Некоторым людям бывает сложно отказать в просьбе о помощи. Отвезти родственника в аэропорт или помочь другу собрать шкаф. Даже если этого совсем не хочется делать, если и так загружен работой и это не вписывается в твои планы, сказать “нет” тяжело. Давайте разберемся, почему так происходит и как это исправить.
Почему сложно отказывать?
Желание нравится.
Это простая психологическая потребность. Когда мы нравимся окружающим, мы чувствуем себя в безопасности. Соглашаясь выполнить какую либо просьбу, мы надеемся получить поддержку и одобрение от этого человека. Понравится ему.
Страх быть отвергнутым.
Обычно это свойственно людям, которых в детстве “любили” за послушание. Угождать родителям - это был способ получить внимание. Повзрослев, такие люди выполняют чужие просьбы, чтобы получить признание и почувствовать собственную ценность.
Отсутствие личных границ.
Эта проблема также идет из детства. Родители не объяснили, что такое личные границы и как их отстаивать. По разным причинам. Это могла быть гиперопека или нарушение личных границ подростка. Или вовсе родители сами не умеют отстаивать свои границы.
Обычно безотказных людей считают слабохарактерными и просто пользуются их добротой. Это не имеет ничего общего с признанием и одобрением.
Как научится говорить “нет”?
Обозначьте личные границы.
Всегда проще сказать “нет”, если есть какая-то причина. Многие считают, что если они могут это сделать, значит, они обязаны помочь. На самом деле для отказа достаточно того, что вы просто не хотите это делать. Личные границы - это здоровый эгоизм. Не сумев отказать, мы тратим свои ресурсы на других. Вместо того, чтобы использовать их для себя.
Помните, невозможно всем угодить.
Всегда будут те, кому мы не нравимся. И всегда будут люди, которые любят нас такими, какие мы есть. Когда мы отказываем, есть риск, что человек обидится. Но собственный комфорт всегда должен стоять на первом месте. Не Надо выполнять просьбу из-за страха испортить с кем-то отношения. Вы не можете контролировать эмоции других людей.
Тренируйтесь говорить “нет”.
Тренироваться можно даже стоя перед зеркалом. Как бы это смешно и глупо не звучало, но это важно. Умение говорить “нет” - это привычка. Любую привычку надо вырабатывать. Вступайте в диалог, когда вам предлагают услуги по телефону. Вместо того, чтобы просто повесить трубку, ответьте, что вам это не интересно и попросите больше не беспокоить вас. Ходите в магазин со своей сумкой и на вопрос “нужен ли вам пакет?” отвечайте уверенным “нет”.
Отложите разговор.
Если вы чувствуете, что на вас давят, или не уверены в правильности своего ответа, отложите разговор. Скажите, что вам требуется время для обдумывания ответа. Брать паузу для принятия решения - нормально. За это время вы сможете собраться с мыслями, оценить свои ресурсы и решить, хотите вы делать это или нет.
Отказывая, мы выстраиваем здоровые границы. Окружающие будут относиться к вам уважительно. А не пользоваться вашей безотказностью. Постоянно помогая всем, у вас не останется сил и времени на себя и свои интересы. Прислушивайтесь к себе. Если чувствуете, что нужно сказать “нет” - скажите. Поймите, что всем угодить невозможно. Вы не можете угадать кто и как отреагирует на ваше “нет”.