Очередное пришествие Мурзилки состоялось в середине 1950-х, но не в одноименном журнале, а... на киностудии «Союзмультфильм».
Там решили сделать мультфильм о крошечном мальчике-журналисте, который вечно куда-нибудь спешит по заданию редакции, и вынужден тратится на жуков-таксистов.
В прямом смысле слова жуков.
Крошечного корреспондента назвали Мурзилкой, а его образ нарисовал великий художник-мультипликатор Анатолий Савченко, позже создавший образы великого множества сказочных героев - от Мойдодыра до попугая Кеши.
Мультфильм "Приключение Мурзилки" вышел в 1956 году, и это была одна из первых работ знаменитого дуэта советской мультипликации "режиссер Степанцев - художник-постановщик Савченко". Мультфильм стал очень популярен и вскоре последовали продолжения - «Опять двойка» (1957), «Мурзилка и великан» (1960) и «Мурзилка на спутнике» (1960).
Популярность этой серии была столь велика, что приключения коротышки Мурзилки издавались в виде книжек и выпускались в виде диафильмов.
И всем было хорошо...
Кроме журнала. Судя по всему, в "Мурзилке" вовсе не были в восторге от такого использования их имени. Об этом можно судить хотя бы по тому факту, что в мультфильмах Мурзилка сначалаработал в одноименном журнале, а потом вдруг стал специальным корреспондентом каких-то «Последних сказочных известий».
В общем, в журнале пообижались-пообижались, и решили завести своего собственного правильного Мурзилку - с каруселями и пионерками.
Самое смешное - крошечный человечек Мурзилка на секунду появился в журнале еще в 1920-е годы, в «собачьи» времена. Вот вам задняя обложка № 2 за 1924 год.
Если вы не ходили в "музыкалку" - напомню, что "Мой Лизочек так уж мал, так уж мал..." - это известнейший детский цикл П. Чайковского на стихи К. Аксакова. Эдакий "Петя и волк" Российской империи.
А перелицевавший Лизочка в Мурзилку А. Алтаев - это Маргарита Владимировна Ямщикова. Дворянка столбового рода и известнейшая советская детская писательница, автор миллион раз переиздававшегося романа "Под знаменем "Башмака", в ее честь названы улицы в Пскове и Плюсском районе.
Но вернемся в 1950-е, в журнал "Мурзилка". Подумав, редколлегия решила не использовать мультяшный образ, а возродить своего, каневско-желто-гуманоидного Мурзилку.
После исчезновения почти на 20 лет, на обложке январского номера за 1959 год красуется, как ни в чем не бывало, все тот же Мурзилка, что был у родителей нынешних читателей.
Внутри журнала - комикс, нарисованный художником Евгением Мигуновым на стихи Геннадия Мамлина, в котором рассказывалось про спасение Мурзилкой резинового Козла, которого проколол разиня Ёж.
Комикс завершался оптимистически:
Под елкой, украшенной
В Новом году,
Мурзилка играет
С Козлом в чехарду.
Но мы не прощаемся
С нашим героем,
Журнал в феврале
Мы с тобою откроем -
И встретимся снова
С Мурзилкою. Он
Всерьез и надолго
В журнал приглашен.
И это была чистая правда. Желтый гуманоид с фотоаппаратом больше никогда не исчезал со страниц "Мурзилки", пережив невероятное количество приключений, и став нераздельным символом журнала.
А впоследствии - и героем книг, сочиненных авторами "Мурзилки". Но об этом - уже в следующий раз.