Найти в Дзене

Опера "Садко": "Океан-море синее..."

В середине января 1897 года в Мариинском театре прослушивали новую оперу Римского-Корсакова «Садко». Фрагменты, под рояль, пел сам автор. От волнения он немного охрип, оперу исполнил не всю «за поздним временем». Руководству театра опера не пришлась по душе. Задачи хора и оркестра там были трудны и огромны, а либретто сулило немалые трудности и дороговизну в постановке.

Н.К. Рерих «Садко» Декоративное панно 1910  Темпера, холст 203х700 см Государственный Русский музей
Н.К. Рерих «Садко» Декоративное панно 1910 Темпера, холст 203х700 см Государственный Русский музей

Опера не вписывалась в принятые, десятилетиями устоявшиеся рамки лёгких, феерических и помпезных, романтических спектаклей Мариинки. Молодой император Николай II, утверждая через неделю репертуар на грядущий сезон, предложил дирекции подыскать «что-нибудь повеселее». Директор же, опытный вельможа и бывший дипломат И.А. Всеволожский, не стал возражать, избежав этим вышеуказанных хлопот.

И.А. Всеволожской в домашнем кафтане боярина XVII века на костюмированном балу в Зимнем дворце. Санкт-Петербург, 1903 год  Bibliothèque nationale de France
И.А. Всеволожской в домашнем кафтане боярина XVII века на костюмированном балу в Зимнем дворце. Санкт-Петербург, 1903 год Bibliothèque nationale de France

Композитор решил больше «не беспокоить дирекцию своими операми». И тут в декабре из Москвы к нему нагрянул Савва Иванович Мамонтов – железнодорожный магнат, меценат и талантливый театральный деятель, популяризатор русской оперы. Критик Стасов называл его частную оперу одним из «крупнейших проявлений духа доброжелательства на пользу Родины и соотечественников». Мамонтов решил к Рождественским праздникам непременно поставить «Садка».

В.А. Серов. Портрет Николая Андреевича Римского-Корсакова 1898 Холст, масло 94х111 см ГТГ
В.А. Серов. Портрет Николая Андреевича Римского-Корсакова 1898 Холст, масло 94х111 см ГТГ
Андерс Леонард Цорн   Портрет Саввы Ивановича Мамонтова 1896 Холст, масло 130х96 см ГМИИ им. Пушкина
Андерс Леонард Цорн Портрет Саввы Ивановича Мамонтова 1896 Холст, масло 130х96 см ГМИИ им. Пушкина

К оформлению, как и прежде в «Снегурочке», он привлёк русского импрессиониста К.А. Коровина, а с ним С.В. Малютина. На казённой сцене декоративное искусство в эти годы было в упадке, там царила рутина, что выражалось в помпезно-обстановочных, уже за правило безвкусно оформленных спектаклях. Мамонтов же, напротив, считал, что декорация должна не столько служить украшением, но помогать поэтически раскрывать замысел спектакля.

В. А. Серов. Портрет Константина Алекссевича Коровина. 1891 Холст, масло. 112,2 × 89 см ГТГ
В. А. Серов. Портрет Константина Алекссевича Коровина. 1891 Холст, масло. 112,2 × 89 см ГТГ

И здесь заслуги Коровина, как одного из реформаторов театральной сцены, невозможно переоценить. А. Бенуа называл его «творцом своеобразных, очаровательных созвучий, блестящим симфонистом и в то же время чутким и тонким поэтом». Работе над «Садко» способствовало сильное влияние изобразительных принципов в музыке Римского-Корсакова, её глубокая, захватывающая образность – начиная с могучего вступления «Океан-море синее».

К.А. Коровин  Торжище в Великом Новгороде "Садко" Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина
К.А. Коровин Торжище в Великом Новгороде "Садко" Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина
Пристань в Новгороде Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Садко» 1906 Государственный музей Абрамцево 68х41 см
Пристань в Новгороде Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Садко» 1906 Государственный музей Абрамцево 68х41 см
К.А. Коровин. Эскиз декорации к опере «Садко» Подводное царство 1906 Холст, масло 48х63 Государственный Русский музей  https://ar.culture.ru/
К.А. Коровин. Эскиз декорации к опере «Садко» Подводное царство 1906 Холст, масло 48х63 Государственный Русский музей https://ar.culture.ru/

Опера была спешно поставлена. Премьера состоялась 26 декабря, сразу после Рождества. Известно, что Мамонтов полагал главным режиссуру, в которой он был настоящим мастером, а музыкальной стороной спектакля интересовался меньше. Римский-Корсаков, вместе с супругой, прибыл из Петербурга на второе представление. Он печально отметил недостачу инструментов в оркестре и наличие фальшивых нот. Хористы в I картине пели по нотам, «держа их в руках вместо обеденного меню».

К.А. Коровин Костюм к опере «Садко» Частная коллекция
К.А. Коровин Костюм к опере «Садко» Частная коллекция

«Но у публики опера имела громадный успех, что и требовалось. Я был возмущён; но меня вызывали, подносили венки, артисты и С.И. всячески чествовали меня; оставалось кланяться и благодарить», – вспоминал композитор. Из артистов ему понравились тенор Секар-Рожанский и Н.И. Забела, жена художника Врубеля, обладавшая колоратурным сопрано.

Антон-Карл Секар-Рожанский в роли Садка https://www.russian-records.com/
Антон-Карл Секар-Рожанский в роли Садка https://www.russian-records.com/
Надежда Ивановна Забела-Врубель в роли Морской царевны  https://music-museum.ru/
Надежда Ивановна Забела-Врубель в роли Морской царевны https://music-museum.ru/

Дирижировал премьерой Э. Эспозито. Вторым дирижёром частной оперы в тот сезон был С.В. Рахманинов, и этот же сезон в частную оперу пришёл Ф.И. Шаляпин. Вспоминая, что Мамонтов многократно отказывал музыкантам в дополнительной репетиции, Рахманинов отмечал:

«... всегда очень интересная, свежая и оригинальная постановка и в то же время недостаточно срепетированный оркестр, плохо разученные хоры и множество мелких дефектов[…] Например, доска, по которой Садко должен был отправиться в царство Морского царя, будучи брошенной с корабля Садко, ударилась о «воду» — пол сцены — с невероятным грохотом; или ещё: одна из больших рыб в сцене подводного царства спокойно проплывала через сцену, будучи обращена своею обратной стороной к публике... И несмотря на всё это, успех новой оперы Римского-Корсакова был огромный.»
Фёдор Иванович Шаляпин и Сергей Васильевич Рахманинов,  конец 1890-х
Фёдор Иванович Шаляпин и Сергей Васильевич Рахманинов, конец 1890-х

Мы уже писали статью Садко и Николай Чудотворец

А вот и наш прекрасный водяной, без которого не было бы порядка в водном царстве.

https://xmas-toys.ru
https://xmas-toys.ru

Заглядывайте в наш Телеграм-канал, там тоже много интересного!

Эта и другие статьи написаны, чтобы помочь создавать волшебное настроение круглый год.

Ваша фабрика елочных игрушек XMAS TOYS.