Обычное зимнее утро. В школу ко второму уроку спешит обычная восьмиклассница, из обычной семьи, за спиной портфель, в руках тубус. Это могла быть ваша одноклассница, соседка, знакомая знакомого, тихая спокойная девочка, одна из тех, про кого в жизни не скажешь ничего плохого.
Вот эта девочка спокойно проходит рамки металлоискателя, так не вовремя отключенные от электричества, надевает черный костюм, вынимает из тубуса ружье и заходит в кабинет биологии. Двое погибших, пятеро пострадавших.
Седьмое декабря 2023 года навсегда останется черным днем календаря не только для жителей Брянска, но и для каждого из нас.
Брянск, Пермь, Казань - любой город не застрахован от случившегося. За историю современной России было 15 подобных нападений, 60 погибших и 236 пострадавших. По статистике большинство мест, где проходили шутинги (от shooting — стрельба по людям в местах массового скопления) - это рядовые школы, сами зачинщики чаще всего были действующими учащимися этих учреждений.
Мотивы и личностные особенности «стрелков» могли разниться, но в преобладающем числе случаев они обладали схожим психотипом (кроткие, необщительные, со средней успеваемостью, ничем не выделяющиеся из окружения) и испытывали общую боль - буллинг.
Чтобы точнее представить, о чем идет речь, мы обратились к определению психолога Дэвида Х. Олсона - основоположника работы с детской травмой и буллингом: «Буллинг является преднамеренным, повторяющемся агрессивным поведением, базирующемся на неравенстве социальной власти или физической силы». Иными словами, буллинг - систематическая травля более уязвимых членов общества ради собственного удовлетворения, личной выгоды или просто имиджа.
Если детей оставить самих по себе, не воспитывать, не уделять достаточно внимания, не организовывать должным образом образовательное пространство, то в их группе заработают примитивные законы, основанные на базовых инстинктах. Власть захватывают сильные лидеры, к ним примыкают агрессивные приспешники. Вместе они управляют основной массой и утверждаются путем унижения изгоев. Но по каким критериям идет отбор жертв? Кто может оказаться в группе риска?
Мы решили разобраться, какие могли быть причины произошедшего в Брянске. Наш редактор связывался с брянской гимназией №5 несколько раз. В школе, услышав наши вопросы, сначала бросали трубку, затем и вовсе перестали выходить на связь.
«Источник» - мы задумали в том числе для решения проблем, с которыми сталкиваются наши подписчики. Мы считаем, что тщательное изучение проблемы , обмен информацией и опытом для совместного решения проблемы – крайне важно для нашей аудитории.
Мы решили продолжить искать предпосылки случившегося. В брянских городских пабликах внятной информации о фактах буллинга нет, периодически фигурируют сведения о возможном семейном насилии.
Мы обратились к частным телеграм-каналам и наткнулись на жуткие истории и рассказы учащихся о неоднократных издевательствах над девочкой.
За достоверность этих сообщений редакция «Источника» ответственность не несет. Думаем, что наши читатели смогут самостоятельно ознакомиться с содержанием историй из пабликов и сделать собственное заключение. Наша же задача в том, чтобы придать огласке и разобраться в произошедшем. Мы надеемся, что чем больше информации о случившейся трагедии и о том, как это можно было бы предотвратить в случае с брянской гимназией будет в публичном поле, тем больше шансов избежать таких трагедий в дальнейшем.
Большой ошибкой будет считать, что для буллинга имеют значения личностные качества конкретного человека. На деле мишенью может стать любой. Например, актеру Тому Крузу не удалось избежать этой участи в школьные годы. Из-за дислексии над ним издевались не только одноклассники, но даже учителя. С возрастом Том научился отвечать обидчикам и справляться с нападками окружающих.
С какими еще проблемами в школе столкнулись знаменитости, вы можете прочитать в нашей статье «Звёздный буллинг: знаменитости, которые столкнулись с травлей».
Настоящие причины агрессии могут быть самыми разными – в социальной и психологической атмосфере в школе, домашней обстановке, интересах и целях самого обидчика или группы обидчиков, избыток или недостаток внимания дома или в школе, чрезмерный контроль или его отсутствие, отказе в праве на личную свободу. При этом, как бы не хотелось просто взять и обвинить во всем этих людей, важно помнить, что чаще всего боль причиняют те, кто сам ее испытывает или испытывал. И именно эта боль притупляет или вовсе исключает чувство сострадания и сочувствия.
Возвращаясь к случившемуся в Брянске, нам остается только предполагать, кто во всем виноват, какие были истинные причины трагедии, как могли проглядеть подобные настроения и намерения близкие люди, учителя, одноклассники. Что-то станет ясно со временем, что-то так и останется тайной. На данный момент мы можем сказать с уверенностью одно - буллинг - наша общая проблема.
Бороться с ней нужно через просвещение, вовлеченность в жизнь наших детей, наших друзей и родных. Важно оставаться неравнодушными, открытыми к окружающим людям, важно дать им уверенность, что они не одни и всегда могут получить поддержку. Формирование такой системы взаимопомощи и поддержки между школьниками, учителями, родителями, по нашему мнению, сможет создать здоровую атмосферу в обществе и поможет предотвратить такие трагедии в будущем.
О том, что делать и куда обращаться, если вы или ваш ребенок стал участником школьного буллинга мы расскажем в следующей статье.