Найти в Дзене

ОДИННАДЦАТЬ СПОСОБОВ СКАЗАТЬ СКОРОГОВОРКУ

Оглавление

Что мы знаем? Скороговорка – это фраза с усложненной артикуляцией, используются для тренировки дикции и произношения.

Что мы не знаем? Скороговорки можно использовать для решения самых разных задач, связанных не только с чистотой и быстротой речи. Это универсальный инструмент, который подходит для любого возраста и даже для самых маленьких детей. Важно только правильно подобрать саму скороговорку и «дело в шляпе». Приведу примеры десяти основных упражнений со скороговорками. Сами скороговорки в неограниченном количестве можно найти в интернете.

1. Медленно/быстро

Самое простое упражнение, которое позволяет улучшить технику речи и научиться говорить быстро без запинок.

Вариант 1. Начинаем говорить скороговорку очень медленно, широко открывая рот и нарочито произнося все звуки. Без остановки продолжаем повторять скороговорку, с каждым разом чуть-чуть увеличивая темп. Ускоряться нужно до тех пор, пока речь остается понятной. Важно ускоряться постепенно, давая мышцам речевого аппарата привыкнуть к артикуляции.

Вариант 2. Чередуем быстрый тем с медленным. Например, один раз произносим скороговорку очень медленно и сразу произносим очень быстро и так далее. Или меняем темп построчно, что намного сложнее. Важно! Ускоряясь не прибавлять громкость, а замедляясь – не затихать.

2. Фортепиано

Работе с громкостью произношения уделяется довольно мало времени на курсах по мастерству актера. Но на мой взгляд, это неверно. Только научившись говорить очень тихо и очень громко человек может оценить реальное звучание своего голоса. Важно добиться, чтобы тихая речь была четкой и хорошо понятной. Забегая вперед, скажу, что из нее родится так называемый «сценический шепот». Упражнение названо «Фортепиано» т. к. в переводе с итальянского «Форте» - громко, «Пиано» - тихо.

Начинаем говорить скороговорку очень тихо, постепенно прибавляя громкость таким образом, чтобы последнее слово звучало максимально громко. Аналогично проделываем действие от максимальной до минимальной громкости. Далее можно делать упражнение с добавлением любого поступательного движения.

3. На эмоциях

Выражение эмоций – один из основных видов детальности актера на сцене. Уметь голосом выражать предложенные обстоятельства не так просто, как может показаться на первый взгляд. Но и в жизни очень важно уметь выражать эмоции, не запирая их, ведь это может привести к зажиму и даже блокировке нижнечелюстного сустава. Ну а в крайних случаях отказ от проявления эмоций (как положительных, так и отрицательных) может привести к психологическим расстройствам.

Берем любую скороговорку и произносим ее пару раз нейтральным тоном. Это нужно для того, чтобы немного размять речевой аппарат, и мышцы поняли, какая задача перед ними стоит с точки зрения техники речи. Далее добавляем эмоциональный окрас. Независимо от того, о чем говориться в скороговорке, мы стараемся передать эмоции, произнося ее.

Я рекомендую использовать наиболее яркие и понятные эмоции:

1. Радость. Мы представляем, что рассказываем про очень радостное событие из своей жизни.

2. Страх. Нам до ужаса страшно то, что мы сейчас рассказываем.

3. Удивление. Нам кажется эта история невероятно удивительной.

4. Пренебрежение. Фу, какая гадость.

5. Злость. Представляем самый неприятный момент в жизни и высказываемся невидимому обидчику.

4. На одном дыхании

В этом упражнении мы работаем над контролируемым выдохом. Научившись контролировать свое дыхание, можно избавиться от таких проблем как сбивчивая или слишком быстрая речь, лишние паузы, волнение во время выступления, потливость. Умея контролировать дыхание, сделав его своим союзником, речь станет приятной, благозвучной, уверенной.

Вариант 1. Берем глубокий вдох и произносим всю скороговорку на одном дыхании. Важно, чтобы дыхания хватило, и чтобы его не осталось. Пробуем это упражнение со скороговорками разной длины.

Вариант 2. Берем глубокий вдох и произносим скороговорку столько раз, сколько позволяет один вдох. Стараемся говорить одинаково по темпу и по громкости.

5. Сурдоперевод

Помогает научиться координировать речь и жестикуляцию. Заставляет оба полушария мозга работать одновременно. Произнося скороговорку, нужно показывать жестами то, о чем говорим. Одно слово – одно движение. Одинаковые слова – одинаковые движения. Можно выполнять упражнение в разных вариантах: все слова говорить и все слова показывать. Показывать одни слова, а говорить другие. Только говорить, а потом только показывать в том же ритме. Также можно выполнять это упражнение с ускорением.

6. Интонируем, выделяем.

Правильное интонирование делает речь приятной и благозвучной. Умение расставить акценты и правильно выделить основную информацию голосом – незаменимы навык не только для актера, но и для любого менеджера, руководителя, педагога, врача и т.д.

Для примера возьмем скороговорку про Греку:

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Вариант 1. Берем слово «Грека» и выделяем его голосом. Например, всю скороговорку говорим спокойно, а это слово стараемся сказать как можно громче. И наоборот, всё говорим громко, а слово «Грека» произносим очень тихо. Начинать это упражнение рекомендую в спокойном темпе постепенно увеличивая скорость. Таким образом можно выделять любое слово, которое повторяется больше 1 раза. Также можно выделять два разных слова, например «Грека» и «Река».

Вариант 2. В каждой строчке выбираем одно главное слово, к которому стремимся интонационно. Проще всего в стихотворной форме таким образом выделять последнее слово в строчке. Ставя интонационные ударения на разные слова, можно разнообразить упражнение.

7. Моделируем ситуацию

Это упражнение на фантазию и работу в предложенных обстоятельствах. Моделируя ситуацию, пробуя разный тембр, темп и громкость речи, владение голосом переходит на принципиально новый уровень. Приведу несколько примеров для наглядности.

Представляем, что скороговорка – это часть научной статьи, с которой нужно выступить на конференции. Голос будет строгим, уверенным. Образ серьезным и сдержанным. Речь спокойной, лаконичной.

Теперь представим, что эта же скороговорка - поздравление близкого друга с днем рождения. Голос будет возбужденным, образ неформальным, речь яркой и восторженной.

Можно представлять абсолютно любую ситуацию и пробовать реализовать себя в ней. Объявление на железнодорожной станции, крик о помощи в густой чаще леса, колыбельная малышу, отчет о проделанной работе, тост на корпоративе, выступление перед родственниками и тд. Полет фантазии ничем не ограничен.

8. Используем дефекты речи

Дефект речи – это искаженное произношение звуков, которое возникает в результате нарушений работы речевого аппарата. Он бывает врожденный, бывает приобретенный, бывает упущенный в момент становления произношения букв. Последний случай легко исправим определенными упражнениями. В этом разделе я предлагаю упражнения, имитирующие различные дефекты речи, для проработки отдельных звуков и работы с дыханием. Усложняя таким образом речь, можно сильно повысить свой уровень чистоговорения. Когда после упражнений эти искусственно созданные преграды исчезнут, речь станет легкой, понятной и приятной.

Примеры дефектов:

1. Шипилявость. Все согласные Ш, С, Ф, В , Ч, Л и другие произносятся с небольшим присвистом как бы смыкая уголки губ. Например, слово «почему» будет звучать как «посфему» и тд.

2. Картавость. Все согласные Р произносятся как Л'. Или произносятся горловым язычком. Например, слово «Красивый» будет звучать почти как «клясивый».

3. Пропуски звуков. Пропускаем звуки Р, Л или Ш, С или В, Ф и другие буквенные сочетания, удлиняя предыдущую гласную. Например, слово «привет» будет звучать как «прииэт» или «пииэт».

4. Заикание. При произношении скороговорки повторяем некоторые сочетания букв по несколько раз. Например, «е-е-е-ехххал Грека черрррреееререерез реку» и тд.

К ряду аналогичных упражнений я добавляю другие усложняющие речь эффекты: икота, кашель, хохот, зевки и другие. Берем любую скороговорку и произносим её с одним из дефектов речи. Когда выполнение упражнения с отдельными дефектами проходит без затруднений, их можно комбинировать в произвольном порядке. Для каждого пункта нужно подбирать скороговорки с соответствующими буквенными сочетаниями.

9. Фиксируем положение

Зафиксировав в одном положении часть речевого аппарата, остальные его части начинают работать более активно, чтобы произносимая речь оставалась понятной. Именно это является основной задачей следующих упражнений. Благодаря таким упражнениям можно не только навсегда избавиться от челюстно-лицевого зажима, но и под наблюдением опытного педагога научиться правильно произносить звуки, которые не получались раньше.

Для начального этапа лучше брать скороговорки, предложенные ниже. Далее можно практиковать такое произношение с любыми стихами и текстами. Важно, чтобы речь оставалась четкой, громкой и понятной.

1. Фиксируем губы в положении близким к произношению звука «О», но чуть сильнее вытягивая губы вперед, приближаясь к звуку «У». В этом положении, стараясь совсем не двигать губами, мы произносим скороговорку «Слон слоненку дал солонку». В этой скороговорке много звуков «О», что облегчает выполнение упражнение. Для усложнения нужно использовать текст, в котором этого звука нет или почти нет.

2. Фиксируем губы в положении широкой улыбки, обнажив полностью верхние и частично нижние зубы. В этом положении фиксируем челюсть неподвижно. Важно, что зубы не должны быть сжаты. Средний вариант сложности получается со скороговоркой «Положили апельсины в две огромные корзины».

3. Открываем рот как будто хотим откусить небольшой кусок яблока. Очень сильно открывать не нужно, язык должен свободно касаться верхнего нёба. В таком положении фиксируем челюсть и губы. Пробуем произнести «Оса в лесу кусает лису».

Для фиксации положения части речевого аппарата также можно использовать винную пробку, карандаш, сушку, орехи.

10. По ролям

Для обучения быстрого перехода от одной интонации к другой, смены тембра голоса, темпа повествования и стиля я предлагаю также использовать скороговорки. Для этого нужно разделить скороговорку на части и задать условия произнесений каждой из них. Например, первая сточка произносится строгим басом, а вторая детским озорным голосом. Начинать нужно с двух ролей, потом добавляя роли, сокращать количество слов в каждой.

Отлично подходит скороговорка «Про покупки», где есть вопрос для одного персонажа и ответ для другого:

- Расскажите про покупки.

- Про какие про покупки?

- Про покупки!

- Про покупки!?

- Про покупочки мои!!!!

Персонажам можно и нужно присваивать возраст, характер, настроение, состояние здоровья и т.д. потренировавшись на простых стихах-скороговорках этот навык будет несложно перенести на любой художественный текст. Для этого прекрасно подходят русские народные сказки с различными персонажами, например «Теремок», «Три медведя», «Колобок».

Сценические партнеры в театральной студии
Сценические партнеры в театральной студии

11. Пластилиновое лицо

Это упражнение помогает размять все мышцы не только речевого аппарата, но и всего лица. Для его выполнения нужно выбрать любую скороговорку и начать произносить ее таким образом, как будто ваше лицо сделано из пластилина и его сейчас активно разминают чьи-то руки. Начинать выполнять это упражнение лучше перед преподавателем или перед зеркалом, чтобы сразу отметить зоны, которые остаются без движения. Можно помочь себе и попробовать подвигать эти части руками и попробовать повторить это без рук.

Со скороговорок начинается работа с художественным текстом. Спектакль «Пока горит свеча», читаю Бродского.
Со скороговорок начинается работа с художественным текстом. Спектакль «Пока горит свеча», читаю Бродского.

В заключении хочется сказать, что это лишь самые простые и доступные варианты работы со скороговорками. На своих занятиях я их комбинирую, дополняю и усложняю в зависимости от того, к какому результату мы стремимся.

Спасибо, что читаете до конца.

Делайте речь красивой, а жизнь счастливой!

Ваш мастер слова – Екатерина Теплякова