Персы долго жили и развивали свою культуру под властью мидян.
Но, в 559 году до нашей эры, разочарованный ужесточением контроля над персами со стороны Мидийской империи (точнее, взбешённый) Кир Великий её царя, основал новую, Персидскую империю, и быстро консолидировал государство, грамотно используя ресурсы для решения экономических, политических и военных задач.
К тому времени, когда при Дарии Великом, правнучатом племяннике Кира, держава достигла вершины своего могущества, она охватывала большую часть Ближнего Востока, Северной АфрикИ, западной и центральной Азии, и, даже долину Инда!!!
Царь царей, Камбиз, захватил Страну Пирамид в 525 году до н.э., причём, египетского фараона Псамметиха III, предают его ближайшие помощники- как наёмники-греки, так и соотечественники - египтяне. К примеру, жрец Уджагорреснет, командующий флотом, сдаёт весь флот персам без боя.
Градоначальник столицы открывает перед завоевателем ворота...
Позднее оба вельможи оправдывали свои действия как волей богов, так и тем, что, по их мнению, Псамметих был неспособен к управлению. Верить им, или нет, считать ли предателями родины- вопрос сложный. Известно, однако, что карьера Уджагорреснета продолжилась и при персах, он всячески подчёркивал перед завоевателями величие и древность египетской культуры и хвастается тем, что персидский царь эту самую культуру поддерживал и уважал.
Псамметиха и его детей подвергают унижениям, а в дальнейшем- и казни. Однако, сам Камбиз вступает во владение, как фараон, и даже проходит египетский обряд коронации и получает священные тронные имена:
Этой великой империи требовалась соответствующая столица. И в 515 году до нашей эры началось строительство Персеполя, совершенно нового города.
Расположенный примерно центре персидских владений, город служил не только административным центром, но и выполнял функцию грандиозного церемониального центра, например, для аудиенций иностранных сановников,и празднования Навруза, персидского Нового года.
Возможно, это место выбрал ещё Кир, но именно Дарий курировал большую часть как проектирования, так и строительства ключевых зданий.
В столице необъятной державы мы наблюдаем особый "имперский" стиль.
Например, на рельефах изображены послы со всех уголков Персидской империи.
Историки и археологи смогли идентифицировать отдельные делегации, включая египтян, парфян, арабов, вавилонян, нубийцев, греков и многих, многих других.
Барельефы не только свидетельствуют о народах, которые платили дань персам, но и предоставляют историкам важные сведения об этих народах, и особенно о товарах и ценностях, связанных с ними.
В текстах Дарий I хвастался тем, что собрал международную команду квалифицированных ремесленников для строительства своих дворцов. В то время как вавилонянам, например, было поручено изготавливать кирпичи, египетские "рекруты" обрабатывали золото, дерево и работали по камню.
Многочисленные административные документы фиксируют передвижения этих египтян. В одной глиняной табличке даже упоминается о пайках, доставляемых местному “египетскому писцу Харкипи”.
Египетский стиль очевиден в архитектуре и рельефах Персеполя, хотя космополитическая иконографическая программа переплела художественные традиции народов со всей империи.
Взгляните на это:
В Персеполе были обнаружены многочисленные египетские артефакты, в том числе амулеты, скарабеи и даже магические статуи. Различные административные печати содержат короткие иероглифические тексты, а на многочисленных каменных сосудах изображены египетские картуши персидских царей.
Ремесленники и чернорабочие были не единственными египтянами, "импортированными" в Персию. Например, уже Кир нанял (не купил, не пленил, а нанял!!) египетского врача, а жрец-эрудит Уджагорреснет консультировал Дария по пооду египетских религиозных традиций и идей.
Иероглифическая надпись упоминает, что Дарий заказал соё изображение египетском стиле,
“чтобы его имя можно было увековечить рядом с Атумом, Владыкой Земель Гелиополя и Ра-Хорахти”
Итак, многие египтяне, вольно или невольно, оказались вдали от дома на долгое
время.
А что же в это время творилось на их далёкой родине?
Массовый переезд квалифицированных ремесленников и советников в Персию, привел к значительной “утечке мозгов” в Египте. По сравнению с до-персидским периодом грамотные храмовые надписи, а также частные стелы и статуи стали относительно редкими и менее качественными:
Однако, Дарий I выделил значительные средства на строительство египетских храмов, заработав положительную репутацию за религиозную терпимость . Сообщается, что он даже изучал египетское богословие, и когда он приказал Уджагорреснету восстановить "Дом Жизни" ( медицинский терапевтический и научный центр) в Саисе, это случилось потому, что царь:
“знал эффективность ремесла исцеления больных, важность прославления имени каждого бога, потребности их храмов, меру их подношений и правила проведения их праздников”.
Дарий возобновил и раздачу храмам обширных земель, чем заслужил уникальный титул: “возлюбленный всех богов и богинь Египта”.
Различные предметы эпохи его правления были найдены по всему Египту.
Три быка Аписа были похоронены в 4, 31 и 34 годы его правления.
Ритуалы были проведены с большой помпой под руководством генерала Амасиса, которому был дан приказ:
"внушить уважение к Апису в сердцах всех людей и всех иностранцев, которые были в Египте”.
Примерно в то же время казначей и руководитель работ при Дарии I, Птаххотеп, обеспечивал:
“охрану храмов Мемфиса, умножение пожертвований, увеличение числа духовенства и “восстановление священных изображений, размещение всех надписей (обратно) на их надлежащем месте”.
Но свободолюбивым египтянам этого было мало.
Вскоре после поражения персов при Марафоне в 490 году до н.э. и смерти Дария I, в 486 году, Египет восстал. В документах того времени даже упоминается местный египетский царь по имени Псамметих IV.
Тем не менее, новый персидский царь, Ксеркс, быстро восстановил контроль, назначил сатрапом своего брата Ахемена, положил конец благодеяниям Дария, и предъявил более высокие требования к египетскому населению, для финансирования своей масштабной кампании против Греции.
Известно, что Ксеркс фанатично выступал против культа всех богов, кроме Ахура- Мазды. Что отразилось на благосостоянии египетских храмов.
Итак, отличие от Дария I, последующие Ахемениды больше не утруждали себя особым благоволением и благоговением к египетской религии.
Подобно периоду правления гиксосов, персидское господство нанесло травму культурной памяти Египта. В течение нескольких последующих столетий, уже под игом греков, египтяне обвиняли Ксеркса в разрушении египетских памятников, например, таких, как Колоссы Мемнона, а другие персидские цари, как считалось, совершали столь же богохульные деяния против египетских богов...