Найти тему

Чем учеба в аспирантуре отличается от студенчества

Оглавление

Поступая в высшую школу сразу после окончания специалитета или магистратуры, учащиеся считают, что их обучение ничем не будет отличаться от уже привычного процесса. Они будут ходить на пары, делать задания, потом напишут итоговую работу. Поэтому некоторые аспиранты очень удивляются, что тему исследования утверждают сразу после поступления, хотя до защиты еще целых три года.

Да, многие молодые исследователи «плывут по течению» и не понимают, чем аспирантура отличается от обычной учебы. Отсюда появляются ошибки, на исправление которых потом придется потратить много времени и сил.

Давайте разберемся, чем подготовка кадров высшей квалификации отличается от привычного студенчества.

Меньше занятий

Аспиранты приходят на пары гораздо реже, чем студенты. В первый год обучения у вас будут пары по иностранному языку, философии и истории науки, а также несколько спецкурсов. Обычно – это 2-3 дня в неделю по 2-3 академических часа. Необходимости быть в университете большую часть рабочего дня больше нет.

Однако надо понимать, что много свободного времени дается аспиранту для того, чтобы он работал над своей главной целью – проводил исследования, писал научные статьи и диссертацию.

Глубокий уровень проработки

Аспирантура дает учащемуся не только и не столько знания, сколько особый способ мышления. Во время обучения диссертант привыкает рассуждать, как ученый, правильно оценивать и подбирать для себя научные методы, строить логические цепочки и делать на их основе выводы. Не даром аспирантуру называют школой подготовки кадров высшей квалификации.

Одна из задач аспиранта – показать, что он умеет самостоятельно проводить исследования и достоин высокого звания кандидата наук.

Больше самостоятельности

По сравнению со студентами у аспиранта гораздо больше организационной и академической самостоятельности. Диссертантам обычно никто не напоминает, что надо получить зачет, написать научную статью или поучаствовать в конференции. Предполагается, что они сами должны следить за всеми процессами и активно участвовать в научной жизни университета.

Студентам при работе с ВКР научный руководитель активно помогает с выбором структуры, подбором источников, а иногда даже правит формулировки в тексте. У диссертантов все иначе. Научный руководитель во время работы над диссертацией не будет говорить молодому автору, что и как писать, его деятельность носит более консультационный характер.

Часто диссертанту приходится учится методом проб и ошибок. Те авторы, которые хотят сэкономить время и быстрее выйти на защиту, приходят к нам на курс #ПишуДиссер. В рамках программы они разбираются со структурой своей работы, пишут автореферат и в целом успевают за несколько недель проделать грандиозную работу над своим исследованием.

Уже не ребенок

Личное отношение к аспирантам тоже меняется. Они все еще остаются младшими в академической иерархии, тем не менее продвигаются гораздо ближе по статусу к опытным членам научного сообщества.

Среди старших коллег аспирантам могут встретиться единомышленники, которые интересуются схожей темой или ведут разработки в том же направлении. Это может стать началом долгого и плодотворного сотрудничества, которое между студентом и преподавателем все-таки случается гораздо реже.

Новые возможности

Аспирант получает больше возможностей, по сравнению со студентом. Это и более интересные условия для получения грантов, потенциальные междугородные и даже международные стажировки, предложения получить преподавательскую ставку на кафедре.

Для студентов такие возможности, конечно, тоже есть (кроме преподавания), но поддерживающих программ для молодых ученых гораздо больше. Особенно, если ваш возраст меньше 35 лет.

Вместо заключения

Быть аспирантом интересно и перспективно. Если вы выбрали для себя академическую карьеру, без ученой степени не обойтись. Конечно, как в любой сфере, есть свои трудности и издержки. Впрочем, они окупятся, когда вы все преодолеете и получите ученую степень, а вместе с ней признание, уважение, а иногда и восхищение!