Найти тему
Герман Геншин

Лучшие графические процессоры всех времен, с 1996 года по настоящее время

Когда мы думаем о лучших видеокартах современности, на ум приходят такие GPU, как RTX 4090 или RX 7900 XTX. Однако для того, чтобы эти чудовищные карты могли работать, некоторым гораздо более старым GPU пришлось ползти, а затем идти, чтобы привести нас к тому, что мы имеем сегодня.

Оглядываясь назад, история видеокарт показывает нам несколько знаковых GPU, которые переопределили графические технологии. Давайте совершим путешествие в 1996 год и последующие годы, чтобы познакомиться с видеокартами, которые изменили ситуацию, оказали влияние и стали хитом продаж среди энтузиастов по всему миру.

3dfx Voodoo

-2

Модель 3dfx Voodoo знаменует собой рассвет потребительского ускорения 3D-графики. Этот графический ускоритель, оснащенный скромной тактовой частотой 50 МГц и 4/6 Мб памяти, не говоря уже о 500-нм технологическом узле, может показаться не таким уж и большим. Однако после выхода на рынок в 1996 году он открыл для игр совершенно новый рынок.

Карта в первую очередь предназначалась для геймеров. Ее способность к рендерингу сложных 3D-окружений была революционной для того времени, даже если по сегодняшним меркам ее характеристики кажутся смехотворными. Игры, которые поддерживали Glide API Voodoo, давали непревзойденный визуальный опыт в 3D при разрешении до 800 x 600 или 640 x 480 для младших спецификаций.

Однако 3dfx Voodoo (в дальнейшем часто называвшийся Voodoo 1) был не без недостатков. Поскольку это был 3D-графический ускоритель, покупателям приходилось приобретать отдельную 2D-карту. Без 2D-карты 3dfx Voodoo вообще не мог показывать видео, так что это было решение скорее для энтузиастов. Как и большинство графических решений того времени, он также страдал от перегрева.

Благодаря выпуску этого ускорителя Voodoo Graphics на несколько лет стала лидером рынка, хотя позже компания выпустила один из худших графических процессоров всех времен - 3dfx Voodoo Rush. В конечном итоге, несмотря на то, что инновации компании были грандиозными и сформировали графический ландшафт, 3dfx Interactive не смогла выжить в условиях нестабильного рынка GPU конца 1990-х и начала 2000-х годов. В конце 2000 года Nvidia выкупила большую часть ее активов - в основном для того, чтобы защитить права на интеллектуальную собственность.

ATI Radeon 9700 Pro

-3

Всего несколько лет спустя, в 2002 году, Radeon 9700 Pro от ATI на некоторое время стал королем графики - и он, конечно, обладал гораздо лучшими характеристиками, чем 3dfx Voodoo. Созданная по 150-нм техпроцессу, она имела тактовую частоту ядра 325 МГц и 128 МБ памяти DDR с 256-битным интерфейсом. Она поддерживала разрешения до 2 048 x 1 536.

Что еще более важно, это была первая видеокарта с поддержкой DirectX 9.0, но и это еще не все. Именно этот графический процессор популяризировал сглаживание (AA) и анизотропную фильтрацию (AF). До этой карты эти функции не были широко распространены, но этот GPU сделал их возможными. Он также превосходил своих конкурентов, таких как GeForce4 Ti 4600 от Nvidia, на 100 % при включенных AA и AF.

Ранний переход ATI на DirectX 9 позволил ей выделиться на фоне серии GeForce4 Ti от Nvidia, которая не имела аппаратной поддержки DX9. Это был период, когда ATI, а позже AMD, доминировала над Nvidia как никогда раньше, выпустив поколение видеокарт, которые с легкостью побеждали Nvidia. За Radeon 9700 Pro последовала Radeon 9800 Pro, которая также имела огромный успех как у геймеров, так и у рецензентов.

ATI продолжала обмениваться ударами с Nvidia еще несколько лет, пока в 2006 году не была приобретена компанией AMD. Бренд ATI был уничтожен в 2010 году, но Radeon по-прежнему присутствует в названиях видеокарт AMD.

Nvidia GeForce 8800 GTX

-4

Мы переходим к 2006 году, когда битва между Nvidia и ATI (позже AMD) достигла своего пика. Именно тогда Nvidia выпустила GeForce 8800 GTX, массивную (по тем временам) видеокарту, которая положила начало ключевой архитектуре GPU, используемой и по сей день. Выпущенная в составе двух флагманов серии GeForce 8, 8800 GTX была графическим процессором уровня энтузиаста с потрясающими игровыми возможностями.

Вся линейка была довольно выдающейся для своего времени, но 8800 GTX запомнилась как флагманский монстр с довольно мощными характеристиками. Она работала на частоте 575 МГц и имела 768 МБ VRAM GDDR3 с 384-битной шиной памяти. Она могла работать с разрешениями до 2 560 x 1 600. Что еще более важно, в нем были представлены унифицированные шейдерные текстуры, что позволило GPU выйти в новую эру графических возможностей с беспрецедентной для того времени производительностью.

До появления серии GeForce 8 видеокарты использовали отдельные шейдеры для разных типов обработки, например, вершинные и пиксельные шейдеры. Унифицированная архитектура, которая до сих пор используется в современных GPU, объединила их в единый, более гибкий конвейер. Это позволило высвободить ресурсы GPU и повысить эффективность обработки.

Кроме того, 8800 GTX впервые использовала DirectX 10, что стало огромным улучшением по сравнению с предыдущей версией. В целом, эта модель стала хитом сразу после выхода и продержалась несколько лет, даже когда на рынке появились более новые GPU.

AMD Radeon R9 290

-5

Когда в 2013 году AMD выпустила Radeon R9 290, графический ландшафт уже значительно отличался от того, что мы видели в конце 1990-х и начале 2000-х годов. Она имела тактовую частоту до 947 МГц и 4 ГБ памяти GDDR5 с 512-битной шиной. Для сравнения, у Nvidia есть версия RTX 3050, которая также оснащена 4 ГБ VRAM (и 128-битным интерфейсом), но это GDDR6. R9 290 также может работать с разрешениями до 4K, так что она гораздо ближе к топовым GPU, которые мы видим в наши дни, чем все предыдущие карты в этом списке.

Благодаря просторному 512-битному интерфейсу памяти R9 290 могла обеспечить высокую пропускную способность памяти, что открывало возможности для игр высокого класса. Она также поддерживала API Mantle от AMD, который был ранней попыткой создания низкоуровневого графического API, что впоследствии повлияло на разработку Vulkan. Некоторые также утверждают, что DirectX 12 в какой-то мере был создан под влиянием Mantle. Radeon R9 290 также стал одним из первых примеров появления специализированного оборудования для обработки звука на стороне GPU.

Наследие AMD R9 290 заключается не только в новых функциях, но и в рождении подхода AMD к производительности за доллар. Это была видеокарта, способная обеспечить высокую производительность по гораздо более доступной цене (400 долларов), чем привыкли энтузиасты в то время. Как говорится в обзоре Anandtech, R9 290 обеспечивала 106 % производительности Nvidia GeForce GTX 780 - и при этом стоила на 100 долларов меньше. Не стоит забывать, что эта модель была почти такой же мощной, как R9 290X, и при этом стоила на 150 долларов дешевле.

Рынок игровых GPU высокого класса никогда не был дешевым, хотя в наши дни он дорог как никогда. Но с R9 290 компания AMD показала широким массам, что вполне возможно создать графический процессор премиум-класса и установить на него такую цену, что Nvidia пришлось в спешке предлагать скидки. Давайте побольше такого в 2024 году, пожалуйста.

Nvidia GeForce GTX 1080 Ti

-6

А, GTX 1080 Ti - вишенка на вершине превосходной архитектуры Pascal от Nvidia. Графические процессоры этого поколения настолько хорошо себя зарекомендовали, что до сих пор занимают высокие места в ежемесячном обзоре аппаратного обеспечения Steam, а лично я избавился от своей GTX 1060 всего несколько месяцев назад. И да, я играю в AAA-игры.

Флагман Nvidia, выпущенный в 2017 году, оснащался максимальной тактовой частотой 1 582 МГц и огромными (на тот момент, да и сейчас) 11 ГБ памяти GDDR5X с 352-битной шиной. Имея 3584 ядра CUDA и поддерживая разрешение до 8K, этот GPU и по сей день отлично справляется со своей задачей, легко превосходя старые бюджетные видеокарты.

По сей день я считаю GTX 1080 Ti одним из величайших достижений Nvidia. При мощности всего 250 Вт этот графический процессор сравнялся с Titan X Pascal. Но это еще не все - когда через некоторое время Nvidia выпустила Titan Xp, он был всего на несколько процентов быстрее GTX 1080 Ti. При цене 1200 долларов за Titan и 700 долларов за 1080 Ti выбор карты был очевиден.

На пике своего развития GTX 1080 Ti была целью каждого геймера, а использование двух из них через SLI от Nvidia было мечтой, на которую тратились некоторые энтузиасты. Хотя SLI уже практически не работает, а использование двух графических процессоров 1080 Ti никогда не было целесообразным, эта карта была мощным устройством, которое переосмыслило представление об играх высокого класса. Если бы только мы могли получить такую относительную производительность всего за 700 долларов в наши дни. Конечно, в 2017 году, когда графические процессоры были в целом дешевле, 700 долларов стоили еще больше.

Nvidia GeForce RTX 3060 Ti

-7

RTX 3060 Ti от Nvidia больше не является одной из лучших видеокарт. Ее в значительной степени заменили RTX 40-й серии или, если говорить о бюджетном сегменте, серия RX 7000 от AMD. Тем не менее, это настолько хороший GPU, что я все еще рекомендую его по сравнению со многими предложениями текущего поколения - при условии, что вы сможете найти хорошую сделку на него.

RTX 3060 Ti - одна из первых карт, предлагающих разумную производительность трассировки лучей по цене мейнстрима. Графический процессор стоимостью 400 долларов на старте продаж имеет максимальную тактовую частоту 1 665 МГц, 8 ГБ памяти GDDR6, 256-битную шину и 4 864 ядра CUDA. По сравнению с разочаровавшей RTX 4060 Ti, RTX 3060 Ti иногда оказывается быстрее своего преемника, и даже когда это не так, он не отстает. Учитывая, что RTX 4060 Ti появилась на два с половиной года позже, это многое говорит о потенциале и возможностях RTX 3060 Ti.

Это был один из первых выпусков GPU, на который имело смысл переходить с GTX 1080 Ti. О мощности Pascal свидетельствует тот факт, что RTX 3060 Ti лишь на 15 % быстрее 1080 Ti, но при этом он предлагает доступ ко всему программному стеку Nvidia RTX, включая впечатляющую DLSS.

Влияние RTX 3060 Ti может показаться меньшим теперь, когда мы знаем, что позже Nvidia представила DLSS 3, доступный только на картах RTX 40-й серии, который превзошел DLSS 2. Однако даже если RTX 3060 Ti не представил никаких выдающихся функций сам по себе, он стал знаковым GPU для своего поколения, предлагая доступ к бюджетным AAA-играм во времена, когда дефицит GPU опустошал весь рынок. По сей день эта видеокарта занимает пятое место по популярности в Steam Hardware Survey, и ее по-прежнему имеет смысл покупать для сборки бюджетного ПК. Это уже о многом говорит для графического процессора, который был выпущен в конце 2020 года.

Если тебе понравилась статья - подпишись на канал, чтобы не пропустить ещё много полезных статей!

Также ты можешь читать меня здесь: