Найти тему

«ЗАКУПОЧНЫЙ ЛИКБЕЗ»: правила применения кодов ОКПД2 (постановление Правительства РФ от 07.06.2019 № 733)

Уважаемые коллеги!

На нашем портале вводится специальная рубрика «закупочный ликбез», в рамках которой будет размещаться информация о малоизвестных или неизвестных многим закупщикам нормах действующего законодательства. Первым материалом данной рубрики будет изучение норм постановления Правительства РФ от 07.06.2019 г. № 733.

Данное постановление отвечает на вопрос о порядке применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, включая Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2).

В соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" порядок применения общероссийских классификаторов должен быть установлен Правительством РФ.

Во исполнение этих требований закона было издано постановление Правительства РФ от 07.06.2019 г. № 733, которым утверждены Правила разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (далее – Постановление № 733, Правила применения классификаторов).

Согласно пункту 13 Правил применения классификаторов определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к сфере деятельности юридических и физических лиц, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ИМИ САМОСТОЯТЕЛЬНО путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из требований законодательства РФ о стандартизации – Постановления № 733 определение кода товара, работы, услуги при осуществлении закупки производится заказчиком самостоятельно, в том числе, например, на основании сведений поставщиков (подрядчиков, исполнителей), истребованных для обоснования начальной (максимальной) цены.

Это норма законодательства РФ о стандартизации ведёт к тому, что у разных заказчиков в отношении абсолютно одинакового (одного и того же) предмета закупки – товара, работы, услуги может быть выбран НЕ ОДИНАКОВЫЙ (РАЗНЫЙ) код ОКПД2 при осуществлении закупки. При этом каждый из этих заказчиков не нарушает требования законодательства – Постановления № 733, которое предоставляет им право самостоятельно выбирать код ОКПД2 при проведении закупки.

Также знание этой нормы законодательства РФ о стандартизации позволяет отстаивать заказчику правомерность своих действий по выбору кода ОКПД2 перед контролирующими и антимонопольными органами.

В качестве примера из практики можно привести:

1. решение Калининградского УФАС России № 039/06/42-854/2023 от 03.11.2023 г. (извещение № 0335200014923003050):

«Также необходимо отметить, что в соответствии с абзацем 2 пункта 13 Правил применения классификаторов определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к сфере деятельности юридических и физических лиц, осуществляется ими самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

То есть, законодательство не регламентирует порядок указания заказчиком в извещении об осуществлении закупки кода ОКПД 2 и его выбор осуществляется заказчиком самостоятельно. Необходимость указания конкретного кода ОКПД 2 обусловлена техническими особенностями заполнения соответствующей позиции в единой информационной системе в сфере закупок при формировании извещения об осуществлении закупки. Код ОКПД 2 также не образует описания объекта закупки.

При этом, соответствие или различие кода ОКПД 2 товара, указанного участником в составе заявки коду ОКПД 2, указанному в извещении об осуществлении закупки, не является условием допуска или отклонения заявки. Данная позиция также подтверждается письмом Минфина России от 11.06.2020 № 24-06-05/51015.

При изложенных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в извещении об осуществлении закупки код ОКПД 2 - 81.29.19.000. Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки» и включившего в описание объекта закупки услуги по мытью окон, не нарушают требования Закона»

2. решение Челябинского УФАС России от 29.03.2023 г. по делу № № 074/06/106-732/2023 (151-ж/2023) (извещение № 0869300002823000026):

«Вместе с тем, возможность выбора кода по КТРУ, равно как и определение предмета закупки, является правом заказчика, которое обусловлено требованиями к приобретаемому оборудованию, необходимому для удовлетворения потребности заказчика.

Так, в соответствии с пунктом 13 Правил разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 07.06.2019 № 733, указано, что определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к сфере деятельности юридических и физических лиц, осуществляется ими самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации»

Аналогично см. решения Новосибирского УФАС России № 054/06/50-297/2023 от 01.03.2023 г. (извещение № 0851200000423000004), Чувашского УФАС России от 28.12.2023 г. по делу № 021/06/33-1119/2023 (извещение № 0815500000523012130),Томского УФАС России от 23.06.2023 г. по делу № 070/06/106-575/2023 (извещение № 0365300007623000020), Нижегородского УФАС России от 23.01.2023 г. по делу № 052/06/105-72/2023 (извещение № 0332100025122000887), Московского областного УФАС России от 06.12.2022 по делу № 050/06/105-45481/2022 (извещение № 0348200073722000011) и др.

Автор: Дон Виктор Викторович, директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок

***

Интересно увидеть наши новые материалы?

Подпишись на наш телеграм-канал , вконтакте и дзен, чтобы быть в курсе последних тенденций закупок по Закону № 223-ФЗ