Найти в Дзене
Письма Президенту

Лебединые песни

В детективе с гибелью лебедей в Мангистауской области вроде бы поставлена точка. Накануне аким Мангистау Нурлан Ногаев собрал у себя экоактивистов региона, а также алматинских орнитологов, чтобы обсудить падеж лебедей. Специалисты закрепили ранее сделанные выводы — причиной массовой смерти пернатых стал птичий грипп, а не канализационные сбросы в озеро Караколь из отеля Rixos. На данный момент количество павших лебедей превысило тысячу особей. Причем только 41 лебедь погиб на побережье Каспийского моря, остальные тушки были обнаружены в Караколе. Именно в этот водоем и осуществляет канализационные сбросы пафосный отель, формально принадлежащий турецкому бизнесмену Феттаху Таминдже. Собственно, на отель и пали первые подозрения экологов.
Эксперты, которых собрал Нурлан Ногаев, в очередной раз постарались развеять подобные мнения. Так, например, кандидат биологических наук, орнитолог, член Союза охраны птиц Казахстана и Мензбировского орнитологического общества Виктория Ковшарь справед

В детективе с гибелью лебедей в Мангистауской области вроде бы поставлена точка. Накануне аким Мангистау Нурлан Ногаев собрал у себя экоактивистов региона, а также алматинских орнитологов, чтобы обсудить падеж лебедей. Специалисты закрепили ранее сделанные выводы — причиной массовой смерти пернатых стал птичий грипп, а не канализационные сбросы в озеро Караколь из отеля Rixos.

На данный момент количество павших лебедей превысило тысячу особей. Причем только 41 лебедь погиб на побережье Каспийского моря, остальные тушки были обнаружены в Караколе. Именно в этот водоем и осуществляет канализационные сбросы пафосный отель, формально принадлежащий турецкому бизнесмену Феттаху Таминдже. Собственно, на отель и пали первые подозрения экологов.

Эксперты, которых собрал Нурлан Ногаев, в очередной раз постарались развеять подобные мнения. Так, например, кандидат биологических наук, орнитолог, член Союза охраны птиц Казахстана и Мензбировского орнитологического общества Виктория Ковшарь справедливо указала, что если бы органика из сточных сливов вредила биохимическому составу водоемов, то у нас птицы гибли бы тысячами на Сорбулаке под Алматы или на тухлой балке рядом с Атырау. Но все происходит с точностью до наоборот — на той же тухлой балке гнездятся в том числе и краснокнижные белоглазый нырок и уткосавка, Сорбулак тоже демонстрирует завидное биоразнообразие.

Виктория Ковшарь напомнила, что два года назад на Каспии уже свирепствовал птичий грипп. Тогда его жертвами стали черноголовые хохотуны и чегравы. Другие виды пернатых не пострадали. А в 2015 году птичий грипп поразил колонию кудрявого пеликана, причем его родной брат – розовый пеликан – гнездился на тех же островах и даже ни разу не чихнул. Словом, эксперт предупредила, что сейчас спасать лебедей бессмысленно, необходимо позаботиться о том, чтобы вирус не перекинулся на домашние виды птиц.

Ее поддержал председатель совета Региональной ассоциации НПО Западного Казахстана «Табиғи орта» Адильбек Козыбаков, который сообщил, что вокруг ситуации с гибелью лебедей уже появилось много мифов, и один из них — что во всем виноват отель Rixos. Козыбаков для приличия сообщил, что он против канализационных сбросов в Караколь, но подчеркнул, что в данном случае они никакой отрицательной роли не сыграли. Иначе придется признать, что в отеле производят какие-то особые отходы, точечно убивающие только лебедей.

В завершение совещания Нурлан Ногаев сообщил, что вскоре изучать биоразнообразие озера Караколь нагрянет целая группа ученых. Возможно, новые исследователи будут менее лояльны к отелю Rixos и его методам утилизации отходов.