Найти в Дзене
KP.RU: Беларусь

Пела в симфонии, молчала на сцене 1,5 часа, запретила ставить пьесу о себе, была влюблена в Быкова. 10 фактов о народной артистке Беларуси Татьяне Мархель, которой исполнилось 85 лет

19 января 2024 года народной артистке Беларуси, приме Республиканского театра белорусской драматургии Татьяне Мархель исполнилось 85 лет. Неповторимая, яркая, пронзительная Татьяна Григорьевна и в своих театральных ролях, и на экране, и в жизни. Потому-то народная любовь к народной артистке столь же честная, как и ее искусство. В день юбилея актриса будет играть на сцене РТБД премьеру – «Вечар» Алексея Дударева. А «Комсомолка» собрала 10 фактов о Татьяне Мархель, рассказанные ей самой, которых вы могли не знать. Запретила ставить пьесу о своей жизни На сцене РТБД Татьяна Мархель играла моноспектакль «Беларусь. Дыдактыка», где больше часа честно говорит рассказываете о женской судьбе. А вот пьесу по своей биографии ставить не разрешила, прокомментировав это так: «Божа, так адкрывацца нельга, гэта нават грэх нейкі, такім быць адкрытым». - Там каждое десятилетие моей жизни должны были воплощать разные актрисы - мне от этого как-то неудобно, неуютно. А когда показала текст дочкам, они уже
   Татьяна Мархель давно стала символом белорусской души и мудрости. Фото: архив РТБД / Архив "КП"
Татьяна Мархель давно стала символом белорусской души и мудрости. Фото: архив РТБД / Архив "КП"

19 января 2024 года народной артистке Беларуси, приме Республиканского театра белорусской драматургии Татьяне Мархель исполнилось 85 лет. Неповторимая, яркая, пронзительная Татьяна Григорьевна и в своих театральных ролях, и на экране, и в жизни. Потому-то народная любовь к народной артистке столь же честная, как и ее искусство.

В день юбилея актриса будет играть на сцене РТБД премьеру – «Вечар» Алексея Дударева. А «Комсомолка» собрала 10 фактов о Татьяне Мархель, рассказанные ей самой, которых вы могли не знать.

Запретила ставить пьесу о своей жизни

На сцене РТБД Татьяна Мархель играла моноспектакль «Беларусь. Дыдактыка», где больше часа честно говорит рассказываете о женской судьбе. А вот пьесу по своей биографии ставить не разрешила, прокомментировав это так: «Божа, так адкрывацца нельга, гэта нават грэх нейкі, такім быць адкрытым».

- Там каждое десятилетие моей жизни должны были воплощать разные актрисы - мне от этого как-то неудобно, неуютно. А когда показала текст дочкам, они уже на первых страницах о военном детстве расплакались: «Мама, ну как можно: люди купят билеты в театр, а ты будешь им о своих бедах рассказывать». Но я все-таки посматриваю на этот текст. Наверное, сделаю его немного позже, - говорила «Комсомолке» актриса.

Жизненный принцип – «Дзякуй Богу за ўсё»

Татьяна Григорьевна вспоминала в беседе с «КП» песню своей мамы, где проходила вся человеческая жизнь, а рефреном повторялось: «Дзякуй Богу за ўсё! Дзякуй Богу за ўсё!»

- Раньше я эту благодарность судьбе не понимала, - признается прима белорусской сцены и добавляет: - Знаете, пережить что-то на сцене ты можешь правдиво, только если нечто подобное с тобой случилось в жизни. И да, «дзякуй Богу за ўсё» - принимаю все. Ведь нам дается ровно столько, сколько мы можем вынести. И после испытаний приходит то, что тебя поднимает - молодец, живи дальше.

Амплуа мудрой женщины и типичной белоруски стало ее дорогой

Татьяна Мархель говорит, что в 35 - 40 лет она часто играла женщин мудрых, возрастных. Даже в дипломном спектакле «Женитьба Бальзаминова» воплотила мать главного героя.

- А на родине, в деревне Шпаковщина Смолевичского района, всегда жила среди людей старшего поколения. И мне с ними было комфортно… - признавалась актриса «Комсомолке.

А типичный образ белоруски, которой она представлялась многим режиссерам, в профессиональном развитии Татьяне Григорьевне не мешал.

- Это амплуа меня подняло - такой образ за мной закрепился в витебском Коласовском театре, это стало моей дорогой. Конечно, хотелось бы, чтобы вышло не так односторонне и на сцене, и на экране. Но актер - человек зависимый.

   В РТБД, как и в других театрах, есть портреты актеров - но они необычные: в полный рост! Фото: Александр ОБУХОВИЧ (предоставлено РТБД) / Архив "КП"
В РТБД, как и в других театрах, есть портреты актеров - но они необычные: в полный рост! Фото: Александр ОБУХОВИЧ (предоставлено РТБД) / Архив "КП"

Исполняла вокальную партию в симфонии и пела на рок-альбоме

- Режиссер Игорь Добролюбов (режиссер «Белых рос» - Ред.) искал актрису на главную роль в свой фильм «Третьего не дано». Конечно, на просмотре мне его хотелось удивить. Я и говорю: «А давайце я вам паспяваю». И затянула мамину песню: «Ой, вы не шуміце, зялёныя лугі. Вы не дадавайце майму сэрцу тугі…» После этого он меня утвердил, а песня прозвучала в начале картины, - рассказывала Мархель. - Там ее услышал режиссер Виктор Туров, а композитором на его «Людзях на балоце», где я тоже играла, был Олег Янченко. И как-то Виктор Тимофеевич выдал мне: «Таня, а ты знаешь, что Янченко написал симфонию, и ты будешь в ней петь народные песни в московском зале имени Чайковского?» Я рассмеялась тогда, но вскоре мы и вправду оказались в Москве. И в зал Чайковского не пробиться, повсюду конная милиция! Правда, не по поводу симфонии, а из-за премьеры кантаты «Фауст» долгое время запрещенного Альфреда Шнитке.

Кстати, песня «Ой, вы не шуміце, зялёныя лугі…» в исполнении Татьяны Мархель звучит и на альбоме «Краіна доўгай белай хмары» рок-группы «Уліс». Еще артистка порой выступает с программами народных песен, записанных от мамы. А в Театре-студии киноактера была у Мархель пьеса, где она рассказывала о круге жизни человека в народной песне. Был там и путь Христа по Евангелию от Матфея, батлейка.

- На меня эта постановка очень воздействовала. Я читала молитвы на сцене и думала, а можно ли? – признавалась Мархель.

Принимала роды и училась определять порок сердца

Но все могло сложиться иначе, ведь Татьяна Мархель по совету мамы после школы поступила в минское медучилище.

- На курсе были одни деревенские девки и только пару хлопцев, - говорила «КП» Татьяна Григорьевна. - Как сядем на окна вечером, как деревне, и галекаем, песни поем! Но учиться мне было очень интересно, особенно роды принимать. Сначала головка появляется, потом главное - вывести плечо, а тогда уже весь ребенок бум - и вышел.. Это чудо настоящее! А еще мне нравилось слушать сердце, если порок сердца, то на одном стуке шум появляется. У меня хорошо получалось его определять.

Позже Мархель поступила в мединститут, «хоть конкурс был дикий».

- Но там опять был анатомический театр, заспиртованные детки, волосики у них в спирту колышутся. Я как насмотрюсь на них, у меня истерика. Прихожу к декану: я хочу уйти. - Почему? – «А у меня мама захварэла, трэба кароў, свiней глядзець…» А он мне: вы соображаете, что говорите? Вы поступили в мединститут, какие свиньи! Но я ушла. А на следующий год поступила в театральный.

Актриса говорит, что мама, конечно, не была рада ее решению. А по-настоящему поверила в нее как в актрису, когда Татяьна смогла положить ее в лечкомиссию в Витебске.

- Она поняла, что я не последний человек.

На сцене играла свою маму

- Все, кто знал ее и меня, говорили: ну Кирилловна, точно! Я ее все время и играла - походку, манеру. Думаю, она была талантливее меня во много раз. Мама прошла и через раскулачивание, спасло только то, что она в деревню с хутора вышла замуж. Потом растила младших братьев и сестер, которые выжили, - рассказывала актриса «Комсомолке».

   Татьяна Мархель часто играла матерей, как в "Сымоне-музыку" витебского Коласовского театра (на фото слева), но случались в ее биографии и необычные роли. Фото: Личный архив / Архив "КП"
Татьяна Мархель часто играла матерей, как в "Сымоне-музыку" витебского Коласовского театра (на фото слева), но случались в ее биографии и необычные роли. Фото: Личный архив / Архив "КП"

Вживалась в роль проститутки в ресторане

Правда, только-только распределившись в Гродненский областной драматический театр, ей довелось сыграть роль... проститутки. К тому, чтобы вжиться в образ, Мархель подошла со всей ответственностью: она отправилась к директору ресторана за помощью.

- Он мне и показал столик, где сидят девушки и пьют воду: «Идите и садитесь к ним - это они». Попила и я с ними водички. А потом начались танцы. И меня то один, то другой мужчина приглашает - а что, молоденькая, подтянутая, занималась гимнастикой. И один зовет к себе домой, другой на машине кататься. И такой круговорот начался - я уже не знала, как вырваться. Слава богу, в ресторан зашел художник нашего театра. Он у меня спросил, что я тут делаю, и буквально за руку отвел в мое общежитие. А назавтра весь театр подшучивал: «Ну, Таня, получилась у тебя роль проститутки?» - смеялась актриса.

Молчала весь спектакль длиной полтора часа

Речь о постановке «Жанчыны Бергмана» Николая Рудковского на сцене РТБД. И хоть Татьяне Григорьевне с ее ярким темпераментом далось это непросто, но она всегда получала за свою работу в этом спектакле призы на фестивалях.

- Даже шутила: наверное, в жюри были одни мужчины, и в благодарность за полтора часа женского молчания они меня и награждали, - говорила «КП» Мархель. - Да, сначала молчать тяжело, а потом разберешься, о чем молчишь, сравнишь со своей жизнью, и становится даже интересно. Меня эта роль впечатлила. Я тогда перечитала два тома интервью с Бергманом. А вычитав у него о Юнге и психоанализе, полезла и в этот вопрос. А еще перед этим спектаклем придумала себе своеобразную настройку. Смотрела в окно, концентрировалась на деревьях, которые колышутся, на шепоте листьев, и в таком состоянии шла на спектакль. Мне эта импровизированная медитация даже помогала успокаивать внука.

После развода переехала с тремя дочерьми в Минск

- С тремя дочерьми я осталась одна после переезда в Минск тридцать с небольшим лет назад - конечно, пришлось покрутиться. Но это не новость, что у нас женщина с тремя детьми остается одна. А зритель ведь не должен знать, плакал ты перед выходом на сцену или смеялся, - говорит Татьяна Мархель о личном и продолжает о разводе: - Я очень терпелива. Но когда терпение кончается - рву по живому, не жалея и навсегда. Так было и с браком: муж, тоже актер-коласовец, народный артист Беларуси Евгений Шипило, ушел к другой. Помню, что мне даже хотелось убить, но не его, а ее. Зато после окончательного разрыва меня отпустило. И я начала новую жизнь.

   У "Жанчынах Бергмана" Татьяна Мархель весь спектакль не произносит ни слова. Фото: Архив РТБД / Архив "КП"
У "Жанчынах Бергмана" Татьяна Мархель весь спектакль не произносит ни слова. Фото: Архив РТБД / Архив "КП"

Была влюблена в Василя Быкова

- Не будет любви - человек завянет. А не гореть чувствами актеру нельзя, - признавалась Татьяна Мархель. - Но для себя я всегда знала: если мне с человеком интересно общаться - все хорошо, но если за эти границы что-то выходит - все обрывала и уходила в сторону. В конце концов, любить можно и в воображении - какая женщина в фантазии не дорисует счастье?

Так вышло и с народным писателем Беларуси Василем Быковым.

- Ой, это такое романтичное чувство было! Мне сказали, что я прошла пробы в «Знак бяды» на роль Степаниды (потом режиссер Михаил Пташук изменил решение и выбрал Нину Русланову. - Ред.), и Пташук сначала пригласил меня со старшей дочкой на юбилейный вечер Быкова в минском Доме офицеров, а потом на ужин. Там были еще Быков с женой Ириной Михайловной, которую я знала еще по Гродно, Нил Гилевич. Время уходить, а моего билета на поезд до Витебска нет - все обыскала. Василь Владимирович увидел мой испуг (завтра ведь на работу!) и говорит: «Пайшлі, я вазьму білет». Он был депутатом Верховного Совета и повел нас с дочкой в кассу на вокзал. Помню, еще махнул рукой, прикрикнув: «Дава-ай!» И мы, бабы, за ним. Купил он мне билет, и мы уехали в Витебск.

Но из этой ситуации фантазия пустилась в ого-го какой полет! Я написала Быкову письмо - небо, звезды... И подписалась: «Я». Но послание отправила только в Минске - чтобы писатель не догадался по витебскому штемпелю, кто отправитель. И так еще два письма. А на его день рождения собрала полевые цветы, приехала в Минск и села у подъезда ждать, когда он придет. Дождалась, поздравила с днем рождения и призналась, что написала ему три анонимных письма. На это Василь Владимирович мне говорит: «Можа, вам трэба чымсьці дапамагчы? Можа, фінансава? Чаму вы не звярнуліся?» Я стою и думаю: «Божа, як нерамантычна!» И дала еще такое «Да пабачэння!», что прямо «вылузнулася, дык вылузнулася». (Смеется.)

Тем временем назвали 20 фактов об Александре Солодухе, которому исполнилось 65 лет: работал врачом и инспектором рыбнадзора, стал миллионером, женился на продавщице с рынка, купил самую дорогую песню у Ханка.

Автор: Валентин ЕФИМЧИК