По мнению и личному опыту Марии Алексеевны Токарчук, учителя истории и обществознания, из этих трех составляющих складывается успех. О том, что привело ее в педагогику, как она все успевает и почему никогда не хотела поменять профессию Мария Алексеевна поделилась в интервью.
Мария Алексеевна, Вы − дочь военного. Расскажите о своем детстве.
Детство мое прошло в глухом лесу в Архангельской области, потому что мой папа служил Родине. Там среди снегов и трескучих морозов зимой до минус сорока градусов я ходила в детский сад и окончила начальную школу. Несмотря на холода, мы с друзьями катались на санках, на коньках, играли в снежки. еще я ходила в музыкальную школу. И именно это приучило меня чувствовать время, уметь правильно его распределять, сделало меня очень дисциплинированной: надо было все успеть!
На все лето я уезжала в Подмосковье к бабушке. Дома всегда был порядок, все лежало на своих местах, а вокруг все утопало в зелени и красоте. Наверное, поэтому я с детства люблю свою дачу, на которой с удовольствием провожу до сих пор весь дачный сезон.
Когда Вы решили стать учителем? Почему выбрали историю и обществознание?
С шестого класса, выполняя домашние задания, я играла в школу. У меня был журнал с предметами и списками учеников, я сначала задавала им задания как учитель, а потом за всех этих учеников сама себе отвечала. Ну и, конечно, после ответов очень строго выставляла отметки всем своим ученикам (улыбается).
А еще мне до восьмого класса (средняя школа тогда была 10 классов) очень нравилось, как с нами работала учитель географии. Я слушала и запоминала не только учебный материал, но и ее речь, манеру общения. А с девятого класса я поняла, что мне больше нравится не география, а история.
Тут была другая учительница. И она победила (улыбается). Не внешними атрибутами, а содержанием уроков, формами работы с нами, погруженностью в предмет. Мой учитель истории вызывала восхищение желанием и необходимостью сделать все для того, чтобы мы не только знали, но и понимали то, что учим, а потом, как в моем случае, могли научить других.
Каким жизненным принципам из детства Вы верны до сих пор? Как это помогает Вам в жизни и работе?
С детства я привыкла добиваться целей, сначала маленьких, потом больших. Окончить музыкальную школу, потом среднюю, потом получить профессию. Еще в том возрасте я очень четко усвоила: мне никто ничего не должен, мне все надо самой. Не знаешь, как поступить – поступай по закону и по совести, потому что мы сами ответственны за то, что делаем. А нормы морали всегда помогали в общении с людьми – вежливость, корректность, терпение, благодарность. Это всегда в цене!
Быть лидером школьного профсоюзного движения может не каждый. Как давно Вы этим занимаетесь и почему?
Наверное, по наследству мне досталась активная жизненная позиция. Все свои школьные годы и уже учительские десятилетия я занималась общественной работой. Мне всегда было интересно собрать, организовать, объяснить, выслушать, сделать самой, увидеть результат. Так и продолжаю до сих пор, являясь членом профсоюзного комитета «Школы Глория». Люблю быть с коллегами не только в школе, но и в театре, и на экскурсиях, дарить подарки на праздники от профсоюза. Нам же редко удается длительное общение, привыкли быстренько, на переменке!
Вы помните, как пришли работать учителем? Есть разница между «тогда» и «сейчас»?
Первый раз я пошла в школу в качестве учителя, когда была студенткой пятого курса. Очень хотелось казаться взрослой, чтобы ученики думали, что я не первый год работаю, во многом разбираюсь. С уважением вспоминаю родителей класса, где я была классным руководителем. Я была моложе их лет на пятнадцать-двадцать! А они относились ко мне с уважением, задавали вопросы о педагогике, советовались о воспитании своих детей. А у меня и своих-то не было, одна теория. Они в меня поверили! Я помню эти свои мысли до сих пор. Стараюсь тех родителей не подводить в моей уже очень долгой профессиональной деятельности.
Что изменилось в современных детях, а что остается неизменным?
Дети, что те, мои самые первые, что эти, мои нынешние – они всегда дети в хорошем смысле слова. Любознательные, шаловливые, трепетные, стеснительные – разные. Кто-то любит учиться, кого-то заставляют, и они учатся, кто-то ленится, несмотря ни на что. Но все мечтают о хорошей работе, интересной, творческой, чтобы и деньги зарабатывать, и мир увидеть. И друзей найти!
Сложно быть учителем? Вы никогда не хотели все бросить?
Я правильно выбрала профессию. Ни разу не пожалела. Когда тебе интересно самой, то будет интересно рядом с тобой и другим, прежде всего твоим ученикам. Чтобы можно было призывать соблюдать социальные нормы, надо быть примером в этом, не обманывать, уметь легко объяснять сложное, быть терпеливым и терпимым, иметь активную жизненную позицию. Надо быть человеком. Машина не сможет воспитать.
Мария Алексеевна выпустила уже сотни благодарных учеников, которые с теплотой и улыбкой вспоминают ее уроки. Нынешние старшеклассники тоже с большим уважением отзываются о уроках Марии Алексеевны.
Я очень люблю Марию Алексеевну, в первую очередь за то, что она может объяснить сложные темы простым и доходчивым языком. Ей удается удерживать дисциплину без повышения голоса, достаточно просто пошутить! Ее шутки всегда очень точны и уместны, и она всегда на одной волне с нами.
Мария Алексеевна ведет у нас два предмета: историю и обществознание. Но я люблю больше обществознание, оно мне понятнее, и оценка у меня лучше. Это все заслуга Марии Алексеевны.
На мой взгляд, Мария Алексеевна очень справедливый и рассудительный педагог. Даже когда она бывает строга на уроках, все проходит в комфортном формате. Мария Алексеевна приводит очень много примеров из жизни, чаще всего своей. Нам всегда очень интересно ее слушать, особенно о советском прошлом.
Фото: Мария Башкова