19 января 2024 года народной артистке Беларуси, приме Республиканского театра белорусской драматургии Татьяне Мархель исполнилось 85 лет. Неповторимая, яркая, пронзительная Татьяна Григорьевна и в своих театральных ролях, и на экране, и в жизни. Потому-то народная любовь к народной артистке столь же честная, как и ее искусство.
В день юбилея актриса будет играть на сцене РТБД премьеру – «Вечар» Алексея Дударева. А «Комсомолка» собрала 10 фактов о Татьяне Мархель, рассказанные ей самой, которых вы могли не знать.
Запретила ставить пьесу о своей жизни
На сцене РТБД Татьяна Мархель играла моноспектакль «Беларусь. Дыдактыка», где больше часа честно говорит рассказываете о женской судьбе. А вот пьесу по своей биографии ставить не разрешила, прокомментировав это так: «Божа, так адкрывацца нельга, гэта нават грэх нейкі, такім быць адкрытым».
- Там каждое десятилетие моей жизни должны были воплощать разные актрисы - мне от этого как-то неудобно, неуютно. А когда показала текст дочкам, они уже на первых страницах о военном детстве расплакались: «Мама, ну как можно: люди купят билеты в театр, а ты будешь им о своих бедах рассказывать». Но я все-таки посматриваю на этот текст. Наверное, сделаю его немного позже, - говорила «Комсомолке» актриса.
Жизненный принцип – «Дзякуй Богу за ўсё»
Татьяна Григорьевна вспоминала в беседе с «КП» песню своей мамы, где проходила вся человеческая жизнь, а рефреном повторялось: «Дзякуй Богу за ўсё! Дзякуй Богу за ўсё!»
- Раньше я эту благодарность судьбе не понимала, - признается прима белорусской сцены и добавляет: - Знаете, пережить что-то на сцене ты можешь правдиво, только если нечто подобное с тобой случилось в жизни. И да, «дзякуй Богу за ўсё» - принимаю все. Ведь нам дается ровно столько, сколько мы можем вынести. И после испытаний приходит то, что тебя поднимает - молодец, живи дальше.
Амплуа мудрой женщины и типичной белоруски стало ее дорогой
Татьяна Мархель говорит, что в 35 - 40 лет она часто играла женщин мудрых, возрастных. Даже в дипломном спектакле «Женитьба Бальзаминова» воплотила мать главного героя.
- А на родине, в деревне Шпаковщина Смолевичского района, всегда жила среди людей старшего поколения. И мне с ними было комфортно… - признавалась актриса «Комсомолке.
А типичный образ белоруски, которой она представлялась многим режиссерам, в профессиональном развитии Татьяне Григорьевне не мешал.
- Это амплуа меня подняло - такой образ за мной закрепился в витебском Коласовском театре, это стало моей дорогой. Конечно, хотелось бы, чтобы вышло не так односторонне и на сцене, и на экране. Но актер - человек зависимый.
Исполняла вокальную партию в симфонии и пела на рок-альбоме
- Режиссер Игорь Добролюбов (режиссер «Белых рос» - Ред.) искал актрису на главную роль в свой фильм «Третьего не дано». Конечно, на просмотре мне его хотелось удивить. Я и говорю: «А давайце я вам паспяваю». И затянула мамину песню: «Ой, вы не шуміце, зялёныя лугі. Вы не дадавайце майму сэрцу тугі…» После этого он меня утвердил, а песня прозвучала в начале картины, - рассказывала Мархель. - Там ее услышал режиссер Виктор Туров, а композитором на его «Людзях на балоце», где я тоже играла, был Олег Янченко. И как-то Виктор Тимофеевич выдал мне: «Таня, а ты знаешь, что Янченко написал симфонию, и ты будешь в ней петь народные песни в московском зале имени Чайковского?» Я рассмеялась тогда, но вскоре мы и вправду оказались в Москве. И в зал Чайковского не пробиться, повсюду конная милиция! Правда, не по поводу симфонии, а из-за премьеры кантаты «Фауст» долгое время запрещенного Альфреда Шнитке.
Кстати, песня «Ой, вы не шуміце, зялёныя лугі…» в исполнении Татьяны Мархель звучит и на альбоме «Краіна доўгай белай хмары» рок-группы «Уліс». Еще артистка порой выступает с программами народных песен, записанных от мамы. А в Театре-студии киноактера была у Мархель пьеса, где она рассказывала о круге жизни человека в народной песне. Был там и путь Христа по Евангелию от Матфея, батлейка.
- На меня эта постановка очень воздействовала. Я читала молитвы на сцене и думала, а можно ли? – признавалась Мархель.
Принимала роды и училась определять порок сердца
Но все могло сложиться иначе, ведь Татьяна Мархель по совету мамы после школы поступила в минское медучилище.
- На курсе были одни деревенские девки и только пару хлопцев, - говорила «КП» Татьяна Григорьевна. - Как сядем на окна вечером, как деревне, и галекаем, песни поем! Но учиться мне было очень интересно, особенно роды принимать. Сначала головка появляется, потом главное - вывести плечо, а тогда уже весь ребенок бум - и вышел.. Это чудо настоящее! А еще мне нравилось слушать сердце, если порок сердца, то на одном стуке шум появляется. У меня хорошо получалось его определять.
Позже Мархель поступила в мединститут, «хоть конкурс был дикий».
- Но там опять был анатомический театр, заспиртованные детки, волосики у них в спирту колышутся. Я как насмотрюсь на них, у меня истерика. Прихожу к декану: я хочу уйти. - Почему? – «А у меня мама захварэла, трэба кароў, свiней глядзець…» А он мне: вы соображаете, что говорите? Вы поступили в мединститут, какие свиньи! Но я ушла. А на следующий год поступила в театральный.
Актриса говорит, что мама, конечно, не была рада ее решению. А по-настоящему поверила в нее как в актрису, когда Татяьна смогла положить ее в лечкомиссию в Витебске.
- Она поняла, что я не последний человек.
На сцене играла свою маму
- Все, кто знал ее и меня, говорили: ну Кирилловна, точно! Я ее все время и играла - походку, манеру. Думаю, она была талантливее меня во много раз. Мама прошла и через раскулачивание, спасло только то, что она в деревню с хутора вышла замуж. Потом растила младших братьев и сестер, которые выжили, - рассказывала актриса «Комсомолке».
Вживалась в роль проститутки в ресторане
Правда, только-только распределившись в Гродненский областной драматический театр, ей довелось сыграть роль... проститутки. К тому, чтобы вжиться в образ, Мархель подошла со всей ответственностью: она отправилась к директору ресторана за помощью.
- Он мне и показал столик, где сидят девушки и пьют воду: «Идите и садитесь к ним - это они». Попила и я с ними водички. А потом начались танцы. И меня то один, то другой мужчина приглашает - а что, молоденькая, подтянутая, занималась гимнастикой. И один зовет к себе домой, другой на машине кататься. И такой круговорот начался - я уже не знала, как вырваться. Слава богу, в ресторан зашел художник нашего театра. Он у меня спросил, что я тут делаю, и буквально за руку отвел в мое общежитие. А назавтра весь театр подшучивал: «Ну, Таня, получилась у тебя роль проститутки?» - смеялась актриса.
Молчала весь спектакль длиной полтора часа
Речь о постановке «Жанчыны Бергмана» Николая Рудковского на сцене РТБД. И хоть Татьяне Григорьевне с ее ярким темпераментом далось это непросто, но она всегда получала за свою работу в этом спектакле призы на фестивалях.
- Даже шутила: наверное, в жюри были одни мужчины, и в благодарность за полтора часа женского молчания они меня и награждали, - говорила «КП» Мархель. - Да, сначала молчать тяжело, а потом разберешься, о чем молчишь, сравнишь со своей жизнью, и становится даже интересно. Меня эта роль впечатлила. Я тогда перечитала два тома интервью с Бергманом. А вычитав у него о Юнге и психоанализе, полезла и в этот вопрос. А еще перед этим спектаклем придумала себе своеобразную настройку. Смотрела в окно, концентрировалась на деревьях, которые колышутся, на шепоте листьев, и в таком состоянии шла на спектакль. Мне эта импровизированная медитация даже помогала успокаивать внука.
После развода переехала с тремя дочерьми в Минск
- С тремя дочерьми я осталась одна после переезда в Минск тридцать с небольшим лет назад - конечно, пришлось покрутиться. Но это не новость, что у нас женщина с тремя детьми остается одна. А зритель ведь не должен знать, плакал ты перед выходом на сцену или смеялся, - говорит Татьяна Мархель о личном и продолжает о разводе: - Я очень терпелива. Но когда терпение кончается - рву по живому, не жалея и навсегда. Так было и с браком: муж, тоже актер-коласовец, народный артист Беларуси Евгений Шипило, ушел к другой. Помню, что мне даже хотелось убить, но не его, а ее. Зато после окончательного разрыва меня отпустило. И я начала новую жизнь.
Была влюблена в Василя Быкова
- Не будет любви - человек завянет. А не гореть чувствами актеру нельзя, - признавалась Татьяна Мархель. - Но для себя я всегда знала: если мне с человеком интересно общаться - все хорошо, но если за эти границы что-то выходит - все обрывала и уходила в сторону. В конце концов, любить можно и в воображении - какая женщина в фантазии не дорисует счастье?
Так вышло и с народным писателем Беларуси Василем Быковым.
- Ой, это такое романтичное чувство было! Мне сказали, что я прошла пробы в «Знак бяды» на роль Степаниды (потом режиссер Михаил Пташук изменил решение и выбрал Нину Русланову. - Ред.), и Пташук сначала пригласил меня со старшей дочкой на юбилейный вечер Быкова в минском Доме офицеров, а потом на ужин. Там были еще Быков с женой Ириной Михайловной, которую я знала еще по Гродно, Нил Гилевич. Время уходить, а моего билета на поезд до Витебска нет - все обыскала. Василь Владимирович увидел мой испуг (завтра ведь на работу!) и говорит: «Пайшлі, я вазьму білет». Он был депутатом Верховного Совета и повел нас с дочкой в кассу на вокзал. Помню, еще махнул рукой, прикрикнув: «Дава-ай!» И мы, бабы, за ним. Купил он мне билет, и мы уехали в Витебск.
Но из этой ситуации фантазия пустилась в ого-го какой полет! Я написала Быкову письмо - небо, звезды... И подписалась: «Я». Но послание отправила только в Минске - чтобы писатель не догадался по витебскому штемпелю, кто отправитель. И так еще два письма. А на его день рождения собрала полевые цветы, приехала в Минск и села у подъезда ждать, когда он придет. Дождалась, поздравила с днем рождения и призналась, что написала ему три анонимных письма. На это Василь Владимирович мне говорит: «Можа, вам трэба чымсьці дапамагчы? Можа, фінансава? Чаму вы не звярнуліся?» Я стою и думаю: «Божа, як нерамантычна!» И дала еще такое «Да пабачэння!», что прямо «вылузнулася, дык вылузнулася». (Смеется.)
Тем временем назвали 20 фактов об Александре Солодухе, которому исполнилось 65 лет: работал врачом и инспектором рыбнадзора, стал миллионером, женился на продавщице с рынка, купил самую дорогую песню у Ханка.
Автор: Валентин ЕФИМЧИК