Продолжаем делиться полезной информацией для ответственных капитанов маломерных судов, планирующих заранее маршруты водных путешествий и сегодня расскажем об одном из самых значимых водном канале России и его особенностях.
Канал имени Москвы, построенный в 1937 году, получил важнейшее значение в единой глубоководной системе России. Канал представляет собой единственное в мире такого масштаба рукотворное инженерное сооружение, длина которого составила 128 км! Канал берёт начало в районе г. Дубна, от Иваньковского водохранилища, и тянется до района Щукино, соединяя реку Волгу и Москва-реку. Сейчас около 60% воды в Москву подаётся из р. Волги через канал.
Почему так много Шлюзов на Канале им. Москвы
Рельефные особенности и существенная возвышенность участка русла канала не позволяли сделать его самотечным. Пришлось использовать механический способ подачи воды и сделать канал шлюзованным. Таким образом именно Шлюзы стали своего рода ограничителями на огромной лестнице канала с водными ступенями и пропускают суда на разные уровни воды.
Что нужно знать при прохождении Шлюзов Канала имени Москвы
К шлюзованию следует относиться крайне ответственно. Необходимо заблаговременно установить радиосвязь на УКВ с диспетчерами шлюзов, регулирующими очередность захода судов в шлюз. По Правилам пропуска судов все ожидающие шлюзования суда становятся на специально указанные диспетчером места.
Рекомендации по прохождению Шлюза № 6
На северном склоне канала находятся 5 однокамерных шлюзов (№ 6, 5, 4, 3, 2)
Для того, чтобы маломерные суда были приняты на шлюзование, необходимо обязательно заранее отправить заявку ФГБУ «Канал им. Москвы» на сайте в разделе «Навигация» и за сутки до начала шлюзования связаться с диспетчером шлюзования КиМ.
В дальнейшем, при подходе к шлюзу, судоводителю достаточно сообщить начальнику вахты шлюза номер Извещения.
Представляемые сведения для заполнения формы:
· название судна;
· идентификационный номер судна;
· данные о владельце судна (Ф.И.О. или полное название организации);
· контактные данные судовладельца;
· государственная принадлежность судна (страна флага);
· судовой билет (копия всех страниц в формате JPG, PNG, PDF)
Маломерные суда пропускаются через шлюз с учётом выхода из каскадов шлюза ДО наступления темного времени суток.
Стоянка ожидания начала шлюзования от Москвы в сторону р. Волга.
Стоянка расположена на 91 километре ЕГТС на Икшинском водохранилище в непосредственной близости от Шлюза № 6 Канала им. Москвы.
Ввиду того, что маломерные суда не шлюзуют в темное время суток, необходимо начать шлюзование как можно раньше, чтобы пройти участок КиМ между шлюзом № 6 и № 2 за один день; это более 70 км. Поэтому вечером-ночью предыдущего дня следует подойти на описываемую стоянку, выйти на связь со шлюзом № 6 (3 канал речного диапазона, радиостанция обязательна) и предупредить его, что вы подошли и ждете утром разрешения на шлюзование.
Стоянка расположена в непосредственной близости от причалов я/к «Рассвет» на глубинах 4-6 метров, за правой кромкой судового хода. Грунт ил-глина, якоря держат хорошо. С этой стоянки хорошо просматриваются подходные семафоры шлюза, и в силу прямой видимости радиосвязь надежная.
Альтернативные стоянки:
— напротив основной стоянки у левого берега рядом с причалом «Икша»; глубины 1.5-3 метра, подход малым ходом по эхолоту;
— на 90-м километре за белым буем в устье р. Черная у левого берега; глубины 2-3 метра, за буем малым ходом по эхолоту.
Обязательное условие для любой стоянки: наличие связи с вахтой шлюзования шлюза № 6, чтобы не пропустить вызов диспетчера на шлюзование.
Ещё больше советов, рекомендаций, карт, схем и врезок, описаний прохождений сложных участков для походов по Центральной части России вы сможете найти в Атласе Том 2 серии Атласов водных путей.