Найти тему
Denis Minchenkov

Обзор объектива Voigtlander Nokton 35mm F1.2 SE E-mount

Герой обзора - Voigtlander 35mm 1.2 E-mount
Герой обзора - Voigtlander 35mm 1.2 E-mount

Сегодня предлагаю вам перенестись в мир оптики Voigtlander. С этим брендом и конкретно c объективами 35mm 1.2 лично у меня связано много теплых фотографических воспоминаний. Это была первая серьезная мануальная линза, которую я купил (Речь идёт о Voigtlander 35mm 1.2 Nokton II Leica M). Помню, как под покровом ночи ехал к продавцу в Кузьминки и бесконечно думал, а нужна ли мне такая жизнь? Все-таки ручной объектив за 55 тыс. в 2018… даже сегодня эта сумма не попадает (но сильно пытается) в разряд маленьких и неощутимых для бюджета. Как оказалось, все сомнения были напрасны. Интересный рисунок объектива вкупе с хорошим контрастом и цветопередачей растопил сердце моего внутреннего жлоба, а резкость на 1.2 оказалась вполне себе рабочей!

Мой телеграм-канал, посвященный обзорам фототехники – https://t.me/neprosilino

Но любая сказка подходит к концу, и эта не была исключением. За годы использования восторг сменился повседневной обыденностью, но финальной точкой стала потеря фокуса на бесконечность! Мамой клянусь, никаких падений и прочего криминала, просто максимальная дистанция фокусировки внезапно переместилась в район 3 метров. Само собой, можно было отнести пациента к мастеру для возвращения в тонус, но я решил, что это знак расстаться с объективом и быстро слил его по низу рынка.

Где-то далеко от снежных буранов. f/2.0 Все кадры в этом обзоре сняты на Sony A7M2
Где-то далеко от снежных буранов. f/2.0 Все кадры в этом обзоре сняты на Sony A7M2

Вообще, удивительно, как часто мне встречаются проблемы с эксплуатацией объективов Voigtlander. На 2 экземплярах (21мм 1.8 и 75мм 1.8) со временем появился ощутимый люфт корпуса, который реально мешал фокусировке. Добавляем в этот котёл потерю резкости на 35мм 1.2 и получаем весьма слабое портфолио по надёжности. Возможно, просто не фартануло, с кем не бывает?

Зарядившись необходимым позитивом, продолжаем двигаться вперед по истории. Совсем недавно меня накрыла ностальгия по старым добрым временам, в результате чего я внезапно купил себе два новеньких объектива от Voigtlander по очень адекватному прайсу (обзор на второй объектив, Voigtlander Nokton 21mm 1.4 Aspherical, ждите в ближайшее время).

Осознавая, что возвращаться к бывшей смысла нет, но 35 1.2 очень хочется, решил взять версию для Sony – Nokton 35 mm F1.2 aspherical SE E-Mount. Я предвкушал наличие того самого волшебного рисунка, помноженного на присутствие электронных контактов для удобства фокусировки и передачи EXIF-данных. Спойлер – войти в одну и ту же реку не вышло, но обо всем по порядку.

Одно из главных преимуществ версии для Sony – наличие электронных контактов.
Одно из главных преимуществ версии для Sony – наличие электронных контактов.

По старой доброй традиции знакомство с объективом начинается с тактильной части. Здесь у нашего героя все максимально круто. ТА САМАЯ нужная упругость на кольце фокусировки, про диафрагму я вообще молчу. Серьёзные мужчины перебирают чётки для успокоения души, всем остальным я рекомендую щёлкать кольцом диафрагмы на Voigtlander 35mm 1.2. Клик на каждой 1/3 стопа, звук и отдача в пальцах, ммм…  Добавляем сюда весьма большой ход кольца фокусировки, который вместе с автоматическим приближением в видоискателе/дисплее Sony не оставляет шансов промахнутся при наведении! Думаю, тут все ясно, объектив заслуженно получает от меня крепкие 5 баллов.

При фокусировки передняя часть объектива слега выезжает вперед, поэтому возможно небольшое дыхание фокуса.
При фокусировки передняя часть объектива слега выезжает вперед, поэтому возможно небольшое дыхание фокуса.

Сейчас я немного нарушу традиции обзоров на объективы и сразу напишу, что меня немного огорчил рисунок объектива! Старая добрая 2 версия для Leica M обладала весьма нервным характером размытия с четко выраженными бубликами боке (ближе к классике Фойтов – 35/40 1.4) и, само собой, что я, как фанат именно такого размытия, ожидал повторения истории. Но мы-то знаем, что ваши ожидания – это ваши проблемы! (С)

Поясной портрет на f/1.2. Наблюдаем весьма спокойное по характеру размытие заднего плана.
Поясной портрет на f/1.2. Наблюдаем весьма спокойное по характеру размытие заднего плана.

Хитрые японцы явно не сидели сложа руки и прокачали начинку. Информация на сайте подтверждает мои догадки – версия для Sony оптически полностью идентична 35mm 1.2 Nokton III VM. С другой стороны, было бы странно ожидать чего-то другого. Или стоило почитать все заранее, чтобы знать, с чем мне придётся столкнуться (самый легкий и неинтересный вариант).

В результате объектив по своему характеру приблизился к современной оптике, которая демонстрирует хорошую резкость по всему полю кадра. Конечно, ему далеко до всяких G-master, но та щепотка магии винтажной картинки испарилась безвозвратно.

Начитался и спит. Снято на f/1.2. На близких дистанциях фокусировки задний план начинает приобретать некоторую нервозность.
Начитался и спит. Снято на f/1.2. На близких дистанциях фокусировки задний план начинает приобретать некоторую нервозность.

Плохо это или нет? Тут каждый решает сам. Думаю, что объектив может потерять старых фанатов и найти новых, которые предпочитают более спокойный характер размытия, но при этом хотят видеть магические цифры 1.2 на своей оптике. Тем более, что в остальном это отличный объектив, который содержит в себе все фирменные черты Voigtlander: адекватную стоимость, резкость, контраст и цветопередачу.

Нагадить на капот или залететь под колеса? Утренняя дилемма на диафрагме 1.2.
Нагадить на капот или залететь под колеса? Утренняя дилемма на диафрагме 1.2.

Давайте теперь пробежимся по обязательным элементам программы, первая остановка – резкость.

Если вы не фанат съемки на закрытых диафрагмах, то сразу принимайте хорошую новость – резкости на открытой хватает для большинства сюжетов! Для всего остального можно зажаться на 2.8 или даже 2 и просто снимать, не задумываясь о последствиях.

Снимать пейзажи на открытой? Никто не запрещает вам заниматься ТАКИМИ ВЕЩАМИ, но в наказание получайте виньетку. Фото на диафрагме 1.2.
Снимать пейзажи на открытой? Никто не запрещает вам заниматься ТАКИМИ ВЕЩАМИ, но в наказание получайте виньетку. Фото на диафрагме 1.2.
Закрываемся до F4.0, и все сразу становится на свои места.
Закрываемся до F4.0, и все сразу становится на свои места.

Не верите? Я решил сделать все по-взрослому и приложил кропы сурового городского пейзажа. Если сильно не вглядываться, то можно подумать, что я нагло вожу вас за нос, выдавая 3 картинки за 18. Но нет, все честно – резкость отличная на любых значениях диафрагмы! Магия, не меньше!

Тот самый суровый городской пейзаж. Снято на f/1.2.
Тот самый суровый городской пейзаж. Снято на f/1.2.
Резкость в центре и середине кадра достойная на любых значениях диафрагмы. Да и края не отстают, обретая к f 4.0 адекватную яркость и четкость.
Резкость в центре и середине кадра достойная на любых значениях диафрагмы. Да и края не отстают, обретая к f 4.0 адекватную яркость и четкость.

Давайте теперь посмотрим, как ведет себя наш герой на минимальной дистанции фокусировки 0.3 метра (еще один крутой бонус версии для Sony! Вариант для M-mount имеет отсечку на 0.5м).

На f/1.2 чудес не случилось.
На f/1.2 чудес не случилось.
На f/1.4 начинается легкое улучшение ситуации.
На f/1.4 начинается легкое улучшение ситуации.
f/2.0. Вот это расклады! И обратите внимание, что виньетка почти ушла.
f/2.0. Вот это расклады! И обратите внимание, что виньетка почти ушла.
f/2.8. Все отлично, думаю, дальше уже все понятно.
f/2.8. Все отлично, думаю, дальше уже все понятно.

Испытания резкостью пройдены, устремляем свой взгляд на солнце! Заставить нашего героя поймать блики от светила – занятие весьма непростое, скажу я вам. Один раз он смилостивился и все-таки показал их на открытой, но на f/2.0 былая солнечная роскошь умерила свой пыл. Дерзкие кадры лоб в лоб тоже не выявили криминала. И это без использования бленды! Думаю, что при ее наличии (и само собой, головы на плечах) данная проблема точно будет сильно обходить вас стороной.

Король помойки посылает нам блики в кадр на открытой диафрагме.
Король помойки посылает нам блики в кадр на открытой диафрагме.
Закрываемся до f/2.0 и враг почти повержен!
Закрываемся до f/2.0 и враг почти повержен!
Утренняя прогулка. Снято на диафрагме 2.0. Кстати, сразу бросаются в глаза ХА, куда уж без них при таких раскладах.
Утренняя прогулка. Снято на диафрагме 2.0. Кстати, сразу бросаются в глаза ХА, куда уж без них при таких раскладах.
Диафрагма 1.7. Кажется, что при наличии бленды, засветки в верхнем правом углу мы бы не увидели.
Диафрагма 1.7. Кажется, что при наличии бленды, засветки в верхнем правом углу мы бы не увидели.

Ожидать от светосильного объектива с диафрагмой 1.2 слабой виньетки на открытой весьма утопично, но Voigtlander Nokton 35 mm F1.2 SE пытается играть не по правилам и демонстрирует здесь впечатляющие характеристики! Виньетка присутствует, но язык не поворачивается назвать ее сильной!

Красная бестия на солнечных улицах Баку. Диафрагма 1.2.
Красная бестия на солнечных улицах Баку. Диафрагма 1.2.
Из прошлого в будущее. Диафрагма 2.0.
Из прошлого в будущее. Диафрагма 2.0.
На 2.8 вопрос с виньеткой закрывается.
На 2.8 вопрос с виньеткой закрывается.

Дисторсия тоже решила не тревожить нас. Выявить что-то криминального на кадрах с ровной линией моря не удалось. Только умиротворение и покой, помноженные на закат.

Спокойное и ровное Черное море. Диафрагма 2.5.
Спокойное и ровное Черное море. Диафрагма 2.5.
Все по-прежнему стабильно и ровно. Диафрагма 4.5.
Все по-прежнему стабильно и ровно. Диафрагма 4.5.

И конечно, самая лакомая часть обзора любого светосильного объектива – его боке! Думаю, что по некоторым фотографиям из поста вы уже смогли заметить, что главной чертой размытия Voigtlander Nokton 35 mm F1.2 SE является спокойствие. Оно не такое скучное и бездушное, как у большинства современных объективов, но говорить о каком-то закрученном винтажном безумии (как, например, у Voigtlander 35 1.4 classic) не приходится.

Борьба с собственным телом. Снято на f/1.2.
Борьба с собственным телом. Снято на f/1.2.
Да, я люблю снимать котов на открытой диафрагме. И что вы мне сделаете?
Да, я люблю снимать котов на открытой диафрагме. И что вы мне сделаете?
И собак тоже!
И собак тоже!

Выводы:

Если вы страстно любите камеры Sony и фокусное расстояние 35мм, но при этом хотите разбавить скучную жизнь картинку современных объективов и вообще, стать не таким, как все, то Voigtlander Nokton 35 mm F1.2 SE E-Mount – отличный выбор для этого тернистого пути по мануальным объективам. Серьезным козырем перед вариантом «Объектив c М-байонетом + адаптер» является наличие контактов на объективе, которые очень сильно упрощают процесс фокусировки. Признаюсь, раньше я был уверен, что дополнительное нажатие кнопки на камере не сильно сказывается на эргономике. Но после покупки версии для Sony всем нутром прочувствовал, насколько удобно автоматическое приближение при вращении фокусированного кольца на объективе. Также не забываем про уменьшенную на 20 см МДФ, что является приятным бонусом для любителей залезть в душу. Но, само собой, версию для Sony уже не поставить на дальномерки, поэтому, если вы счастливый обладатель двух систем, оптимальным решением будет все-таки покупка версии M-mount.

Размеры объектива не попадают в категорию маленьких (по меркам систем Leica), но в мире оптики для Sony E – это настоящий лилипут! Особенно если сравнить его с автофокусным аналогом от Sigma c весом 1 кг+. Добавляем к этим размерам отличные показатели резкости, низкое виньетирование на открытой, хорошую устойчивость к бликам и на выходе у нас получается почти что лучшее соотношение цена-качество на рынке! Пока что я точно не буду продавать этот объектив. В первые дни после покупки я был немного расстроен тем, что рисунок у него поменялся по сравнению со старой версией, но спустя месяцы использования осознал, что великолепная резкость с открытой диафрагмы, отсутствие дисторсии и минимальная виньетка делают его универсальным спутником в любом путешествии!

Оригинал статьи вы можете посмотреть на моем сайте в разделе блог -
https://denisminchenkov.com/blog/

И еще немного кадров напоследок!

В поисках разорванного дивана. f/1.2.
В поисках разорванного дивана. f/1.2.
Новогодний салют. f/1.2.
Новогодний салют. f/1.2.
И кадр с машиной в конце! Тоже f/1.2.
И кадр с машиной в конце! Тоже f/1.2.