Найти тему
ГБОУ «Школа Глория»

«Любовь к жизни, своему делу и дисциплина»

По мнению и личному опыту Марии Алексеевны Токарчук, учителя истории и обществознания, из этих трех составляющих складывается успех. О том, что привело ее в педагогику, как она все успевает и почему никогда не хотела поменять профессию Мария Алексеевна поделилась в интервью.

Мария Алексеевна Токарчук, учитель истории и обществознания
Мария Алексеевна Токарчук, учитель истории и обществознания
Мария Алексеевна, Вы − дочь военного. Расскажите о своем детстве.

Детство мое прошло в глухом лесу в Архангельской области, потому что мой папа служил Родине. Там среди снегов и трескучих морозов зимой до минус сорока градусов я ходила в детский сад и окончила начальную школу. Несмотря на холода, мы с друзьями катались на санках, на коньках, играли в снежки. еще я ходила в музыкальную школу. И именно это приучило меня чувствовать время, уметь правильно его распределять, сделало меня очень дисциплинированной: надо было все успеть!

На все лето я уезжала в Подмосковье к бабушке. Дома всегда был порядок, все лежало на своих местах, а вокруг все утопало в зелени и красоте. Наверное, поэтому я с детства люблю свою дачу, на которой с удовольствием провожу до сих пор весь дачный сезон.

Когда Вы решили стать учителем? Почему выбрали историю и обществознание?

С шестого класса, выполняя домашние задания, я играла в школу. У меня был журнал с предметами и списками учеников, я сначала задавала им задания как учитель, а потом за всех этих учеников сама себе отвечала. Ну и, конечно, после ответов очень строго выставляла отметки всем своим ученикам (улыбается).

А еще мне до восьмого класса (средняя школа тогда была 10 классов) очень нравилось, как с нами работала учитель географии. Я слушала и запоминала не только учебный материал, но и ее речь, манеру общения. А с девятого класса я поняла, что мне больше нравится не география, а история.

Тут была другая учительница. И она победила (улыбается). Не внешними атрибутами, а содержанием уроков, формами работы с нами, погруженностью в предмет. Мой учитель истории вызывала восхищение желанием и необходимостью сделать все для того, чтобы мы не только знали, но и понимали то, что учим, а потом, как в моем случае, могли научить других.

На уроке истории
На уроке истории
Каким жизненным принципам из детства Вы верны до сих пор? Как это помогает Вам в жизни и работе?

С детства я привыкла добиваться целей, сначала маленьких, потом больших. Окончить музыкальную школу, потом среднюю, потом получить профессию. Еще в том возрасте я очень четко усвоила: мне никто ничего не должен, мне все надо самой. Не знаешь, как поступить – поступай по закону и по совести, потому что мы сами ответственны за то, что делаем. А нормы морали всегда помогали в общении с людьми – вежливость, корректность, терпение, благодарность. Это всегда в цене!

Быть лидером школьного профсоюзного движения может не каждый. Как давно Вы этим занимаетесь и почему?

Наверное, по наследству мне досталась активная жизненная позиция. Все свои школьные годы и уже учительские десятилетия я занималась общественной работой. Мне всегда было интересно собрать, организовать, объяснить, выслушать, сделать самой, увидеть результат. Так и продолжаю до сих пор, являясь членом профсоюзного комитета «Школы Глория». Люблю быть с коллегами не только в школе, но и в театре, и на экскурсиях, дарить подарки на праздники от профсоюза. Нам же редко удается длительное общение, привыкли быстренько, на переменке!

Во время вручения коллегам подарков от школьного профсоюза
Во время вручения коллегам подарков от школьного профсоюза
Вы помните, как пришли работать учителем? Есть разница между «тогда» и «сейчас»?

Первый раз я пошла в школу в качестве учителя, когда была студенткой пятого курса. Очень хотелось казаться взрослой, чтобы ученики думали, что я не первый год работаю, во многом разбираюсь. С уважением вспоминаю родителей класса, где я была классным руководителем. Я была моложе их лет на пятнадцать-двадцать! А они относились ко мне с уважением, задавали вопросы о педагогике, советовались о воспитании своих детей. А у меня и своих-то не было, одна теория. Они в меня поверили! Я помню эти свои мысли до сих пор. Стараюсь тех родителей не подводить в моей уже очень долгой профессиональной деятельности.

На уроке обществознания
На уроке обществознания
Что изменилось в современных детях, а что остается неизменным?

Дети, что те, мои самые первые, что эти, мои нынешние – они всегда дети в хорошем смысле слова. Любознательные, шаловливые, трепетные, стеснительные – разные. Кто-то любит учиться, кого-то заставляют, и они учатся, кто-то ленится, несмотря ни на что. Но все мечтают о хорошей работе, интересной, творческой, чтобы и деньги зарабатывать, и мир увидеть. И друзей найти!

Сложно быть учителем? Вы никогда не хотели все бросить?

Я правильно выбрала профессию. Ни разу не пожалела. Когда тебе интересно самой, то будет интересно рядом с тобой и другим, прежде всего твоим ученикам. Чтобы можно было призывать соблюдать социальные нормы, надо быть примером в этом, не обманывать, уметь легко объяснять сложное, быть терпеливым и терпимым, иметь активную жизненную позицию. Надо быть человеком. Машина не сможет воспитать.

Мария Алексеевна выпустила уже сотни благодарных учеников, которые с теплотой и улыбкой вспоминают ее уроки. Нынешние старшеклассники тоже с большим уважением отзываются о уроках Марии Алексеевны.

Я очень люблю Марию Алексеевну, в первую очередь за то, что она может объяснить сложные темы простым и доходчивым языком. Ей удается удерживать дисциплину без повышения голоса, достаточно просто пошутить! Ее шутки всегда очень точны и уместны, и она всегда на одной волне с нами.
Мария Алексеевна ведет у нас два предмета: историю и обществознание. Но я люблю больше обществознание, оно мне понятнее, и оценка у меня лучше. Это все заслуга Марии Алексеевны.
На мой взгляд, Мария Алексеевна очень справедливый и рассудительный педагог. Даже когда она бывает строга на уроках, все проходит в комфортном формате. Мария Алексеевна приводит очень много примеров из жизни, чаще всего своей. Нам всегда очень интересно ее слушать, особенно о советском прошлом.

Фото: Мария Башкова