Найти тему
Петрович, пауза!

Байка № 3. Актёрская.

Категорически приветствую.

Сегодня мы поговорим про актёрское искусство. И так, актёр – существо бесполое. Им управляет режиссёр. Именно режиссёру решать какую роль будет играть актёр. Половая принадлежность неважна. До 1660 года все женские роли исполняли мальчики и юноши. Переломным моментом стала роль Дездемоны в бессмертной пьесе Уильяма Шекспира «Отелло», написанная в 1603 году. Она игралась без женского участие почти шесть десятков лет. В том самом 1660 году впервые роль Дездемоны сыграла женщина. Спустя месяц после увиденного государственный служащий Сэмюель Пепис сообщил об этом происшествии королю Чарльзу. Монарх выпустил прокламацию о разрешении женщинам исполнять все женские роли. Прошло ещё пару веков и женщины начали исполнять мужские роли, в том числе и главные.

Официальная версия причины только мужского состава труппы состоит в том, что актёрское мастерство считалось грехом. Женщина должна была быть воплощением чистоты.

Вид на театр "Глобус" в Лондоне, Великобритания.
Вид на театр "Глобус" в Лондоне, Великобритания.

Сегодня с ролями дело обстоит намного свободнее и главное попасть в протекцию. Когда режиссёр выдал роли актёрам, то начинается очень долгий период подготовки. Некоторые актёры копаются в литературе, узнают всё, что можно узнать об эпохе, традициях и привычках персонажа, либо его прототипа. Другие предпочитают фильмы, смотрят на пример, черпают вдохновение. Затем начинают работать внутренне, примеряют на себя образ, размышляю как бы персонаж поступил в той или иной ситуации, при этом не обязательно сюжет должен развиваться по сценарию пьесы. Очень важный аспект – общение с режиссёром, он может рассказать, как он видит того или иного персонажа, дать корректировки по мыслям актёра.

Примерка костюма даёт очень многое для развития образа. Внешне почувствовать, что ты часть эпохи или действа, это фантастические чувства. Это машина времени. Вот ты был в ныне идущем 2024 году (К слову, с наступившим Новым годом!), а потом раз, и ты в Данию в 7-8 век нашей эры, ты придворный Гамлета, или ещё дальше в первый век нашей эры, в Рим в сенат легендарного Калигулы. Это и есть искусство перевоплощения, это и есть талант, которым должен обладать каждый актёр. Ну и, разумеется, труд, безмерный труд над каждой деталью в образе от манеры общения до взмаха пальца.

Актёр театра "Своё Время" читает рассказ А.П. Чехова "Барон"
Актёр театра "Своё Время" читает рассказ А.П. Чехова "Барон"

Проработав один раз над образом хороший актёр больше не работает над ним, а хранит у себя в памяти подобно ящичку с папками. При необходимости он с лёгкостью возвращается к образу по щелчку пальцев.

Когда назначены репетиции, актёр уже должен знать текст и внутреннее состояние должно быть проработано согласно эпохи и месту действия. Есть такие актёры, которые учат текст на сцене, то есть запоминают реплики за счёт мышечной памяти. Есть такие, которым хватает прочесть пару тройку раз. А есть те, кто учат и на сцене и дома, но на спектакле могут забыть. И это не является непрофессионализмом, поскольку они умеют перевоплощаться и играть от образа, но помнят общий смысл реплики и слова-маячки.

Открытая читка пьесы "Контрабас" П.Зюскинда
Открытая читка пьесы "Контрабас" П.Зюскинда

Есть несколько способов запомнить текст:

1) Переписать многократно свои, а лучше и партнёров, реплики.

2) На основе определённых движений, жестов, местонахождения на сцене.

3) Выучить многократно читая.

Был у нас один актёр, он зарисовывал свои реплики. Это не обязательно были именно те слова, которые написаны в реплике, это могли быть и ассоциации.

Важно подобрать способ, который удобен определённому актёру. Очень хорошо их комбинировать.

Актёру необходимо явиться на репетицию максимально подготовленным и показать режиссёру. Далее могут быть корректировки. А может актёр вдохновить режиссёра на что-то новое в постановке и уже идея режиссёра скорректируется. Это можно назвать правильным совместным творчеством. Каждый занимается своим делом и каждый вдохновляет другого на новое и интересное.

Репетиции нужны не актёру, который знает свой текст и куда в какой момент двинуться, а партнёрам. Выкладываться полностью это, конечно, здорово, но мало эффективно, так же, как и на минимум. Партнёру так же важно почувствовать и запомнить интонации и движения.

У наших коллег по цеху был случай: ставили спектакль на троих актёров, отыграли пять раз, всё было здорово, смотрелось отлично, все актёры друг друга чувствовали, знали, как реагировать на движения и интонации, с логикой речи не было никаких проблем ни у кого. Спустя полгода, они решили повторить успех, но, в силу обстоятельств, не репетировали ни разу, так же не смогли провести генеральный прогон. На то, чтобы актёры вспомнили как играть вместе и как реагировать на реплики ушло половина спектакля. Финал получился отличным, но вот разгон в первой части очень сильно испортил впечатления.

Касаемо сценических движений, они должны быть гармоничны актёру, а не образу.

Актриса теа тра "Своё Время" читает рассказ А.П. Чехова "Панихида"
Актриса теа тра "Своё Время" читает рассказ А.П. Чехова "Панихида"

Будет смотреться очень нелепо, если актёр, никогда не куривший (Минздрав предупреждает курение опасно для вашего здоровья), закурит и будет стараться это сделать реалистично. Это будет выглядеть шаржем, что явно будет вредом для спектакля. Разумеется, есть и исключения.

Учите текст, работайте на репетициях, общайтесь с режиссёром.

-5

За вас, господа Комедианты!

Основано на реальных событиях в Московском Драматическом Театре «Своё Время».

P.S. Я участвовал в марафоне по писательскому мастерству, уже совсем скоро я опубликую тут любопытный рассказ, который ответить на один вопрос о Петровиче. Вернее, на многие, главное быть внимательным при чтении.

P.P.S. Наш театр готовит грандиозный спектакль и нам нужны новые лица. Если ты хочешь попробовать себя на сцене, получить бесценный опыт, то обратись ко мне на страничку Вконтакте.