Как думаете, что это за машина? Приуса не напоминает? Ага, это именно Приус, только необычный: в кузове универсал. А вот и самая большая неожиданность: сегодня мы из первых уст услышали рассказ о гибриде и о том, как машинка себя чувствует на морозах у себя дома – в Сибири. Поехали))
- Здравствуйте, Дмитрий. Рады Вас видеть в нашей рубрике «Глазами праворульного владельца». Расскажите, пожалуйста, для начала, немного о себе и какими авто владели до этого аппарата?
Добрый день. Меня зовут Дмитрий, мне недавно исполнилось 50 лет. Живу в Иркутской области, в городе Братске – это северо-восток региона. На самом деле, у меня было много разных автомобилей до нынешнего, но всех их объединяет одно: это были автомобили японского производства с правым рулём.
Первая машина – литровая Toyota Platz, купленная в 2007 году. На тот момент машине было 7 лет, и она казалась мне тогда космосом. Накатав 40 тысяч, через год машину продал (появились деньги на покупку более дорогого авто) и приобрёл японский универсал Toyota Opa. Это, пожалуй, самая удачная моя машина – отъездил на ней больше 5 лет, накатав более 200 тысяч км. Затем взяли вторую машину в семью – короткий RAV-4 первого поколения 1995 года выпуска. Была неудобной – вскоре продали. После этого взяли одну из разновидностей японских Королл – Toyota Allex. Доставала часто по мелочам – тоже вскоре отдали в новые руки. Потом выяснилось, что на ней в своё время сбили лося.
- Я не ослышался, лося? И смешно, и плакать хочется…
Да, лося. Машину после этого хорошо откапиталили, было незаметно. Купили дальше полноприводный Toyota Kluger V – праворульный Highlander. Когда машину продал, долго жалел о об этом. Дальше интереснее. Какое-то время, взяв у своего тестя, ездил на автомобиле ВАЗ-21013 75 года. Это был шок первые недели)) Да, забыл сказать, ещё была очень специфическая машина – Toyota Will VS – этакая Королла с претензией на спортивность. Посмотрите про неё, очень интересная, полноприводная и совершенно беспроблемная – за 5 лет никаких серьёзных вложений вообще не было! Также был седан Toyota Allion с двигателем 1.8. Тоже беспроблемная, откатались на ней 2 года. А потом ещё раз был Клюгер, на котором отъездил почти 5 лет и продал только летом прошлого года.
- И вот Вы на…?
На замену я приобрёл Toyota Prius Alpha 2014 года выпуска. Кузов почти в идеале – в ДТП не была. Её завезли через тойотовский аукцион во Владивосток с оценкой 4 балла и пробегом 143 000 км (по аукционному листу). Комплектация - 1.8 S tune BLACK II 5 seater – можно погуглить. На данный момент пробег уже 182 000 км.
- А какая причина была брать праворульного японца и именно гибридного? Только на бензине хотели сэкономить?
Праворульная «японка» - во-первых, выбор широкий – большинство машин у нас с правым рулём, есть из чего выбирать, да и, собственно, правый руль меня совсем не смущал – 90% времени езды моей – это езда по городу, а город маленький, так что руль справа не мешает при движении. А почему гибрид?.. Ну, хотелось давно попробовать чего-то необычного, много читал отзывы. И, конечно, одна из главных причин – хотелось что-то поэкономнее в плане обслуживания - нужен был авто с меньшим расходом топлива.
- Что по ценам было, когда покупали, и что стало с ними сейчас? Следите, нет?
В июне 23 года рынок был относительно стабильным, не было информации ни про какие японские санкции с запретом на гибриды, так что я взял Приуса, как считаю, по вполне вменяемой цене – за 1 100 000 рублей. За эту сумму машина устраивала. И вот в августе японцы ввели всем известные санкции, затронувшие гибриды и машины с ДВС объёмом выше 1,9 литра. Цены взлетели – сейчас Приус Альфа такие торгуют за 1,4 млн и выше. Я успел))
- Так, а сколько, получается, на этом универсале наездили за эти… 7,5 месяцев? И вот какие проблемы в ходе эксплуатации выявлялись?
Наездил я порядка 20 тысяч километров на Приусе. Нахваливать машину не буду, но скажу откровенно: проблем совершенно никаких не выявил, ни с чем не столкнулся; по ремонту только была замена пыльников передних стоек. Всё)) После покупки заезжал на сервис, проверил комплексно машину. Сказали, цитирую: «Ты что, приехал похвастаться машиной? У тебя всё отлично, езжай смело». В общем, пыльники и всё! Замену масла, свечей не считаю нужным упоминать – это в порядке вещей. Расходники. Хотя рекомендуют у машин с Японии менять антифриз на более морозоустойчивый, этого делать не потребовалось в моём случае- заехал на сервис, проверили, оказалось, что там и так залит северный вариант до температуры -45.
- А по деньгам что выходит? Сколько на машину в среднем тратится?
По собственному опыту сказать не могу, с расходами такими уж не сталкивался, как сказал ранее. Читаю «бортовые» журналы на Драйве, от людей слышу про Альфа-Приусы – там деньги можно потратить, по сути, только на замену ВВБ, и…
- Замену чего?
Замену высоковольтной батареи. В остальном просто расходники аналогично обычной тойоте. Плюс тут нет навесного оборудования, обводного ремня, стартера, генератора… Всё тут за счёт гибридной установки. Это плюс большой. Эти запчасти стоят немалых денег.
- О, вот мы и к плюсам подошли. Вот чем больше всего машина нравится? Что главное здесь?
Для меня – форм-фактор. Это крупный универсал. Очень много места: вот даже Клюгер был, он в основном только крупнее за счёт багажника. Сзади полно места, сиденья трансформируются. Но основной плюс, конечно, — это расход топлива! Я забыл дорогу на заправку)) А что не нравится – так это то, что клиренс маленький, привод не полный (но полноприводных модификаций в природе нет, хотя было бы для наших условий в самый раз).
- Экономия и зимой большая, выходит, что ли?
Ну… зимой это работает, если машина ездит. Чем больше расстояние, тем лучше. Машина на ходу прогревается до рабочей температуры, гибридная установка, соответственно, она начинает полноценно экономить топливо. А пока батарея не прогреется, гибридная установка не включается – едешь на бензине и никакой экономии нет.
- Живёте в Иркутской области, сейчас морозы. Как машина заводится? Бывают проблемы?
Абсолютно никаких. Я не сторонник экономии топлива в зимний морозный период. Стоит автозапуск – пусть лучше раза два за ночь заведётся. А не так, что в минус 40 заведётся непрогретый автомобиль, масло выдавит…вот. Запуск на -15 по температуре двигателя стоит. На 10 минут за ночь раза два заводится. Но на расходе это отражается. В сильные морозы экономии почти нет – расход в такую погоду около 10 литров. Зато летом да, реально ощущаешь экономию – 4,5 литра на сотню!
- Машину как-то дорабатывали, или всё в стандарте, как говорится? Что-то устанавливали?
Купил шипованную резину Yokohama, но это не доработка – это безопасность моя и семьи. Единственная доработка – приобретение специального контроллера, который вставляется в разъём OBD2. Вы сфотографируйте, вдруг кому интересно))
Он отвечает за охлаждение батареи Приуса. Если она нагревается до 30 градусов, то контроллер включает режим охлаждения (вентилятор начинает нагнетать холодный воздух). Доказанный факт: чем ниже температура батареи, тем она долговечней. Стоил этот «приборчик» 5000 рублей. Спецы говорят, что он продлевает жизнь ей на 30 процентов примерно.
Да, ещё забыл сказать вот что. Это важно для потенциальных покупателей этой модели. У меня Приус Альфа в 41-м кузове. Здесь стоит никелевая батарея. А есть Приусы в кузове ZVW40W, у которых 7(!) мест, и там уже идёт литиевая батарейка. Если моя живёт 250–300 тысяч, то литий выхаживает по 400 и больше. Но такие модификации, естественно, подороже будут тысяч на 200.
- Вроде читал, что по паспорту у Альфа мощность 99 сил. Так вот, мощность не ах какая. И в связи с этим вопрос: что у машины с динамикой? Есть какой-то запас под педалью при обгонах?
Динамика до 100 км/ч достаточная, если нажать «волшебную кнопку» - кнопку Power. В этом режиме совместно пашут ВВБ и бензиновый мотор – так можно резво стартануть со светофора))
После сотни мощность эта просаживается и приходится больше жаться к правому краю. Запаса под педалью сильного прям нету. Идти на обгон на 120 км/ч… Нет, уверенно не получится, нет такого. Разгонял я до 152 км/ч, но это не её скорость. Для обычной езды машина отличная, но не для драйверского вождения.
- Про ресурс тяговой батареи. Сказали, что наездили около 20 тысяч км. За это время появилась какая-то просадка по батарее? Заметили снижение запаса хода на одном электричестве?
Нет, от слова совсем. Да и на одном электричестве.. она не предназначена для такой езды. Тихие скорости да, на электродвигателе она едет. Как-то летом я ехал на одной батарее – хватило на 3 км.
- А что говорят сервисмены про ресурс? Долго ещё жить ВВБэшке?
После покупки заезжал на сервис, замеряли ёмкость на специальном стенде. Успокоили вроде. Сказали, что батарея в очень хорошем состоянии, тысяч сто можно спокойно ездить и не думать о ней. Только надо следить за охлаждением, за вентиляцией. Это очень важно!
- Так, а живёте вы небольшом городе в Иркутской области. Восточная Сибирь. Как тут с запчастями на Приус-универсал? Тут умеют обслуживать вообще гибридные автомобили?
В региональной столице – в Иркутске – есть 2–3 спецсервиса, заточенных именно под гибридные автомобили (Тойоты, Ниссановский e-Power, Хонды, Мицу). Мне, слава Богу, не доводилось в них обращаться. Но там именно те случаи, когда какие-то косяки с самой гибридной установкой, а в остальном это такой же автомобиль, как и обычный бензиновый – по той же ходовке, например. Специфические знания для обслуживания в этой сфере, ну они не нужны просто. Единственное – тормозной бустер. Там особая технология замены тормозной жидкости. Но я не буду погружаться в подробности сейчас. Это желательно внимательно изучить. И да, насчёт антифриза… там так-то 2 контура – на инвертор и на ДВС, на каждый свой бачок с жидкостью. Свечи менять элементарно, сам поменял не так давно))
- Давайте по-честному)) Чего вам в этом необычном Приусе не хватает?
Да, есть такие моменты, вещи. Автомобиль такой высокотехнологичный, а при этом нет элементарных подогревов (зеркала, зона дворников, сиденья) … На том же старом Kluger V из 00-х это всё было и исправно работало. Здесь этих вещей не предусмотрено… Что ещё? Шумка очень слабая, слышен шум из арок постоянно, тонкие стёкла (не комфортно для слуха), бампера без усилителей. Ну клиренса не хватает, но я на это не жалуюсь – просто класс автомобиля, сегмент такой. Бери джип, если не хватает. Пластик… легко можно поцарапать, твёрдый. Хотя можно похвастаться, что он из переработанных материалов – автомобиль же позиционируется как экологичный)) Гибрид всё-таки! Если купили Приуса себе надолго – зашумите двери те же, лучше будет.
- Окей, с этим ясно более-менее. В связи со всеми выявленными недостатками такой вопрос: продавать собираетесь? Если да, то почему?
Первые два месяца владения у меня было неоднозначное восприятие, было где-то некомфортно, порывался продать сразу. А потом нестабильность на рынке, цены полезли вверх – понимаю, что если продам его, то не смогу взять чего-то нормального взамен без существенного вливания дополнительных денег. И вот продавать достаточно свежую беспроблемную машину (это её огромный плюс!) … скучная она, да, где-то без эмоций, просто едет и едет… ну вот я привык уже к ней и, конечно, в ближайшее время продавать не планирую. Надо радоваться, что она требует только каких-то базовых вещей, без серьёзных вложений. Я подключаю LM-шку в разъём OBD2, считываю ошибки с помощью программки на телефоне, и нет их совсем, все параметры в норме))
После старого Клюгера, с которым постоянно что-то надо было делать… это совершенно другой, современный уровень.
- Отлично, я очень рад за Вас! И вопрос напоследок: лично Вы что думаете про нынешний автопром, включая «китайцев»?
Вопрос глобальный, говорить можно долго. Китайцы однозначно молодцы. Делают очень интересные машины – часто смотрю обзоры на Ютьюбе, много роликов. Красивые, высокотехнологичные авто… Но проблема в том, что о ресурсе судить рано. Объективно про них можно будет что-то говорить только после того, как, например, у нас в городе лет 5 поездят. И будет нормальный пробег – тысяч 200 пройдёт, тогда можно разговор вести про их надёжность. Но у меня они какого-то отторжения не вызывают. Есть нюансы – много мониторов, планшетов – лично для меня это излишество. Но время не стоит на месте, китайский автопром активно развивается, и у меня такое ощущение, что рано или поздно процентов 50 автомобилей у нас будут китайскими. Немцы, другие европейцы – машины тоже классные, но в нынешних условиях, при данной политической ситуации, я думаю, что нам надолго придётся про них забыть – проблемы с запчастями, с логистикой. С маслами даже. Проще сейчас содержать японца, по крайней мере в нашем регионе; Дальний Восток рядом!
Я, конечно, сожалею о наступивших временах: были цены адекватнее, выбор был широк – намного комфортнее. Сейчас всё по-другому. Финансовые возможности у людей не лучше, а цены на авто фактически в два раза или больше выше стали.
- Дмитрий, спасибо Вам огромное за такой подробный рассказ о необычном автомобиле, о гибридном. Я спешу поделиться разговором с нашими Читателями. А мы Вам желаем дальнейшей беспроблемной эксплуатации и крепкого здоровья. Сил Вам. Спасибо ещё раз, до свидания!
Пожалуйста)) Если какие-то вопросы вдруг возникнут – звоните-пишите, ещё могу рассказать про авто!