Найти тему

Шлюзование на Канале имени Москвы

Оглавление

Продолжаем делиться полезной информацией для ответственных капитанов маломерных судов, планирующих заранее маршруты водных путешествий и сегодня расскажем об одном из самых значимых водном канале России и его особенностях.

Канал имени Москвы, построенный в 1937 году, получил важнейшее значение в единой глубоководной системе России. Канал представляет собой единственное в мире такого масштаба рукотворное инженерное сооружение, длина которого составила 128 км! Канал берёт начало в районе г. Дубна, от Иваньковского водохранилища, и тянется до района Щукино, соединяя реку Волгу и Москва-реку. Сейчас около 60% воды в Москву подаётся из р. Волги через канал.

Почему так много Шлюзов на Канале им. Москвы

Рельефные особенности и существенная возвышенность участка русла канала не позволяли сделать его самотечным. Пришлось использовать механический способ подачи воды и сделать канал шлюзованным. Таким образом именно Шлюзы стали своего рода ограничителями на огромной лестнице канала с водными ступенями и пропускают суда на разные уровни воды.

Сведения об отметках уровня воды по опорным водомерным постам
Сведения об отметках уровня воды по опорным водомерным постам

Что нужно знать при прохождении Шлюзов Канала имени Москвы

К шлюзованию следует относиться крайне ответственно. Необходимо заблаговременно установить радиосвязь на УКВ с диспетчерами шлюзов, регулирующими очередность захода судов в шлюз. По Правилам пропуска судов все ожидающие шлюзования суда становятся на специально указанные диспетчером места.

Шлюз № 6 Канал имени Москвы
Шлюз № 6 Канал имени Москвы

Рекомендации по прохождению Шлюза № 6

На северном склоне канала находятся 5 однокамерных шлюзов (№ 6, 5, 4, 3, 2)

Для того, чтобы маломерные суда были приняты на шлюзование, необходимо обязательно заранее отправить заявку ФГБУ «Канал им. Москвы» на сайте в разделе «Навигация» и за сутки до начала шлюзования связаться с диспетчером шлюзования КиМ.

В дальнейшем, при подходе к шлюзу, судоводителю достаточно сообщить начальнику вахты шлюза номер Извещения.

Представляемые сведения для заполнения формы:

· название судна;

· идентификационный номер судна;

· данные о владельце судна (Ф.И.О. или полное название организации);

· контактные данные судовладельца;

· государственная принадлежность судна (страна флага);

· судовой билет (копия всех страниц в формате JPG, PNG, PDF)

Маломерные суда пропускаются через шлюз с учётом выхода из каскадов шлюза ДО наступления темного времени суток.

Навигационная карта. Шлюз № 6. Канал имени Москвы.
Навигационная карта. Шлюз № 6. Канал имени Москвы.

Стоянка ожидания начала шлюзования от Москвы в сторону р. Волга.

Стоянка расположена на 91 километре ЕГТС на Икшинском водохранилище в непосредственной близости от Шлюза № 6 Канала им. Москвы.

Ввиду того, что маломерные суда не шлюзуют в темное время суток, необходимо начать шлюзование как можно раньше, чтобы пройти участок КиМ между шлюзом № 6 и № 2 за один день; это более 70 км. Поэтому вечером-ночью предыдущего дня следует подойти на описываемую стоянку, выйти на связь со шлюзом № 6 (3 канал речного диапазона, радиостанция обязательна) и предупредить его, что вы подошли и ждете утром разрешения на шлюзование.

Стоянка расположена в непосредственной близости от причалов я/к «Рассвет» на глубинах 4-6 метров, за правой кромкой судового хода. Грунт ил-глина, якоря держат хорошо. С этой стоянки хорошо просматриваются подходные семафоры шлюза, и в силу прямой видимости радиосвязь надежная.

 Необорудованная стоянка
в Икшинском вдхр. перед шлюзом № 6
Необорудованная стоянка в Икшинском вдхр. перед шлюзом № 6

Альтернативные стоянки:

— напротив основной стоянки у левого берега рядом с причалом «Икша»; глубины 1.5-3 метра, подход малым ходом по эхолоту;

— на 90-м километре за белым буем в устье р. Черная у левого берега; глубины 2-3 метра, за буем малым ходом по эхолоту.

Обязательное условие для любой стоянки: наличие связи с вахтой шлюзования шлюза № 6, чтобы не пропустить вызов диспетчера на шлюзование.

Ещё больше советов, рекомендаций, карт, схем и врезок, описаний прохождений сложных участков для походов по Центральной части России вы сможете найти в Атласе Том 2 серии Атласов водных путей.