82 подписчика

Скандальный 2023, или зачем звездам антикризисный PR

За прошедший год создалось ощущение, что каждый месяц мы обсуждали какой-нибудь скандал в медиаиндустрии: от привычного инфоцыганства до масштабной отмены народных артистов.

За прошедший год создалось ощущение, что каждый месяц мы обсуждали какой-нибудь скандал в медиаиндустрии: от привычного инфоцыганства до масштабной отмены народных артистов. Главное, что стало понятно, — многие звезды и топ-блогеры экономят на антикризисных коммуникациях. В новой статье разбираем самые хайповые инциденты и советуем, как стоило поступить PR-команде селебрити.

Почему аудитория так бурно реагирует?

Начнем с того, какие события могут стать причинами и триггерами для развития конфликта:

1. Нестабильность в мире

Начиная с 2020 года градус общественного напряжения заметно поднялся. Причиной этому стали военные конфликты по всему миру, экономические санкции против страны, не заканчивающиеся болезни и пандемия, климатический кризис и т. д. Отсюда и массовая неопределенность, непонимание будущего, а также нарастающая тревожность, которая у многих стала частью повседневной рутины.

2. Переизбыток инфошума

Треш-контент от публичных людей, повсеместный обман со стороны блогеров, истории успешного успеха, продуктивность днем и ночью — все это с каждым годом увлекает все меньшее количество пользователей. Сейчас люди хотят чувствовать «устойчивость» в контенте, а также видеть проявление заботы и поддержки от тех, на кого они подписаны. Также наблюдается заметный тренд на естественность людей — без масок и фильтров.

3. Концентрация негатива в медиаполе

Если говорить глобально, то общая информационная повестка стала менее позитивной, а количество рисковых тем увеличивается с каждым днем.

Скандал с «голой» вечеринкой Насти Ивлеевой

Что произошло? В конце декабря блогер Анастасия Ивлеева провела откровенную вечеринку в московском клубе «Мутабор» с дресс-кодом Almost Naked («почти голые»). Среди звезд шоу-бизнеса на мероприятии были Джиган, Лолита, Ксения Собчак, Дима Билан, Филипп Киркоров. И понеслось:

  • проверка Роскомнадзора на признаки пропаганды ЛГБТ, в ходе которой рэпера Vacio обязали оплатить штраф 200 000 рублей, назначенный за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений»;
  • массовый бойкот деятельности российских звезд (отмена концертов и выступлений на корпоративах, удаление из эфира телеканалов РФ, расторжение рекламных контрактов), из-за чего они лишились заработков суммарно почти на 300 млн рублей;
  • налоговые проверки знаменитостей;
  • временное приостановление работы «Мутабора»;
  • комментарии и видео-извинения участников вечеринки.

Что следовало делать с точки зрения PR?

Ответ, который дал бы вам любой пиарщик, максимально прост: не стоило изначально публично распространять фотографии и видео с вечеринки, учитывая контекст современных реалий. Возможно, мероприятие первоначально задумывалось как некий пиар-трюк, однако перед его проведением необходимо было рассмотреть все «за» и «против», а также грамотно просчитать все возможные риски.

Очевидно, что без оперативных извинений здесь было не обойтись, но аудиторией они были приняты довольно холодно. Пользователи поголовно обвиняли звезд в лицемерии. Тем не менее такой ход был просто необходим, чтобы обезопасить себя и хотя бы каким-то образом попытаться сохранить репутацию.

Но раз уж скандал случился, тут стоит отрабатывать его как уже произошедший кризис. В этом случае полезно направить внушительные суммы на благотворительность, начать вести образовательные проекты или как минимум подготовить серьезную позицию без театральщины и грустных извинительных речей в серых водолазках. Вообще население сегодня довольно быстро считывает ложь, поэтому перед публикацией извинений стоило показать ролик кому-то из народа для альтернативной обратной связи. И вообще, если отталкиваться от повода конфликта, одним из направлений линии защиты может быть исторический экскурс во времена декаданса. Вот уж где на вечеринку Ивлеевой не обратили бы внимания! Настя, подумай над инвестициями в искусство и литературу — хоть какая-то культурная отсылка и логика прошедшего треш-мероприятия.

Скандал с курсами Аяза Шабутдинова

Что произошло? В ноябре прошлого года задержали блогера и основателя бизнес-школы Like Центр Аяза Шабутдинова. Бывшие ученики инфоцыгана требовали вернуть 11 миллионов рублей за некачественные образовательные курсы. В итоге следствие предъявило бизнес-тренеру обвинение в совершении 15 преступлений по статье о мошенничестве в особо крупном размере. Сейчас Шабутдинов находится в СИЗО до 16 февраля.

Что следовало делать с точки зрения PR?

Важно сразу обозначить, что в фокусе PR-активности Like Центра был исключительно личный бренд основателя, а не репутация самого бизнеса. По факту Шабутдинов выглядел в глазах журналистов и широкой аудитории как типичный инфоцыган, а не как успешный предприниматель. На эту тему часто выходили различные изобличающие ролики от блогеров и даже стендап от Comedy Club.

Продвижение школы Like Центр в основном строилось на провокационности и черном пиаре. Так, после выпуска стендапа PR-служба компании сразу подхватила хайп и выпустила серию «вирусных» постов. Например, среди них был пост с подписью «Инфоцыган Аяз Шабутдинов разводит людей на деньги».

В этом случае заранее отрегулированная PR-стратегия могла бы помочь устоять репутации компании (хотя бы в какой-то степени). Но если вина бизнеса очевидна, стоит ее признать и начать работать над качеством продукта, исправлять репутацию.

Конечно, от закона не скрыться, тем не менее Аязу стоило взять ответственность на себя, искренне признаться перед аудиторией в содеянном и, самое главное, пообещать выплатить компенсации всем пострадавшим. Не сразу же, но в течение нескольких лет, например.

Скандал с кроссовками Никиты Ефремова

Что произошло? В прошлом октябре владельца магазинов эксклюзивных кроссовок Никиту Ефремова обвинили в продаже неоригинальной продукции. Сначала это были разоблачительные видео в YouTube, а затем стали появляться негативные отзывы покупателей на различных площадках, что привело к снижению общих рейтингов.

Через несколько дней Ефремов опроверг обвинения и заявил, что в его компании есть много этапов проверки товара. Также он пообещал снять полный процесс товарооборота магазина. Однако позже из магазина Ефремова было изъято 5000 пар обуви.

Что следовало делать с точки зрения PR?

Очевидно, что доверие покупателей было сильно подорвано, поэтому, в первую очередь, действовать нужно было намного быстрее. Записать официальное видео-обращение стоило в первые часы после появления первого негативного ролика. В этом контексте роль PR-команды крайне важна: в идеале именно пиарщики должны были вовремя отследить обвинения в адрес своего клиента.

Позже Ефремову необходимо было подготовить более структурированный ответ со всеми подробностями. Основная цель — поделиться результатами внутренних аудитов и продемонстрировать четкий план по устранению проблемы, основанный на фактах, а не на эмоциях. Все это стоит сделать в течение одного рабочего дня.

Затем Ефремов мог пригласить всех недовольных покупателей в свой магазин и показать обещанный процесс товарооборота. Также он мог предложить обменять товар на другой (который самостоятельно проверит клиент) или вернуть деньги в случае возникновения любых сомнений. Все подробности расследования PR-служба обязательно должна была транслировать в СМИ и соцсети.

Общий вывод

Для того чтобы грамотно управлять кризисными ситуациями и минимизировать репутационные риски, советуем всегда держать руку на пульсе. На что важно обратить внимание:

  • время и место;
  • формат подачи инфоповода;
  • заранее подготовленный план действий;
  • мгновенная реакция в случае возникновения кризиса.

Рассмотренные кейсы ясно дают понять, что в новом 2024 году необходимо четко прорабатывать антикризисные коммуникации для публичных личностей: блогеров, артистов, экспертов компаний и т. д. Поэтому мы рекомендуем нанять профессионального PR-специалиста, который точно знает, как вовремя разрулить ситуацию.

Делитесь в комментариях, как, по вашему мнению, стоило поступить звездам. И не забывайте подписываться на наш блог, чтобы не пропустить еще больше полезных и интересных материалов!