На этой неделе состоялось несколько знаковых российских премьер. На экраны онлайн-кинотеатров вышли сериалы "Прелесть" с Олегом Меньшиковым и Филиппом Янковским, "Золотое дно" с Алексеем Гуськовым и "Клипот", в титрах которого много имен молодых артистов. Сериалы очень разные и неоднозначные по впечатлениям. Пробежимся по каждому и обсудим, что получилось, а что нет.
"Клипот" (2023, PREMIER)
Режиссер: Сергей Арланов
Сценаристы: Дмитрий Петровский, Ольга Шведова
Актеры: Евгений Романцов, Иван Мулин, Олег Гаас, Карина Александрова, Наталья Суркова, Владимир Скворцов, Катерина Ковальчук, Полина Ауг, Илья Любимов.
Сюжет:
Четверо молодых ребят: современная художница, выпускник западного ВУЗа, активистка и дочь губернатора - не собираются жить по законам общества. Ради того, чтобы создать прекрасный мир будущего, они находят компромат на известных личностей и устраивают провокации.
(Кино-Театр.РУ)
В личном рейтинге из трех состоявшихся премьер "Клипот" находится на последнем месте. Не смогла досмотреть даже первую серию из-за ощущения фальши, надуманности происходящего. Сломалась на сцене, когда дочь губернатора, примкнувшая к активистам, разворачивает на несанкционированном митинге похабный фейковый плакат с изображением родной матери.
Сцены собраны неаккуратно, повествование скачет от одного персонажа к другому: поскольку действующих лиц много, бывает нелегко сориентироваться, кто есть кто.
События первой серии выстроены вокруг старого хлебозавода, который отремонтировали и отдали под культурный центр провинциального Покровска. Почему-то это вызывает сильный протест у местных жителей - как пенсионеров, так и молодежи. Мотивы протестующих непонятны: хлебозавод не является ключевым объектом для городской инфраструктуры. Из монолога губернатора мы узнаем, что неподалеку есть такой же, то есть вопрос заключается не в обеспечении города хлебом или рабочими местами.
Ладно работяги и пенсионеры, но почему молодежь протестует против крутого культурного центра? Казалось бы, они-то как раз должны поддержать местную инициативу. Но на первых порах это тоже остается не выясненным.
На открытие нового культурного центра Покровска приглашены мировые звезды первой величины. И здесь снова неувязка: то, что демонстрируется в кадре, никак не тянет на культурное событие мирового значения. Инсталляции внутри здания при всем желании не назовешь шедевром, плюс они подозрительно дешево выглядят для такой громкой заявки. Нужно слишком много заплатить приглашенным звездам и подготовить слишком обильный фуршет, чтобы гости не задавались вопросом: "А где искусство?" Да и что такое этот Покровск, чтобы туда приезжали звезды, которые и в столицах-то не частые гости? И если у провинциального города есть деньги на мероприятия мирового масштаба, то почему его жители так плохо живут? Не лучше ли начать с них? Может быть именно поэтому они выходят на протесты, а не из-за отремонтированного хлебозавода?
Молодежь, кстати, тоже вызывает вопросы. Ребята из Покровска возвращаются в родной город сплошь из Лондонов и Парижей, Оксфордов и Стэнфордов. "Мыслим масштабно!" - вероятно, такой лозунг был прибит над рабочим столом у членов съемочной группы.
Досматривать не собираюсь: грубо сделано, и некоторые моменты вызывают чувство брезгливости, что ли...
"Золотое дно" (2024, "ИВИ")
Режиссер: Илья Ермолов
Сценаристы: Сергей Минаев, Дмитрий Минаев
Актеры: Алексей Гуськов, Игорь Гордин, Юлия Снегирь, Наталья Вдовина, Ростислав Бершауэр, Павел Попов, Ангелина Пахомова, Валерий Карпов, Александр Новин, Виктория Маслова, Марина Ворожищева
Сюжет:
После смерти Алексея Градова, владельца крупного строительного холдинга, его наследники вступают в борьбу за миллиардное состояние с бывшим чиновником и бизнес-партнером покойного. Со стороны семьи войну возглавляет Градов-старший — патриарх семьи, основавший фамильный бизнес в 90-е, но отошедший от дел. В союзники он берёт финансиста и стратега компании Надежду, которая была не только коллегой, но и любовницей его сына. Кроме передела активов Градовы — жёны, дети, внуки — заняты выявлением старых обид и накопившихся друг к другу претензий. У них есть всё — деньги, власть, связи, статус. Но этого им мало. В погоне за наследством они готовы разорвать не только врагов семьи, но и друг друга. (Кинопоиск)
Если первый сериал страдал неоправданной гигантоманией, то второму, наоборот, не хватает масштаба. Речь идет о семье олигархов, но ощущения, что это супербогатые люди, элита российского общества, не возникает. Ну, так - предприниматели средней руки, типичные представители сословия "из грязи - в князи", "коммерсы", как часто повторяет герой Алексея Гуськова.
Или мы чего-то не знаем, и наша элита - она вот такая? С дворцами сплошь в позолоте, золотыми унитазами на золотых цепях (чтобы сантехники не открутили), золочеными шестами в личных комнатах для стриптиза... В сериале вся эта дешевая тяга к стилю "дороХо-боХато" показана на примере Кубанской усадьбы одного из персонажей. Вот здесь да - как говорится, "было", снимаю шляпу!
Если отбросить в сторону претензии в "неблагородном происхождении" героев, какой-то их мелкотравчатости по сравнению с общим замыслом, то актерский состав очень хорош. Даже Юлия Снегирь, которая обычно не столько играет, сколько демонстрирует в кадре свою красоту, прекрасно справляется с ролью.
Я посмотрела первые эпизоды, и в целом сериал мне понравился, собираюсь продолжить просмотр. Но есть одно "но": не отпускает ощущение, что создатели "Золотого дна" сильно "вдохновлялись" сериалом "Наследники", собравшим все престижные награды в американской телеиндустрии. Сценарий "Наследников" гениален, и я не преувеличиваю. Это один из самых сильных сценариев, созданных в последнее время для драматических сериалов. Уверена, что его уже разбирают по битам в лучших киношколах мира.
По сравнению с первоисточником, "Золотое дно" все же проигрывает. Чем-то похоже на импортозамещение, когда многое идет не по плану: от сюжетных поворотов - почти всегда предсказуемых, до музыки, в которой также чувствуется влияние саундтрека из "Наследников".
А еще скажите, пожалуйста, кто-нибудь оператору, что так часто заваливать камеру на одну сторону - это не прием, это бесит.
"Прелесть" (2024, PREMIER)
Режиссер: Динар Гарипов
Сценаристы: Георгий Меньшиков, Антон Щукин
Актеры: Олег Меньшиков, Филипп Янковский, Федор Федотов, Вера Кинчева, Максим Коновалов, Елизавета Кононова, Анатолий Горячев, Олег Васильков, Назар Сафонов
Сюжет:
25-летний автоугонщик Цыган живет в провинциальном городе, центром которого является завод по переработке драгоценных металлов. 20 лет назад на этом заводе погиб его отец, якобы замешанный в хищении золотых слитков. Следствие спустило дело на тормозах, поэтому Цыган жаждет найти убийцу и отомстить за отца, которого он толком и не помнит. Когда в городе объявляется бывший директор завода и негласный хозяин города Леонид Максимович, необходимо объединить усилия, чтобы докопаться до правды и совершить правосудие — каждый понимает его по-разному. (Кинопоиск)
Как и в первом сериале, действие происходит в провинциальном городе, но в отличие от Покровска, этот город не стремится прославиться на весь мир - наоборот, он старается затаиться, спрятаться в прошлом, чтобы никто не тревожил его жителей и не мешал им обстряпывать свои темные делишки.
Мир, в котором прекрасно освоились дилеры и барыги всех мастей, оказывается под угрозой после возвращения бывшего "хозяина" - Леонида Максимовича, или ЭлЭма (Олег Меньшиков).
Двадцать лет назад на золотодобывающем заводе пропало десять тонн золота. Тогда же был убит отец главного героя - автоугонщика Цыгана (Федор Федотов). Как связаны эти события, зритель узнает из сериала, как и то, какой будет цена мести, и окажется ли она тяжелее всего золота мира: "Нужно, чтобы золото попало к ним, и оно их накажет," - герой Олега Меньшикова уверен в мистической силе металла. "К ним" - это к директору завода Осинскому (Филипп Янковский) и его четырем подельникам.
Пока вышло две серии, всего будет шесть. Если судить по первым эпизодам, то из трех заявленных в названии премьер эта - самая сильная, собираюсь досмотреть до конца.
Что понравилось: в первую очередь, мощный актерский состав. Бытует мнение, что Олег Евгеньевич Меньшиков не снимается в ерунде и тщательно выбирает сценарии для работы в кино. Посмотрим, оправдается ли это утверждение в "Прелести". Филипп Янковский в роли его противника безупречен. Когда эти двое встречаются в одном кадре, сцена искрит от внутреннего напряжения. Федор Федотов в роли принципиального вора и народного мстителя тоже хорош и не смотрится слабее на фоне старшего поколения.
Что не понравилось: очень скоро устаешь от темноты в кадре. Темное все: город, время суток, люди и их дела. Возможно, так проявляется идея создателей сериала - тоска по солнечному свету, который здесь, в городе, променяли на отблески от золотых слитков. Но в любом случае, смотреть сериал тяжело. Слишком мрачно, слишком беспросветно.
Вызывает сомнения и личность ЭлЭма: правда ли человек может настолько сильно измениться? И точно ли он изменился? Будем посмотреть.
А какие впечатления у вас? Смотрели, будете?
Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы не потеряться!
Продолжение обзора на сериал "Золотое дно" после просмотра всех серий: