Найти в Дзене
Мила Алич

Странные случайности в мировых миграционных процессах.

Вообще, никто никогда не замечал, что в вопросах современных миграций удивительно мало материалов, которые бы четко, обоснованно объясняли бы нам причины того безумия, которое охватывает национальные экономики? Мы наблюдаем ту суицидальную форму самоуничтожения Германии, мы видим, как подобное захватывает другие страны Европы, и мы не можем найти этому рационального объяснения.
Мы не раз прикидывали те сомнительные выгоды, которые несут нам неквалифицированный, кустарный, ручной труд неспециалистов. Мы все хотели бы, чтобы кто-то нам "на пальцах" это показал. Подсчитал. Дал калькуляцию. Что-то в читаемой вещественной форме. Были какие-то блеклые заявления от
Дворковича, Титова, кажущиеся антиконституционными заявления Хуснуллина. Какую-то чушь нам выдавал директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон. Или Сергей Гуриев (иностранный агент).
Вы помните 2020 год? Разгар пандемии. Люди гибнут, госпитали переполнены. Шойгу ускоренными темпами строит силами военных клиники. Страны, не считаясь с расходами, разрабатывают вакцины. И вот, казалось бы, проблема решена. Появляется безопасный российский продукт с общей эффективностью 97,6 % Но огромные массы людей в нашей стране наотрез отказываются от нее, будто не было никогда на свете
Эдварда Дженера, Луи Пастера, Альберта Кальмета, Михаила Чумакова. Будто все одновременно позабыли ту роль, что сыграли вакцины в жизни человечества.

Где оно, фундаментальное советское образование?
Где оно, фундаментальное советское образование?

Но вопрос сейчас не медицинский. В те годы чего только не слышали от противников мероприятия. От заговоров масонов до секретной программы чипирования населения через вакцинацию. Серьезно рассматривалась тема встраивания чужеродного ДНК в клетки организма! Мы помним, как серьезно говорилось, что антитела изолированно сохранятся в организме, а потом, в "час Х", могут быть запущены дистанционно. Это якобы технология Клауса Шваба.
Дело в том, что тогда мы верили порою в такую чушь. И самое главное, нам этого хватало. Вот что удивительно! Мы готовы были слушать абсолютно неграмотную в медицинской теме актрису
Марию Шукшину, но только не врачам, тем более в лице, например, академика, Льва Рошаля, Лео Бокерии. Понимаете? Масоны, рептилоиды, встраивание . И мы в это верили. Без какой либо фактуры.
Здесь же нам подсовывают такую неубедительную нелепицу, что даже школьнику она покажется неубедительной. И мы верим. И, конечно, ориентируемся на Америку. Где, между прочим, все очень неоднозначно.
Внимательно прочтите, пожалуйста, этот вброс (неудивительно что им часто пользуются российские либералы)

Внимательно прочитали?
Внимательно прочитали?

То есть вам понятен посыл? Вот сидите Вы на маленькой зарплате. Получаете свои кровные 40 -50 тысяч рублей. А тем временем рядом простаивают прекрасные вакансии, где Вы могли спокойно зарабатывать куда больше. И спокойно оплачивать ипотеку, репетиторов для детей, на театр, культурные мероприятия. Но Вы не уходите на более высокооплачиваемую работу. Потому что не понимаете своей выгоды. Или еще по каким причинам. Ну не хотите лучше жить, хоть тресни! И вот тогда приходит иностранная рабочая сила. которая вытесняет Вас, в Ваше индивидуальное счастливое будущее. И Вы станете респектабельными мужчинами и "белыми" женщинами.

Ну не хотим мы жить хорошо... Все цепляемся за свою нищету.
Ну не хотим мы жить хорошо... Все цепляемся за свою нищету.

И вот тут остается единственный способ заставить нас жить хорошо. Нагнать разноплеменную, плохо говорящую массу, которая начнет отбирать у нас рабочие места, и мы просто вынуждены будем оставить свое упорство и идти туда, где много платят. Миллионы высокотехнологичных рабочих мест (а организация каждого стоит 100-300 тыс. долларов, если верить Андрею Белоусову), которые давно созданы для нас и годами простаивают, будут, наконец, заняты нами. Нами, с маниакальным упорством цепляющимся за свою нищету.
Мы все должны понимать, что современные миграционные процессы - это не просто некий аспект трудовых отношений или общей занятости. Подавляющее большинство людей не понимают, что по масштабам и последствиям эти события соизмеримы с глобальными бедствиями, войнами и революциями. Они в состоянии настолько кардинально переформатировать наше будущее, что оценить даже приблизительный перечень невосполнимых потерь от них просто невозможно.
Удивительно следующее. На Западе этому вопросу уделено много внимания, работали специализированные исследовательские организации, проводился мониторинг тех или иных ее аспектов, выделялось финансирование. Россия же вступила в эту сложную тему совершенно неподготовленной, не проведя соответствующих исследований, более, как мне кажется, опираясь на мнения авторитетных и "авторитетных" политиков, крупных предпринимателей, чиновников. Как бы мы не пытались беспристрастно вникнуть в этот вопрос, мы, как и прежде, видим ссылки апологетов иностранной рабочей силы на западные исследования либо вовсе ни на что.
На данном этапе наиболее ёмким и вызывающим доверие исследованием (и единственным в своем роде) является исследование
Кушнир Ирины Вячеславовны, диссертацию которой я скачала в PDF-файле (находится в свободном доступе и рекомендуется мною каждому россиянину для изучения). Работа называется «Использование иностранной рабочей силы как фактора конкурентоспособности промышленных предприятий: сравнительный анализ России и стран ЕС». Она доступна для изучения здесь: (https://www.hse.ru/edu/vkr/219368112)
Изучению этого труда я посвятила свободное время этих выходных и с превеликим удовольствием обнаружила очень основательный и глубокий подход Ирины Вячеславовны. Правда, я пропускала некоторые фрагменты ее труда, так как для познания их требуется профильное образование:

  Некоторые моменты можно пропустить, сконцентрировав внимание на главном.
Некоторые моменты можно пропустить, сконцентрировав внимание на главном.

Работа полной мере подтвердила мои соображения, которыми я делилась в моих статьях ранее.
Результат исследования формулирует интересные выводы.
1. Сфера конечной занятости привлеченных трудовых мигрантов не соответствует с теми, для решения проблем в которых их предполагалось привлечь. Статистика профессиональных предпочтений ТМ лежит вне деятельности, сопряженной с физическими нагрузками. Это явствует из таблицы:

  А вот это уже статистика. Источник – на основе данных Росстата: итоги Выборочного федерального статистического наблюдения труда мигрантов за 2014 год
А вот это уже статистика. Источник – на основе данных Росстата: итоги Выборочного федерального статистического наблюдения труда мигрантов за 2014 год

Как видим, традиционно это торговля (кто бы сомневался), сельское хозяйство, коммуналка-социалка и гостицы-рестораны. Хотелось бы сделать несколько ремарок насчет строительства и сельского хозяйства. Насчет большого наличия трудовых мигрантов на стройках, никого не должно вводить в заблуждение. Большинство из всех прибывших начинают со строек. Год-полтора и они уходят либо на шабашки, либо в другие сферы. Потому что это тяжелый труд. А они приезжают зарабатывать. Сельское хозяйство для них - это возможность "осесть". Любой из нас знает, что сельское хозяйство - это это сезонная отрасль. Но есть много тех, кто открывает хозяйства, что-то выращивает, продает, разной степени законности конечного продукта. То есть не стоит думать, что это какие-то полноценный хозяйства или агрохолдинги. Но есть и те, кто за годы предпринимательской (и преступной) деятельности сколотил капитал, приобрел гектары и навез десятки дехкан.
Таким образом, можно констатировать, что поддержание необходимого численного состава нуждающихся отраслей происходит экстенсивным способом, путем массового завоза неквалифицированной рабочей силы и дальнейшего неучастия в их судьбе. После чего они уходят на "вольные хлеба", вступая в конкуренцию с местными, переставая платить налоги, а и то вовсе пополняя собой и складывая преступные сообщества.
2. Вовлеченность в международные отношения. Это один из факторов, долгое время лежавший в пользу трудовой миграции, в России не значим. Большое наличие их в России не ведет ни к росту "народной дипломатии", ни к уровню взаимопонимания и добрососедского отношения между странами. В целом отношение между коренными народами и мигрантами можно оценить как напряженные в виду давно пущенной на самотек неконтролируемой миграционной политики.
3. Вывод о том, что предприятия с высокой долей низкоквалифицированного труда на предприятии стимулируют повышение доли иностранной рабочей силы, несомненен. Потеря работы коренных россиян на предприятиях с низким числом высококвалифицированной рабочей силы неизбежна. Та же тенденция присутствует и в Европе.
4. Ирина Вячеславовна делает абсолютно однозначный вывод: дешевизна ИРС воздерживает предприятия от развития технологий, экономии труда и таким образом снижает вероятность проведения какой-либо инновационной деятельности. Что это значит в эпоху, с каждым годом усиливающейся технологической конкуренции, объяснять не нужно.
5. Интересные выводы делаются насчет одного из самых главных и болезненных вопросов, связанных с применением Иностранной рабочей силы. Это зависимость размера зарплат в отраслях, где их число становится значительным. Мы все помним шедевральное циничное высказывание Марата Хуснуллина: "
Давайте смотреть правде в глаза: мигрант сегодня работает на 50% больше россиянина и получает на 30% меньше.". Но Марат Шакирзянович либо не в курсе, либо сознательно нас обманывает. Результат исследований, проведенных на российских предприятиях, оказался самым неожиданным: чем выше иностранцев на предприятиях, тем выше в среднем и заработная плата там. Даже сделаю скриншот, иначе не поверите:

-7

Как такое возможно? Ирина Вячеславовна дает ответ на этот вопрос. Она говорит, что, естественно, она пользуется официально предоставленными данными от крупных сильных предприятий, которые официально нанимают иностранную рабочую силу. Эти предприятия в состоянии нести издержки, связанные наймом иностранной рабочей силы, и в состоянии платить их. Таким образом, мы с вами снова приходим к тому, о чем я говорю давно. Официальное устройство иностранцев на российские предприятия ведут не к сокращению, а к увеличению издержек. Вот поэтому рынок иностранной рабочей силы в России просто обречен быть нелегальным. Но никто не учитывает то влияние на отрасль, которая оказывается нелегальным теневым сектором.
Я хорошо знаю, как это происходит. Все начинается с демпинга. С массового внедрения в отрасль иностранцев. Расценки падают, местные не в состоянии работать за бесценок и покидают отрасль. Через какое-то время, основной рабочей массой становятся иностранцы. И они начинают диктовать условия, потому что конкуренции нет. Мои люди кладут плитку за 1800-2000 за квадрат. Наши южные конкуренты запрашивают от 3000-4000. Казалось бы, я побеждаю. Нет. Потому что мы реликты. Кадровый состав строительной отрасли истощен. Нас нет. Ценообразование хаотично. Ориентиров тоже нет. Поэтому расценки высоки. И они не могут, пусть и не в полной степени, но не влиять на расценки и на предприятиях.
6. Для российских и европейских предприятий в целом привлечение иностранцев нейтрально и иногда негативно сказывается на их экономических показателях. Ирина Вячеславовна пишет, что это касается рентабельности активов, снижение темпа выручки и не ведет ни к какому увеличению производительности труда (снова здравствуйте, Марат Шакирзянович).

График, ежегодного прироста иммигрантов в странах с сопоставимым уровнем номинального ВВП. Как видим, бесшабашностью и безответственностью по отношению к своей экономике и населению отличается только Россия. В других странах идет либо снижение прироста, либо он фактически неизменен.
График, ежегодного прироста иммигрантов в странах с сопоставимым уровнем номинального ВВП. Как видим, бесшабашностью и безответственностью по отношению к своей экономике и населению отличается только Россия. В других странах идет либо снижение прироста, либо он фактически неизменен.

Таким образом, Диссертация приводит нас к естественному выводу, который каждый из нас в той или иной степени ощущал давно. Использование иностранной рабочей силы в России в том виде, в котором оно существует, экономически нерентабельно. А учитывая общие затраты государства на купирование вспомогательных, приносимых ею проблем, вынесенных за тему диссертации (но прочно связанных ею своими исчислимыми и неисчислимыми издержками (социальное напряжение, терроризм, складывание культурно враждебных анклавов, терроризм и радикальный ислам)), можно делать вывод о провальности этих незрелых, невзвешенных решений.
В качестве общих рекомендаций Ирина Вячеславовна считает положительным развитие инструмента квотирования (для регулирования задействования низкоквалифицированной рабочей силы) и использования иностранной низкоквалифицированной рабочей силы в первую очередь в регионах стимулирования развития.
На самом деле картина может быть еще хуже. Кушнир так и говорит, что репрезентативная выборка делалась на основе официально поданных сведений. И касается только "легального" сектора. С точки зрения экономики предприятий, это и была тема диссертации. Анализ также можно провести отдельно по отраслям, регионам. И он мог бы дать много интересных сведений. Она сетует, что на Западе подобные исследования достаточно распространены, но у нас - нет.
Мы предпочитаем двигаться наобум.
И, видимо, скоро всем нам придется за это платить.

А вот теперь, мы сможем с Вами в среду посмотреть на проблему уже в общемировом масштабе.

Спасибо за внимание, благодарю за "лайки". Буду благодарна за любой репост.
Традиционно:
понедельник, среда, пятница, - дни публикации статей.
Заходите на "почитать". Не ждите сообщений о новых публикаций в ленте. Их не будет.
Подписывайтесь на канал. Оставайтесь с нами. Давайте размышлять вместе.
Проверяйте подписку на канал.
Особое спасибо тем читателям, которые поделятся моим трудом в соцсетях.

Не прощаемся.
Ваша Алич