Доброго времнри суток, друзья, меня зовут Денис и мы с вами окунёмся снова в содержание легенд Нижнего Новгорода!
Сегодня у нас с вами легенда о призраке внебрачной дочери в усадьбе Маркова.
Начнём мы с вами с того что узнаем что это за усадьба такая - Маркова и где она находится и конечно де узнаем кто это такой Марков.
Данная усадьба находится по адресу ул. Ильинская д.61
Современный комплекс стоит на месте усадьбы, имевшей долгую историю. В первой половине XIX века на месте особняка Маркова стоят усадебный дом, зафиксированный на плане-съёмке от 1853 года. Границы первоначального владения, сложившиеся к середине XIX века, не изменялись до 1917 года. По линии улицы они составляли 34 м. Старый дом располагался по красной линии улицы Ильинской и северной стороной примыкал к границе владения. Судя по размерам, сооружение представляло собой небольшой дом в три окна по фасаду. К югу от него располагался небольшой двор, отделённый от улицы узкой хозяйственной постройкой, с противоположной стороны — корпусом служб, за которым находился сад.
В списке домов Нижнего Новгорода от 1900 года владение, под номером 18, значилось за Михаилом Ивановичем Сафоновым, к которому оно перешло по наследству 4 мая 1893 года. До этого оно принадлежало Екатерине Асафовне Сафоновой. На участке располагались: полукаменный двухэтажный дом, службы, сарай и два деревянных погреба. К Сафоновой оно перешло 16 марта 1887 года от И. М. Рогозильникова. Более ранних данных об усадьбе не обнаружено.
В начале XX века владение перешло к Арсению Васильевичу Маркову — последнему представителю известного нижегородского купеческого рода. Наиболее заметной фигурой рода был Василий Кузьмич Марков, крупный рыботорговец, владевший в низовьях Волги обширными рыбными промыслами и кондитерской фабрикой в Москве. К середине XIX века в его собственности находились: домовладения на Малой Покровской, Ильинской и Рождественской улицах, в Вознесенском переулке (Нижегородская улица), несколько торговых лавок в гостином дворе на Рождественской улице. Марковы были известными меценатами, строили сельские школы и больницы. А. В. Марков в 1905 году оборудовал в селе Желнино амбулаторию. В Нижнем Новгороде на средства Марковых было выстроено здание детского приюта нижегородского губернского земства, известного как «дом подкидышей». В 1914 году Марков пожертвовал Вознесенской церкви, стоявшей рядом с его домом, резной иконостас.
Исследователь В. В. Краснов установил, что датой постройки существующей усадьбы является 1905 год (автор проекта остаётся неизвестным). Дом-особняк был построен молодым купцом Марковым для своей молодой жены и двух дочерей. Строительные работы были полностью окончены в один сезон, но внутренние инженерные работы продолжались и в последующие годы, в том числе проведение водопровода, а в 1916 году — канализации. К этому же времени относится переделка интерьеров входной группы в стиле модерн и установка многочисленных дверных полотен на первом и втором этажах, а также металлического ограждения на открытой дворовой террасе с характерным для модерна узором.
В 1918 году особняк был экспроприирован советской властью и использовался, как общественное здание. В послевоенный период 1940—1950-х годов и до 1985 года в зданиях располагался туберкулёзный диспансер, что вызвало перепланировку здания и утрату внутренней декоративной отделки стен. С 1985 по 1987 год в здании особняка был проведён капитальный ремонт, его переоборудовали под студенческую поликлинику, которая располагалась здесь до 2006 года. Сегодня комплекс является учебным корпусом Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. В 2008—2009 годах была проведена масштабная реставрация усадьбы.
О бывшем хозяине красивого особняка на улице Ильинской ходит немало легенд. Дворник и кучер Арсения Маркова дожили до конца 20 века, и любили рассказывать о своем прежнем работодателе много забавных историй. Запомнился купец своим веселым нравом, любил покутить в кругу друзей, перебить посуду и стекла в местных ресторанах, а потом щедро расплачивался с владельцами за нанесенный ущерб. А еще Маркову нравилось эпатировать публику.
Был у него любимый вороной жеребец по кличке Бедуин. У коня была теплая конюшня прямо за особняком, но нередко хозяин брал его с собой в дом. А однажды даже напоил лошадь шампанским из ведра, и заснул вместе с ней в обнимку в собственной спальне.
Еще один неожиданный случай, после которого о Маркове народная молва долго не унималась, произошел в день торжественного приема в усадьбе на Ильинке. Купец решил удивить гостей, оседлал любимого коня и заехал в дом верхом прямо с парадного крыльца. Вороной жеребец пронес хозяина по мраморной лестнице на второй этаж, где в это время приглашенная знать угощалась дорогими винами. Публика была в восторге от столь необычного жеста, эту новость потом еще долго обсуждали в светских кругах.
Теперь друзья перейдём к самому вкусному. Рассказе о самой легенде.
Самая загадочная история, вокруг которой до сих пор идут споры, связана с дочерью Арсения Васильевича. Об этом в сети немало информации, но вся она однообразна и сомнительна. Краеведы вообще об этой девушке в своих очерках не упоминают. Но городская легенда, дошедшая до нас из глубины прошлого века, тем не менее, очень интересна. Сотрудники корпуса ННГАСУ, который сейчас располагается в здании, рассказывали примерно одно и то же.
Предание гласит, что была у купца Маркова дочка Настя, симпатичная на лицо, но хромая и горбатая. Из-за таких внешних изъянов бедняжку никто не хотел брать в жены. Вела она домашнее хозяйство, выращивала экзотические растения, но втайне все же мечтала выйти замуж. И вот, нашелся для Насти жених, но, судя по всему, оказался альфонсом, позарился на деньги богатого отца, на саму девушку ему было наплевать. Но свадьбе не суждено было состояться, революция 1917 года скорректировала планы молодых, и жених сбежал из России, бросив девушку. От горя она отправилась на реку в свадебном платье и утопилась
Один из охранников корпуса ННГАСУ рассказывал, что очень увлекается историей и много чего разузнал про семейство Марковых. По его словам, обнаружили утопленницу в камышах у берега, и барельефы на стенах парадного зала тому подтверждение.
На них изображена прелестная девушка с камышами, и якобы это очень символично. Говорят, безутешный отец после гибели дочери решил увековечить ее память именно таким странным образом, и со стен на посетителей смотрит та самая Настя.
Сами охранники, некоторые преподаватели, а также пациенты студенческой поликлиники, которая когда-то располагалась в усадьбе Маркова, в разное время наблюдали странные видения. Однажды ночью охранник с криками выбежал из здания, увидев, как по мраморной лестнице спускается призрак в белом платье. В другой раз, тоже ночью, из ниши в стене на той самой лестнице упала ваза с сухоцветами, которую никто не трогал несколько лет. При этом ни сквозняков, ни каких-либо животных в помещении не было.
Так же рассказывали о том, что в тридцатые годы в подвале усадьбы располагался отдел НКВД. Одна из сотрудниц ННГАСУ утверждала, что на стенах там до сих пор можно обнаружить следы от пуль, якобы там проводились расстрелы. Другая уверена, что убийств в здании не было, были лишь допросы. Но, так или иначе, в подвалах дома обитают призраки. Однажды охранник, спустившись вниз, пошел по узкому подвальному коридору, и у него над головой одна за другой стали взрываться лампочки. Стоит ли говорить, как напугался мужчина.
Многие уверены, что призрак в белом платье, который периодически появляется в доме Маркова, это призрак невесты Насти, той самой, что свела счеты с жизнью после предательства жениха. Однако историки в своих очерках о ней ничего не сообщают. Как пишет краевед Станислав Шальнов, в 1918 году главный усадебный дом купца национализировали, и Арсению Васильевичу вместе с семьей пришлось перебраться в Москву. Там до конца своей жизни он проработал шофером-механиком при гараже Высшей артиллерийской школы комсостава на автомобилях «Паккард» и «Мерседес». Дочери купца, Ольга и Валентина, прожили в Москве долгую жизнь, но так и не продолжили рода Марковых. То есть, ни о каком самоубийстве в исторической справке речи нет.
Есть предположение, что Настя, ставшая героиней этой городской легенды, была внебрачной дочерью Арсения Васильевича, которую он старался не афишировать. Кстати, в некоторых источниках сообщается и еще об одной сущности, возникавшей перед напуганными сотрудниками. Некоторые видят в доме призрак пожилой женщины в домашнем халате. Правда это или вымысел, решать вам. Но загадок в нашей истории, которых мы уже не сможем разгадать, больше, чем разгадок.
Спасибо дорогие читатели что прочли статью до конца.
До новых встре и не забываем подписыватья и ставить лайки это поможет продвижению канала.
Так же пишите что вы зотите видеть на нашем с вами канале.