Найти тему
ONCOLOGY.ru | ОНКОЛОГИЯ.ру

Рак предстательной железы даже не посмотрел на тестостерон

Мужские половые гормоны толкают предстательную железу к избыточному росту, что проявляется аденомой и раком. Андрогены работают не в одиночку, активизируясь в присутствии «женских» эстрогенов и других неполовых гормонов. Тем не менее, последствия приёма тестостерона стали неожиданными…

Биологическая роль андрогенов в мужском организме заключается в стимулирующем влиянии на клетки предстательной железы, поэтому тестостерон запрещён к применению при карциноме простаты. Влияния тестостерона рассматривалось в клинических исследованиях, но к единому мнению не пришли – толи вредит, толи полезен. Роль тестостерона в деле инициации рака простаты изучили у пациентов со сниженной продукцией половых гормонов из-за гипогонадизма, вынужденных принимать гормон по жизненным показаниям.

В 316 центрах США с мая 2018 года по февраль 2022 набрали 5 246 мужчин с двукратно сниженной против нормы концентрацией тестостерона в крови и клиническими признаками гипогонадизма. Средний возраст больных – 63 года. Пациентов разделили на 2 группы: 2 596 участникам предложили использовать гель с тестостероном, второй группе из 2 602 пациентов – гель с «пустышкой». Исследование завершили в январе 2023 года при медиане наблюдения 33 месяца, средняя продолжительность лечения почти 22 месяца.

Рак простаты выявили у 0,46% на фоне тестостерона и 0,42%, получавших плацебо. Разница в частоте 7%. Карцинома предстательной железы высокой степени риска диагностирована у 0,19% или 5 пациентов группы тестостерона и 0,12% или у 3 пациентов. Разница в частоте составила 62%.

Необходимость инвазивной диагностики при гиперплазии простаты возникла у 0,89% в группе тестостерона и у 0,46% на плацебо, разница в 91%. Биопсия железы потребовалась 0,62% в группе тестостерона против 0,54% на плацебо, разница 13%. На фоне гормонотерапии уровень главного маркёра простатического рака ПСА повышался, но не сильно и без прогрессии в течение года.

Острая задержка мочи отмечена у 0,77% пациентов на гормонотерапии и 0,61% при использовании плацебо, разница 25%. Клинические проявления со стороны мочевыводящих путей развились у 3,89% и 3,34% соответственно, разница составила 16%.

Всё это позволило американским исследователям сделать вывод, что «частота развития рака предстательной железы высокой степени риска или любого другого заболевания предстательной железы была низкой и существенно не различалась» у получавших заместительную гормональную терапию тестостероном и без неё.

Правильно пишут в клинических рекомендациях Минздрава, что «результаты многочисленных исследований о роли факторов, которые могут оказывать влияние на риск развития РПЖ, являются противоречивыми и чаще вызывают больше сомнений и вопросов, чем дают утвердительные и однозначные ответы».

Первоисточник: https://oncology.ru/specialist/library/reviews/2024/01/19/

Делитесь своими мыслями в комментариях к посту!