухгалтерского учета

В России развитие бухгалтерского учёта происходило в том же русле, что и во всем мире, уходя своими корнями к практике средиземноморских купцов.

Никому точно не известно, кто был изобретателем бухгалтерского учета. Мож­но лишь утверждать, что система двойной записи, которая применяется в современной бухгалтерии, начала появляться в ХIII - XIV вв. в торговых городах Италии. Впервые этот метод записи систематизировал и описал итальянский математик Лука Пачоли в книге «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». Его книга появилась на свет в Венеции в 1494 г. и была посвящена главным образом математике. Однако одним из разделов книги был «Трактат о счетах и записях», в котором автор подробно описал, как итальянским купцам следует вести записи, чтобы обеспечить порядок в торговом деле. Под порядком в торговом деле Лука Пачоли понимает:

- «верно вести книги и быстро считать»;

- «составление счетов и записей, чтобы легко в общем их своде находить все на своем месте, ибо если не помещать всякую вещь на принадлежащее ей место, то происходит путаница в собственных делах по известной пословице - где нет порядка, там начинается беспорядок»;

- «без задержки получить всякие сведения как относительно долгов, так и требований».

С открыти­ем Американского континента и новых торговых путей итальянские города стали приходить в упадок, центры коммерции переместились в Ис­панию и Португалию, а затем в Нидерланды. В связи с этим вполне естественно, что итальянская система двойной учетной записи распространилась в другие страны с расцветающей торговлей.

До промышленной революции учет рассматривался только с процедурной точки зрения – в каких книгах нужно делать записи об операциях, и какие необходимо провести расчеты, чтобы получить информацию о состоянии дел. Метод же двойной записи позволял свести учетные ошибки к нулю. Конец XVIII века, XIX и начало XX века были ознаменованы небывалым ростом промышленности. Потребность в крупных капиталовложениях привела к образованию банков, компаний с акционерным капиталом и фондовых бирж. Как следствие возникла необходимость в управленческой информации о производственных расходах и торговых издержках, начался поиск наиболее целесообразного способа расчета себестоимости произведенной продукции и полученной прибыли. Все это подстегнуло развитие научной мысли, привело к формированию национальных научных школ и появлению различных методологических подходов к учету. Развитие учета стимулировалось не законом, а потребностью в нем бизнеса (как тогда называли, капиталистов).

Бухгалтерский учёт в СССР

В России революционные события 1917г. привели к огромным социально-экономическим изменениям, которые не могли не отразиться и на ведении учета. В эволюции бухгалтерского учёта в СССР можно выделить следующие этапы:

1917-1918 - попытки стабилизации хозяйства путем адаптации классических методов учета к новой системе хозяйствования;

1918-1921 - формирование коммунистического учета, отказ от старых систем и форм бухгалтерского учета, создание принципиально новых учетных измерителей;

1921-1929 (времена НЭП) - реставрация классической системы бухгалтерского учета;

1929-1953 - построение социализма и изменение принципов бухгалтерского учета;

1953-1984 – совершенствование производственного учета и распространение механизированной обработки информации;

1984 - 1991 - осуществляется попытка возрождения классических принципов бухгалтерского учета.

Преобразования бухгалтерского учета и налоговой системы после распада СССР

С 26.12.1991г. после распада СССР начинаются реформы во всех областях жизни России, повлекшие за собой преобразования, затянувшиеся на десятилетия. Преобразования в налоговой системе и бухгалтерском учете не стали исключениями.

23 октября 1992г. Постановлением Верховного Совета РФ утверждается «Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики». Однако реформирование нормативной базы, устанавливающий правила ведения бухгалтерского учета, отставало от общего процесса экономических реформ. Так за период 1992-1997г. (шесть лет) было разработано и утверждено всего 5 (пять) Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).

6 марта 1998г. в целях изменения такого положения дел Постановлением Правительства РФ утверждается «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». В ходе её реализации за последующие 6 лет (1998-2003г.) было утверждено 15 (пятнадцать) ПБУ, которые охватили основную массу требований международных стандартов бухгалтерского учета. Это был наиболее активный период реформ. Для сравнения с 2004 по 2023г. (20 лет) утверждено 8 (восемь) ПБУ.

Ситуация в налоговой сфере была еще сложнее. Становление и развитие налоговой системы РФ происходило в условиях экономического и социального кризисов, спада производства, инфляции, возрастающего дефицита бюджета и т.п. В связи с острой потребностью в финансовых ресурсах государство было вынуждено проводить агрессивную фискальную политику – было введено большое число налогов и установлены достаточно высокие налоговые ставки. Поскольку налоговое законодательство готовили в спешке, а порою бессистемно, то многие важнейшие положения не были продуманы, а противоречия и белые пятна позволяли уклоняться от уплаты налогов. В оправдание можно сказать, что при таком налоговом прессе порой только уход от уплаты налогов позволял предприятиям оставаться в зоне выживаемости и прибыли.

Набравшая угрожающие размеры теневая экономика и массовое уклонение от уплаты налогов привели к тому, что во второй половине 1990-х гг. возникла острая потребность в существенном пересмотре сложившегося налогового законодательства. 6 марта 1997г. в послании Федеральному собранию Президент РФ Б.Н. Ельцин поручил Правительству РФ разработать проект Налогового кодекса, в котором должны быть кардинально упрощена налоговая система, сокращено общее число налогов и установлен исчерпывающий перечень налогов, применяемых на территории РФ, установлены предельные ставки налогов и снижены ставки штрафов и пеней.

31 июля 1998г. утверждена часть 1 Налогового кодекса РФ, вступившая в действие с 01.01.1999г. В 2000-2002г. постепенно вводились в действие отдельные главы части 2 Налогового кодекса РФ, которые регулируют уплату конкретных налогов. Например: 5 августа 2000г. утверждены главы «21. НДС», «22. Акцизы», «23. НДФЛ», «24. ЕСН», 6 августа 2001г. - «25. Налог на прибыль», 24 июля 2002г. - «26.2УСН». Благодаря проведенной реформе значительно снизились налоговые ставки, упростился механизм обложения, повысилась нейтральность налоговой системы. Сократилось количество налогов и сборов: в 1990-х годах существовало 53 вида налогов и сборов, в первоначальной редакции Налогового кодекса РФ – 28 (16 федеральных, 7 региональных и 5 местных), в 2024 г. – 17 (10 федеральных, 3 региональных, 3 местных налогов, страховые взносы).

После проведённой налоговой реформы ситуация немного стабилизировалась. Однако компании малого и среднего бизнеса продолжали оптимизировать налоги путем применения неправомерных вычетов по НДС с помощью фирм-однодневок и (или) дробления бизнеса на более мелкие компании с целью сэкономить на уплате налогов при спецрежиме. Для решения вопроса оптимизации налогов с помощью фирм-однодневок в 2015г. налоговые органы внедрили автоматизированную систему контроля за возмещением НДС (АСК НДС-2), которая на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с фирмами-однодневками и не допускает неправомерных вычетов по НДС. Окончательную точку в незаконности дробления бизнеса для оптимизации налогов поставил Конституционный суд РФ в Определении от 4 июля 2017 г. № 1440-О.

Развилка управленческого и бухгалтерского учёта

В период преобразований налоговой системы вместо того, чтобы стать учетным работником и контролером порядка в финансах и активах предприятия (как это принято в мировой практике), бухгалтер становится сотрудником, основной функцией которого являлась минимизация любыми способами налогового бремени и «рисование» бухгалтерской и налоговой отчётности. На новых возникающих предприятиях малого и среднего бизнеса бухгалтерский учет не рассматривался как один из элементов управления, его заменил разрозненный управленческий учет.

Бизнес не просто не стоял на месте, а развивался семимильными шагами. Для управления предприятиями требовались методологии и инструменты, решающие задачи управления, учета и контроля как отдельных участков и направлений деятельности компаний, так и бизнеса в целом. В помощь предпринимателям на российском рынке очень быстро появляются автоматизированные программы для торговли, складского учёта, логистики, программы клиентской лояльности (всевозможные CRM), программы управления бизнес-процессами и т.п. Предлагаемые решения являлись уже хорошо спроектированными системами с дружелюбным интерфейсом и понятным функционалом, в котором легко можно было разобраться без специальной технической подготовки. В связи с отсутствием недорогих централизованных учетных систем для малого и среднего бизнеса и наличием готового специализированного софта автоматизация началась с отдельных локальных участков и отдавалась на откуп их руководителей. Например, любой руководитель отдела продаж мог самостоятельно внедрить специализированную учетную программу для оптовой торговли. Это же самое относится и к производственным операциям, закупкам и т.п. При этом, руководителя направления интересует решение своих вопросов (продаж, логистики и т.п.), а о целостной системе учета он не задумывается, и скорей всего даже не представляет ее. В результате для решения операционных вопросов каждый отдел «городит свой огород», который, как им кажется, отлично решает их задачи. Параллельно бухгалтерская служба ведет свой учет для расчетов налогов и сдачи отчетности в собственных учетных программах. В этом «зоопарке», чтобы получить отчёт об имущественном состоянии, компании нанимают специалистов по управленческому учёту, которые чуть ли не в Excelконсолидируют всю информацию, разбросанную по отдельным учётным системам.

Выстроенная подобным образом система управления операционной деятельностью компании непрозрачна, возникают проблемы синхронизации и обмена данными, ведение общих каталогов и т.п. При этом прежде всего страдает оперативность управления и целостность всей картины эффективности управления бизнесом. Ещё один минус «зоопарка» – повышенные затраты на его содержание. В частности, расходы на дублирование заведения одной и той же информации в разные программы, раздельные службы IT, поддерживающие и развивающие каждый свою учетную программу, затраты на обмен между базами данных, затраты на выявление и устранение несогласованности между данными разных баз и т.п.

Появление ERP-систем для управления операционной деятельностью компании

Начиная с 2004г. у компаний малого и среднего бизнеса появилась возможность выстроить свою деятельность в едином учётном пространстве - фирмой 1С была выпущена первая российская учетная программа наподобие современных ERP-систем, на базе которой можно было автоматизировать основные бизнес-процессы предприятия (планирование, закупка, производство, оптовая и розничная торговля, бюджетирование, кадровый учет и расчет зарплаты, бухгалтерский и налоговый учет, т.п.). Современные ERP-системы - это набор интегрированных приложений, которые комплексно, в едином информационном пространстве поддерживают все основные аспекты управленческой деятельности предприятий - планирование ресурсов (финансовых, человеческих, материальных) для производства товаров (услуг), оперативное управление выполнением планов (включая снабжение, сбыт, ведение договоров), все виды учета и анализ результатов хозяйственной деятельности. Пользователями ERP-систем являются все сотрудники, деятельность которых так или иначе связана с планированием и (или) движением ресурсов предприятия. Например, работники, которые отвечают за расчет спецификаций на материалы для производства продукции (услуг); работники, отвечающие за закупку товарно-материальных ценностей; работники производств, на основании заданий которых материалы отпускаются в производство; работники отдела продаж, на основании заданий которых продукция отгружается со склада покупателям; работники склада и т.п.

Однако несмотря на появление ERP-систем многие предприятия малого и среднего бизнеса по инерции, в связи с недостаточностью средств или руководствуясь правилом «если работало раньше, то будет работать и дальше» продолжают развивать разрозненное управление операционными процессами и использовать комплект из различных программ. Такие компании проигрывают в эффективности управления и несут больше управленческих затрат по сравнению с компаниями, чье операционное управление выстроено в едином информационном пространстве с использованием автоматизированных ERP-систем.

Компании же, внедряющие ERP-системы, зачастую не придают значения тому, как оптимальным образом организовать бизнес-процессы с учетом одновременного выполнения задач подразделений, непосредственно отвечающих за совершение производственно-хозяйственных операцией, и требований бухгалтерского учета. Как следствие, такие компании не эффективно используют возможности современных ERP-систем и несут больше управленческих затрат, чем могли бы.

Новые требования к квалификации бухгалтера

В период от перестройки до наших дней менялись не только методы и инструменты учёта, но и требования к квалификации самих бухгалтеров. Из написанного выше становится понятно, что в период 1992-1997г. в России просто не могло быть бухгалтеров, как хороших специалистов, которые помогли бы малому и среднему бизнесу выстроить систему учёта. Направленность бухгалтерских служб исключительно на сдачу отчётности и минимизацию налогов сказалась на квалификации кадров этих служб. Бухгалтер перестал быть хранителем активов, мало участвовал в снижении расходов и повышении эффективности бизнеса. Кроме того, в период, когда бухгалтерский учёт носил формальный характер и не требовал понимания сути отражаемых операций, его автоматизация в отдельных программах привела к деградации сотрудников бухгалтерии, работа которых свелась к «нажиманию кнопок» для сдачи деклараций по налогам. Необходимость в бухгалтерском работнике как в думающем владельце процесса учёта проявлялась постепенно по мере создания нормативной базы, устанавливающей правила ведения бухгалтерского учёта, проведения налоговой реформы и появления современных автоматизированных ERP-систем.

В современных реалиях бизнесу требуются мыслящие бухгалтеры, поскольку вся техническая сторона, связанная с реализацией учетных процедур, перешла на ERP-системы. Благодаря ERP-системам учётная функция перестала быть отдельной самостоятельной функцией бухгалтерской службы. Работа в ERP-системах предполагает, что все операции отражают оперативно в момент их совершения работники подразделений, которые ответственны за выполнение этих операций, а не работники бухгалтерии. Сами того не зная, исполнители фиксируют факты выполнения хозяйственных операций не только для решения своих операционных задач, но и для целей бухгалтерского учёта. Чтобы все операции отражались не только с учётом потребностей бизнеса, но и требований законодательства по бухгалтерскому и налоговому учету ответственные работники бухгалтерии должны принимать участие ещё на этапе описания бизнес-процессов (архитектуры бизнеса) и далее при внедрении ERP-систем. А для этого учетные работники должны хорошо разбираться во всех бизнес-процессах, которые связаны с планированием и (или) движением ресурсов предприятия, и вникать в экономическую суть всех фактов хозяйственной деятельности предприятия. Современный учетный работник – это не «диктатор», который требует что-то непонятное от работников предприятия для сдачи отчетности. Как было написано выше, исторически бухгалтерский учет возник и развивался исходя из того, что в нем была потребность самого бизнеса. Современные правила и требования бухгалтерского учета также разработаны в помощь бизнесу, а не для расчетов налогов. Современный учетный работник не требует, а «незаметно» встраивает в бизнес-процессы предприятия необходимые для ведения бухгалтерского учета правила и документы. «Незаметно» — это когда правила и документы нужны не столько для бухгалтерии, сколько для подразделений, ответственных за выполнение хозяйственных операций.

Правильно настроенный автоматизированный учет деятельности компании на базе ERP-систем позволяет получать оперативно в режиме реального времени достоверную информацию обо всех аспектах деятельности компании с любым уровнем детализации. Другие решения, расширяющие возможности автоматизации и управления конкретного участка (например, система KPI), должны строиться не отдельно, а на фундаменте единой системы учета.