Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Испытание огнем. Ущерб от пожара Wildberries покроет из своих средств

   Сгоревший склад Wildberries.
Сгоревший склад Wildberries.

По предварительной оценке пожар на складе Wildberries нанес ущерб в 10 млрд руб., по мнению профессора департамента страхования и экономики социальной сферы финансового университета при правительстве РФ Надежды Кирилловой, компенсировать убытки было бы проще при наличии страхового договора».

Пожар на складе Wildberries в Петербурге произошел еще 13 января, огонь уничтожил само здание и хранящиеся там товары, причем часть из них уже была оплачена клиентами. Страхового договора, по которому онлайн-магазин мог бы получить компенсацию, не было, выяснили в РБК, и компании придется расплачиваться по обязательствам за свой счет. Правда, сам товар был застрахован, это специально для aif.ru подтвердили в Wildberries, хотя эксперты уже оценили общую сумму ущерба, включая потерю товаров, в 10-11 млрд руб.

«Случай с Wildberries еще раз доказывает необходимость распределения рисков при помощи страхования, — указала Кириллова. — Другого реально работающего механизма сейчас нет».

Wildberries дает возможность купить товары широчайшего ассортимента, ценовой категории и качества всем, у кого есть доступ в интернет, и для многих россиян это излюбленный способ шопинга. Созданная модель интернет-торговли оказалась удобной для пользователей и экономически эффективной, но с рисками руководство не справилось. «В руководстве Wildberries заранее не подумали о своей ответственности, не оценили, что возможный ущерб несоизмеримо больше страховой премии. Если бы они в свое время озаботились этими вопросами, то сейчас у всех было бы гораздо меньше проблем», — подчеркнула эксперт.

Еще больше запутывает ситуацию тот факт, что склад официально не был введен в эксплуатацию. Но к выплатам это не имеет отношения, застраховать можно любой объект. «Склад мог быть застрахован до ввода в эксплуатацию, просто на разных этапах разные риски и разные правила страхования, — объясняет Кириллова. — Например, можно застраховать строительно-монтажные риски, имущество, материалы, товары, даже ответственность перед клиентами и партнерами, и при наступлении страхового случая клиент получает денежную компенсацию согласно условиям полиса».

Конечно, после пожара, «задним числом» заключать страховой договор уже поздно, это можно расценить как мошенничество. Теперь, не имея страховки, выплачивать компенсации клиентам, чьи уже оплаченные товары сгорели, и исполнять все обязательства перед партнерами компания должна за свой счет. Интернет-магазин, демонстрируя ответственное отношение, уже начал рассчитываться с клиентами. Но для покрытия больших убытков Wildberries негде взять денег, кроме от основной деятельности, - говорит Надежда Кириллова. – Возможно, им придется повышать цены, тогда в конечном счете все расходы лягут на плечи потребителей».

Wildberries является очень крупной компанией, у нее множество контрагентов, партнеров и клиентов, и по каждому договору юристы будут устанавливать меру ответственности. Но общее правило работает безотказно, «если руководители компаний не осознают, что можно переложить часть финансовой ответственности на плечи страховщиков, то за недальновидного коллегу потом расплачиваются все участники рынка, партнеры и клиенты», — заключила эксперт.

Ранее aif.ru публиковал подробности о пожаре на складе Wildberries в Санкт-Петербурге.

В прошлом году маркетплейс несколько раз попадал в СМИ по различным поводам. Так, сообщалось о введении Wildberries комиссии в размере 3% от суммы покупки при оплате товаров с использованием карт международных платежных систем Visa и Mastercard. Позже Генпрокуратура возбудила проверку этого решения, после чего интернет-магазин отменил взимание комиссии.

Кроме того, интернет-платформа ввела у себя новую опцию, позволяющую отменить заказ сразу после его совершения.

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ