В этой статье я хочу поделиться своим опытом дальних путешествий на машине. Я расскажу, как готовить транспорт к поездке, чтобы быть по максимуму готовым к непредвиденным ситуациям, а также как сделать путь более комфортным и безопасным.
Для меня в поездке на автомобиле конечная цель не так важна, как возможность насладиться дорогой, получить новые впечатления. Собираясь в путь, я заранее продумываю, что возьму с собой, чтобы моё путешествие было приятным. За множество поездок у меня сформировался свой список правил, которые облегчают путь и помогают предупредить большинство неожиданных ситуаций, ведь в дороге не всегда всё идет по плану.
Сразу сделаю поправку на то, что всё написанное далее – исключительно мои рекомендации. У каждого водителя есть свои потребности и предпочтения, поэтому список необходимого снаряжения и режим езды могут отличаться. Но, надеюсь, для многих мои советы будут полезны.
Во время длительных поездок приходится долгое время быть вдалеке от дома. По этой причине, состоянию и снаряжению автомобиля важно уделить особое внимание. Отправляться в путешествие можно только на исправной, обслуженной машине, особенно если предстоит проехать больше 1000 км. Не стоит откладывать плановое техническое обслуживания автомобиля в надежде пройти его где-нибудь по дороге, ведь оно может выявить неисправность, которую необходимо отремонтировать, чтобы поломка не застала в дороге. Кроме того, если у вас нет базовых навыков ремонта и обслуживания автомобиля, и вы не можете выполнить замену масла, отремонтировать колесо, поменять ремень ГРМ, то лучше всё доверить проверенному автомобильному мастеру. К тому же, вы не можете быть уверены, что ближайший к месту поломки сервис выполнит ремонт качественно. Случайные мастера или защиту забудут прикрутить, или не заметят пыльник шруса, который перекрутился и подлежит замене. У меня был подобный опыт, но к счастью, неподалёку от дома. В дороге заметил, что патрубок начал подтекать. Пришлось обратиться в ближайший сервис. Проехав 300 км, я узнал, что из комплекта был заменён только один подтекавший патрубок. Ну а остальные мастер, видимо, решил оставить себе. Я сделал вывод: внимательно осмотрев транспортное средство и устранив неисправности дома, можно сэкономить нервы и средства, уберечь себя от лишнего стресса в дороге.
Перед выездом нужно проверить давление в шинах и запаске. Все жидкости должны быть на должном уровне. Обязательно нужно проверить работу всех осветительных приборов. Если лампочка перегорела, желательно сразу заменить вторую. Однажды перед одной своей поездкой я не осмотрел машину. В дороге перегорела лампа ближнего света. Через какое-то время ближнего света вообще не стало. Это было зимой, в крепкий мороз, соответственно, менять лампочку на трассе было не лучшим вариантом. Пришлось ехать половину пути с включённым дальним светом фар. Можно только представить себе реакцию водителей всех встречных машин. Так делать нельзя, особенно когда ехать нужно в темное время суток.
Хорошая традиция – перед поездкой вымыть автомобиль. Тогда ехать будет намного приятнее. Важно также помыть стёкла и зеркала внутри и снаружи салона, чтобы ночью и днем, при ярком солнечном свете, видимость была лучше.
Итак, автомобиль готов. Что нам брать с собой в дорогу?
Обязательно нужно взять набор инструментов, в котором есть комплект ключей ходовых типов и размеров, манометр для контроля давления в шинах, компрессор. Перед выездом важно проверить исправность компрессора. Не стоит полагаться только на наличие запаски. Она тоже может спустить, и в дороге её тоже можно проколоть. В таком случае не помешает взять с собой комплект для ремонта шин. Обычно я беру с собой 2 запасных колеса. Резина должна быть прочной, качественной, стойкой к проколам. По личному опыту, хорошим выбором будет резина категории МТ. Но когда ездил на ней по обычной шоссейной дороге, на одну поездку всё же выпадало несколько проколов. Если предстоит дальняя поездка по маршруту, где шиномонтаж встречается редко, стоит захватить камеру, подходящую под диаметр колеса. В зимнее же время проколы случаются редко.
Всегда нужно иметь запас жидкостей, ведь в дороге может потребоваться пополнить их уровень. Это моторное и трансмиссионное масло, охлаждающую жидкость и жидкость стеклоомывателя. Необходим в дороге буксировочный трос. К сожалению, прочность тросов, которые продаются в автомагазинах, не соответствует требуемым стандартам качества. Рекомендую выбрать 10-ти метровую динамическую стропу. Еще важно не забыть шаклы. Обязательно в наличии должен быть фонарь, чтобы выполнять ремонтные работы в тёмное время суток.
Домкрат обязательно должен быть надежным, работать исправно. Гидравлический подкатной или бутылочный домкрат более надежен, чем штатный или хай джек. Не будет лишним кусок доски, чтобы можно было поставить домкрат на твердую поверхность.
В путешествии может пригодиться хороший нож, топор и лопата. Рекомендую выбрать настоящую полноразмерную лопату. Практика показывает, что сапёрная − маловата, а походные лопаты со складными ручками и лезвиями вообще не годятся, слишком хрупки и ненадёжны. Я использую лопату фирмы «фискарс» с ручкой телескопического типа, но и обычная штыковая лопата с крепким черенком и хорошим лезвием тоже подойдет.
В каждой машине должна быть канистра с топливом объемом не менее 10 литров. Также нужно позаботиться о лейке для топлива. Не будет лишним возить с собой тряпку для протирки машины и какую-нибудь ветошь.
Дополнительно следует взять индикатор бортового напряжения на 12 вольт, кусок провода, изоленту, армирующую сантехническую ленту. Стандартный набор автомобилиста − аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки, должен быть в машине всегда.
Список получается довольно-таки обширным, но всё указанное в нем в любой момент может понадобиться, а значит нужно ко всему быть готовым заранее.
Режим движения для каждого водителя индивидуален, ведь у каждого свои физиологические особенности и ограничения. Но есть единственный общий принцип: перед тем, как отправится в дорогу, водитель должен иметь хорошее самочувствие и быть отдохнувшим. Скоростной режим должен быть подобран так, чтобы утомляемость наступала как можно позже.
Обычно я выезжаю в 5-6 часов утра, или раньше.
Машину заправляю топливом заранее, а с вечера загружаю все необходимые вещи, чтобы в спешке ничего не забыть. Утром мне нужно минимальное количество времени, чтобы умыться, одеться и позавтракать. В салон машины беру еду, которой будет удобно перекусить за рулем, например, бутерброды, батончики, семечки, фрукты. Всегда беру термос с горячим чаем или кофе.
Оптимальная скорость движения для меня − 90-100 км/час. Я заметил на своем многолетнем опыте, что длительность поездки зависит не так от скорости движения, как от частоты остановок. Поэтому я останавливаюсь только в случае необходимости. Фактически, при движении со скоростью более100 км/час не выигрывается время, ведь утомляемость появляется быстрее, увеличивается риск создать аварийную обстановку, получить непредвиденные штрафы.
Я стараюсь отправляться в дорогу с утра пораньше, чтобы проехать максимальное расстояние в дневное время. Ночью ехать я не рекомендую, особенно по малознакомой дороге. Если все же водитель решает продолжать движение, лучше снизить скорость. Повезёт, если удастся пристроиться за автомобилем на местных номерах. Вероятно, он лучше знает дорогу, а значит ехать будет легче. Но лучше все-таки так планировать маршрут так, чтобы ночью дать себе возможность отдохнуть и поспать.
Какое расстояние можно преодолеть без отдыха и ночёвки? Есть советские водительские нормативы, которые установили лимит суточного пробега в пределах 400 км. Идеально, если в машине будет 2 водителя со страховкой, чтобы сменять друг друга. Пока один водитель за рулём, второй отдыхает от дороги, затем он же пересаживается за руль, чтобы отдохнуть от безделья, и так на протяжении всего маршрута. Преимущество иметь водителя напарника также в том, что вы можете присматривать друг за другом, вовремя замечая признаки утомления, развлекать беседами. Лучше поменяться местами с напарником, проехав первые 500 км, или даже раньше. Многое зависит от того, как чувствует себя водитель. Но без отдыха и ночёвки пробег до не должен превышать1500 км.
Сейчас я чаще всего путешествую с семьей. Пока у жены не было водительских прав, я один был за рулем. Без отдыха, не учитывая кратковременных остановок на заправках, я смог проехать 1700 км. Если 400-500 км я проезжаю легко, то следующие 500-700 км начинаю чувствовать усталость, появляется сонливость. С ней помогает бороться кофе, семечки, разговоры. Уже на 800-1000 км сонливость начинает одолевать. При недостаточной видимости я начинаю испытывать что-то вреде галлюцинаций, например, мне может показаться перебегающая дорогу собака или человек. Но после 1000 км зрительные иллюзии усиливаются. Иногда я элементарно не могу разобрать, что вижу, или начинаю путать людей, на одежде которых есть светоотражательные элементы, с дорожными знаками. Бороться со сном получается только значительными усилиями воли. Это опасное состояние подвергает риску здоровье и жизнь как водителя, так и пассажиров, поэтому превышать такой километраж без сна и отдыха категорически не рекомендуется. После 1200 км высок риск просто уснуть за рулем. Потеряв бдительность, можно не заметить, как очутился на средней полосе движения, хотя только что ехал по правой, и совершенно не помнить, как это произошло. Во избежание такой опасности, лучше остановиться и немного вздремнуть. Конечно, качество сна в дороге оставляет желать лучшего, но даже кратковременный сон лучше и полезнее, чем его отсутствие.
Чтобы путешествие принесло удовольствие, тщательно подготовьтесь, позаботьтесь о своем комфорте, почаще меняйтесь местами со вторым водителем. Тогда вы сможете сполна насладиться поездкой.
Пишите, что вы думаете и как вы делаете в комментариях ниже