Вера в достоверность библейских повествований о патриархе Аврааме и многих других святых, упоминаемых в стихах Священного Писания Ветхого Завета и почитаемых Вселенской Церковью, подталкивает православного исследователя к соотнесению их жития по времени с известными событиями из жизни выдающихся личностей всемирной истории. Этим же принципом руководствовались святые апостолы, которые возвестили Благую весть о земном служении, распятии и воскресении Господа Иисуса Христа в контексте правления Иудеей римским префектом Понтием Пилатом (Мф 27:1; Мк 15:1; Лк 3:1; Ин 18:29).
Поэтому попытка идентификации библейского фараона времени св. Авраама на основе имеющихся данных представляется актуальной и интересной. Однако следует отметить, что эта интерпретация не является исчерпывающей, но носит лишь условный характер. О трудностях анализа библейской хронологии говорили ранее и другие исследователи (см.: [Юревич, 2009, 93; Белецкий, 2010, 39]).
Важные указания по выбранной тематике можно найти в апологетическом и исагогико-экзегетическом произведении «Евангельское приуготовление» еп. Евсевия Памфила, который был видным библеистом IV в. (см., напр.: [Соболев, 2021, 90–92]). Они представлены в отрывке из 18-й гл. кн. 9 рассматриваемого труда, которая имеет в оригинале название «Ἀρταπάνου περὶ τοῦ αὐτοῦ· ἀπὸ τῆς αὐτῆς τοῦ Πολυΐστορος γραφῆς» (Eusèbe de Césarée, 1991, 238) — «Артапан о нем, из самого труда Полигистора». Следовательно, ссылаясь на Артапана Александрийского[1], Евсевий Кесарийский говорит так:
Он утверждает, что Авраам вместе со своей семьей пришел в Египет к царю Фарефофину и научил его астрономии. Там он был двадцать лет, после чего снова отправился в область Сирии[2].
Перед тем как перейти к анализу данного текста, необходимо прояснить, что автор подразумевает под важнейшим термином из цитированного фрагмента — ἀστρολογία. Ключом к понимаю является отрывок из 16-й гл. кн. 9 «Евангельского приуготовления», которая названа так: «Ὅσοι περὶ τοῦ πάντων Ἑβραίων προπάτορος Ἁβραάμ ἐμνήσθησαν» (Eusèbe de Césarée, 1991, 232), что можно перевести на русский язык как «Сколь многие вспомнили об Аврааме, праотце всех евреев». В ней еп. Евсевий Памфил пишет следующее:
«Позже, когда голод охватил Ханаан, Авраам, узнав о благоденствии египтян, был настроен перейти к ним, чтобы пользоваться их изобилием, а также послушать их жрецов, которые говорили бы о богах. Он думал либо последовать им, если найдется там учение получше, либо переучить их на самое лучшее».
Затем добавляет: «И встречался Авраам с умнейшими египтянами, отсюда проявилась и стала заметнее добродетель его и слава. Ибо египтяне имеют вражду между собой и критикуют традиции друг друга, поскольку им угодны различные обычаи. Авраам, разговаривая с каждым по отдельности, отрицал их учения, которые они создали. Он доказал им, что их воззрения являются пустыми, ничуть не содержащими истины. В итоге они восхищались Авраамом во время общения, почитая его за разумнейшего человека, который вызывает трепет не только посредством своего рассуждения, но и способностью убедить, обсуждая с ними
разные темы, о которых не принимался бы учить. Он дарует им арифметику и передает учение, связанное с астрономией. Ибо до прихода Авраама египтяне не знали этого. Ибо от халдеев это знание пришло в Египет, откуда и перешло к эллинам. Так повествует Иосиф».[3]
Соответственно, еп. Евсевий под термином ἀστρολογία понимает истинное учение о Боге, носителем и распространителем которого был патр. Авраам. Именно он, по мысли автора «Евангельского приуготовления», Артапана Александрийского и Иосифа Флавия, стал просветителем египетского народа и его правителя.
Епископ Евсевий также указывает имя фараона — Φαρεθώθην, которое можно прочитать в рамках системы произношения Иоганна Рейхлина или Эразма Роттердамского как «Фарефофин» или «Фаретхотхен». К сожалению, данное имя не дает прямых сведений о его владельце в контексте истории Древнего Египта, а потому в этой попытке идентификации фараона — современника прав. Авраама, в большей степени будет делаться акцент на предыдущем тезисе Евсевия Кесарийского о просветительском характере служения рассматриваемого патриарха.
Также известно, что автор «Евангельского приуготовления» в своих размышлениях и указании датировок строго опирается на библейский текст [Соболев, 2020, 36]. Поэтому для сужения выбора искомого египетского правителя, который будет наиболее соответствовать указанному ранее критерию и его описанию из книги Бытия, будет осуществлен поиск необходимой эпохи Древнего Египта через ее соотнесение с хронологией Библии. Полученные данные будут сверяться с открытиями современной археологии.
Итак, в качестве отправной точки следует выбрать такую датировку известного события из повествования Священного Писания Ветхого Завета, которая вызывает наименьшее количество нареканий. Как кажется, разрушение Первого храма Соломона в 586 г. до Р. Х. подходит лучшего всего, ибо в отношении него, как правило, у исследователей встречаются лишь незначительные хронологические расхождения [Прищенко, 2011, 5].
Традиционно считается, что от разделения царств до разрушения Первого храма Соломона насчитывается 390 лет [Белецкий, 2010, 41], поскольку в Иез 4:5 сказано: «И Я определил тебе годы беззакония их числом дней: триста девяносто дней ты будешь нести беззаконие дома Израилева».
Следует отметить, что первая часть пророчества предоставляет возможность и другой интерпретации. Возможно предположить, что годы беззакония начались не с разделения царств, а с греха прелюбодеяния и убийства, совершённого прор. Давидом. Ибо это беззаконие было по-особенному зло в очах Господних (2 Цар 11:27). В результате умер младенец, зачатый во грехе, а царский дом настигли различные семейные бедствия, связанные с Амноном и Авессаломом (2 Цар 13–19). Пророк Давид искренно покаялся, и его простил Господь (2 Цар 12:13), однако сам факт грехопадения имел печальные последствия.
Следовательно, при таком подходе, можно датировать зачатие первого ребенка царя Давида и Вирсавии приблизительно 586 + 390 = 976 г. до Р. Х. Промежуток между упомянутым событием и рождением Соломона, вероятно, составил около двух лет.
Ибо столько времени занимает вынашивание ребенка, его смерть на седьмой день (2 Цар 12:18), недолгий период плача родителей, их скорое утешение следующим зачатием (2 Цар 12:24) и последующий срок беременности. В таком случае рождение царя Соломона выпадает примерно на 976–2 = 974 г. до Р. Х.
Точно не известно, в каком возрасте воцарился в Израиле Соломон, но очевидно, что он был молодым. Косвенным доказательством этого тезиса являются его слова о себе, сказанные в самом начале его правления: «я отрок малый» (3 Цар 3:7). Известно также, что прор. Давид согрешил во время своего царствования в Иерусалиме (2 Цар 11:1–2), которое продолжалось 33 года (3 Цар 2:11). Как кажется, с учетом всех событий промежуток между захватом и обустройством Иерусалима (2 Цар 5:9) до рождения Соломона занимал большую часть владычества царя Давида. Допустимо предположить, что этот период длился около 25 лет. Тогда можно датировать четвертый год правления Соломона 974 — (33–25) — 4 = 962 г. до Р. Х.
Если вернуться от этого времени на 480 лет назад, то можно получить приблизительную дату Исхода богоизбранного народа из Египта: 962 + 480 = 1442 г. до Р. Х. Об этом написано в Ветхом Завете: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу» (3 Цар 6:1). Полученные цифры согласуются с ранней датировкой Исхода и эпохой владычества фараона Аменхотепа II, которая подтверждается многочисленными археологическими свидетельствами [Юревич, 2009, 112–116].
Далее в масоретском тексте Священного Писания сказано: «Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет» (Исх 12:40). Следовательно, прав. Иаков в возрасте 130 лет переселился со всей своей семьей в Египет (Быт 47:9) около 1442 + 430 = 1872 г. до Р. Х., что соответствует примерно времени царствования фараона Сенусерта III или Аменемхета III (см.: [Соколова, 2008, 11]). Примечательно, что в эту эпоху и появляется семитское поселение из Ханаана в Телль эль-Даба/ Аварисе в области F/1, слоя d/2 [Bietak, 1996, 10–14]. Именно там было найдено захоронение p/19-no, содержащее нетипичные для Египта остатки колоссальной статуи семита- вельможи с грибовидной прической и палкой на плече [Bietak, 1996, 18–21], которую некоторые исследователи идентифицируют как статую патр. Иосифа [Рол, 2011, 51].
Затем в 60 лет патр. Исаак родил Иакова (Быт 25:26), а св. Авраам родил Исаака в 100 лет (Быт 21:5). Искомое событие произошло на 75-й год жизни прав. Авраама, когда он посетил Египет по причине голода на месте своего предыдущего обитания (Быт 12:4–12), на основе изложенного материала оно датируется около 1872 + 130 + 60 + (100–75) = 2087 г. до Р. Х.
Указанная дата дает возможность соотнести пришествие патр. Авраама в Египет с Первым переходным периодом истории Древнего Египта. В эту эпоху упомянутое государство теряет свое единство, поскольку падает традиционная социальная иерархия, возвышаются отдельные области Египта, называемые номами, среди правителей которых выделяются владыки Гераклеополя и Фив. Также в стране наступает неурожай и голод, а соседние кочевые племена приходят сюда в поисках убежища от засухи [Соколова, 2008, 10].
Этим временем и датируется «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» [Соколова, 2008, 11]. Существует множество версий об авторстве данного произведения [Сергий Акимов, 2011, 81–82], однако традиционно считается, что его написал фараон X династии Хети III/Ахтоя III [Рубинштейн, 1980, 36].
Примечательно, что «Поучение для Мерикара» содержит в себе различные положительные идеи, которые имеют параллели с библейским учением. Для наглядности следует указать некоторые из них:
1. Покаяние фараона в разрушении кладбища в Абидосе во время его войны с югом Египта.
2. Теодицея относительно факта существования многих бед, основанная на учении о благом Промысле Божьем и Его добром пастырстве.
3. Человек должен чтить Бога, активно участвовать в богослужении и жертвоприношении.
4. Праведность в глазах Божьих более ценна, чем формальные жертвы.
5. Рассуждения о силе слова, с помощью которого необходимо побеждать беззаконие.
6. Вера в справедливый посмертный суд, конечное наказание зла, воздаяние за истину.
Подробный анализ этих тезисов представлен в монографии архим. Сергия (Акимова) «Библейская Книга Екклезиаста и литературные памятники Древнего Египта» [Сергий Акимов, 2012, 390–422].
Подобные размышления фараона Хети III, очевидно, свидетельствуют о его мудрости и богобоязненности, что, можно предположить, соответствует тем описаниям из Священного Писания Ветхого Завета, которые гипотетически связаны с ним.
В таком контексте неудивительно, что патр. Авраам испугался сначала рассказать фараону о том, что Сарра является не только его сестрой, но и женой (Быт 12:13), ибо время Первого переходного периода было суровым.
Далее прав. Авраам сблизился с фараоном, который по неведению взял Сарру себе в жёны. В результате патриарх получил щедрые дары от правителя в виде разнообразного скота и рабов, и жил в Египте хорошо (Быт 12:16). Возможно, это обусловлено не только тем, что фараон взял в себе в жёны Сарру, но и добродетельной жизнью и мудростью св. Авраама, которая, согласно мнению еп. Евсевия Памфила, повлияла на царя и его народ.
Последовавший Божественный удар по правителю не озлобил его, но вразумил и открыл истину о патр. Аврааме и Сарре. Фараон не стал сопротивляться воле Божьей, подобно своему преемнику во время Исхода, но сразу вернул праведнику его законную супругу, мирно отпустив их со всеми богатствами, которые у них были (Быт 12:20–13:2).
Таким образом, на основе сведений, полученных из сочинения «Евангельское приуготовление» еп. Евсевия Кесарийского, и прочего приведенного материала можно предположить, что патр. Авраам во время своего пребывания в Египте благотворно повлиял на фараона Хети III и его народ, а результаты просветительской деятельности праведника проявились в добром учении произведения «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара».
1. Артапан Александрийский — известный экзегет Священного Писания Ветхого Завета и его апологет III–II в. до Р. Х., который стремился представить патриархов Авраама и Иосифа, прор. Моисея в качестве просветителей Египта. См. об этом, напр.: [Титова, Венцель, 2009, 452–453].
2. В оригинале: «Τοῦτον δέ φησι πανοικίᾳ ἐλθεῖν εἰς Αἴγυπτον πρὸς τὸν τῶν Αἰγυπτίων βασιλέα Φαρεθώθην καὶ τὴν ἀστρολογίαν αὐτὸν διδάξαι· μείναντα δ’ ἔτη ἐκεῖ εἴκοσι πάλιν εἰς τοὺς κατὰ Συρίαν ἀπαλλαγῆναι τόπους» (Eusèbe de Césarée. La Préparation Evangelique. Livres VIII–X // SC 369. Paris, 1991. P. 238–240).
3. Оригинальный греческий текст: «„ <…> Λιμοῦ δὲ χρόνοις ὕστερον τὴν Χαναναίαν καταλαβόντος, Ἄβραμος Αἰγυπτίους εὐδαιμονεῖν πυθόμενος διαίρειν πρὸς αὐτοὺς ἦν πρόθυμος, τῆς τ’ ἀφθονίας τῆς ἐκείνων μεθέξων καὶ τῶν ἱερέων ἀκροατὴς ἐσόμενος, ὧν λέγοιεν περὶ θεῶν· ἢ γὰρ κρείσσοσιν εὑρεθεῖσι κατακολουθήσειν ἢ μετακοσμήσειν αὐτοὺς ἐπὶ τὸ βέλτιον, αὐτὸς ἄμεινον φρονῶν“. Εἶθ’ ἑξῆς ἐπιλέγει· „Καὶ συνῆν Αἰγυπτίων τοῖς λογιωτάτοις, τήν τε ἀρετὴν αὐτῷ καὶ τὴν ἐπ’ αὐτῷ δόξαν ἐντεῦθεν ἐπιφανεστέραν συνέβη γενέσθαι. Τῶν γὰρ Αἰγυπτίων διαφόροις ἀρεσκομένων ἔθεσι καὶ τὰ παρ’ ἀλλήλοις ἐκφαυλιζόντων νόμιμα καὶ διὰ τοῦτο δυσμενῶς ἐχόντων πρὸς ἀλλήλους, συμβαλὼν αὐτῶν ἑκάστοις καὶ διαπτύων τοὺς λόγους, οὓς ἐποιοῦντο περὶ τῶν ἰδίων, κενοὺς καὶ μηδὲν ἔχοντας ἀληθὲς ἀπέφαινε. Θαυμασθεὶς οὖν ὑπ’ αὐτῶν ἐν ταῖς συνουσίαις ὡς συνετώτατος καὶ δεινὸς ἀνὴρ οὐ νοῆσαι μόνον, ἀλλὰ καὶ πεῖσαι λέγων περὶ ὧν ἂν ἐπιχειρήσειε διδάσκειν, τήν τ’ ἀριθμητικὴν αὐτοῖς χαρίζεται καὶ τὰ περὶ ἀστρολογίαν παραδίδωσι· πρὸ γὰρ τῆς Ἀβραάμου παρουσίας Αἰγύπτιοι τούτων εἶχον ἀμαθῶς· ἐκ Χαλδαίων γὰρ ταῦτ’ ἐφοίτησεν εἰς Αἴγυπτον, ὅθεν ἦλθε καὶ εἰς τοὺς Ἕλληνας“. Ταῦτα ὁ Ἰώσηπος» (Eusèbe de Césarée. La Préparation Evangelique. Livres VIII–X. SC. 369. Paris, 1991. P. 232–234).