Найти тему
Флагман-ньюс

В год 440-летия порт Архангельск ждут большие перемены

Начнем с того, что Росморречфлот, подводя итоги работы морских портов России, отметил, суммарный грузооборот портов вырос на 5 процентов и составил 884 миллиона тонн. И это несмотря на многочисленные препятствия со стороны Европейского Союза.

Какую роль в общем объеме переработки грузов сыграл порт Архангельск, который по многим параметрам нельзя даже сравнивать с такими гигантами, как Новороссийск или Санкт-Петербург? Тем не менее, нельзя забывать, что первый порт России (а в 2024 году мы отмечаем его 440-летие) живет и работает.

За многие десятилетия в Архангельске сложились три четких направления грузопотоков: экспорт пиломатериалов и нефтепродуктов, каботажные перевозки генеральных грузов в Арктику, транспортировка лесных и строительных грузов по внутренним водным путям.

В 2023 году произошли значительные изменения в работе порта с экспортными грузами, и причина – запрет на заход для российского флота в порты Европы. Всего 3 – 4 года назад из Архангельска за неделю выходило по 7 – 10 судов как с пилолесом, так и с нефтепродуктами.

В году минувшем – только по одному-двум судам-лесовозам или танкерам в месяц. Итог 2023 года: от причалов лесозаводов Архангельска в порты Средиземноморья отправлено менее ста тысяч лесных грузов, от причала Талажской нефтебазы «Роснефть» - около 280 тысяч тонн в порты Африки и Средней Азии. Грузовой район Левый берег отгрузил в порты Турции чуть больше 30 тысяч тонн металлолома, для сравнения - 2 года назад эта цифра приближалась к 150 тысячам тонн. И наконец, в прошлом году в порт Архангельск грузов из-за границы вообще не поступало.

Логично, что поток грузов на Арктической линии стал основным. Судоходные компании – Северное морское пароходство, «Северный проект», «Эко-шиппинг» - отправляли свои суда не только в период навигации, в суровую зиму перевозки на Север также не прекращались.

В рейсовых заданиях значились порты Харасавей, Сабетта, Диксон, Дудинка, Тикси, Певек. В равной степени в погрузке каботажных судов участвовали портовики грузовых районов Экономии, Соломбальского терминала, Левого берега. Общее количество переработанных генеральных грузов составило более одного миллиона тонн.

Архангельские нефтебазы - Талажская, поселка Глухое и Бункерной компании обеспечили топливом населенные пункты Баренцева и Белого морей, все Арктическое побережье, включая Землю Франца-Иосифа. Мазут для котельных, солярку для дизельных электростанций, бензин для автотехники. Всего из Архангельска в каботаже было отправлено около 700 тысяч тонн горюче-смазочных материалов.

Говоря о многотысячных объемах переработанного груза, мы редко вспоминаем тех, кто перевозит товары, запчасти для оборудования и продукты порой крохотными партиями – на Соловки, в Амдерму и на Варандей, в поморские деревни, на полярные станции Арктических морей.

Экипажи таких судов прибрежного плавания как «Вайново», «Антей», «Даурия», экспедиционных судов «Гидрографического предприятия и Северного управления гидрометслужбы внесли свой вклад в итог работы порта. А главное – обеспечили жителей прибрежных населенных пунктов, полярников метеостанций всем необходимым на долгую суровую зиму.

Поставку грузов с верховий Северной Двины архангельским лесопромышленникам и дорожным строителям в основном обеспечивали Архангельский речной порт, Северо-Двинское речное пароходство и Беломорская сплавная компания.

Барже-буксирные караваны и буксируемые плоты с лесом-пиловочником начали прибывать к причалам и лесостоянкам порта сразу после ледохода. Их работа не прекращалась до глубокой осени, и лишь с началом ледостава речной флот отправился к местам зимнего отстоя.

Также активно трудились экипажи буксиров,  которые водили баржи-шаланды от грунтоперегружателя, установленного на речных отмелях, к стройплощадкам города. Общее количество грузов, доставленных по реке в Архангельск, достигло 2,4 миллиона тонн.