23 января 1944 года Постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) принята модификация «тридцатьчетверки» – Т-34-85.
«Тридцатьчетверка» вошла в историю танкостроения под названием «лучший танк Второй мировой войны»: конструктивные решения по Т-34 стали классикой мирового танкостроения.
С началом Великой Отечественной войны всего за два месяца производство Уралвагонзавода было перестроено на выпуск военной продукции. Завод стал головным предприятием Наркомата танковой промышленности СССР по выпуску средних танков Т-34. На предприятии было создано высокотехнологичное производство боевых машин. Многие технологии внедрялись впервые в мировой практике: конвейерное производство танков, автоматическая сварка брони под слоем флюса, новые методы мехобработки деталей и многое другое. Это результат огромной работы талантливых инженеров, конструкторов и рабочих высочайшей квалификации, посвятивших свою жизнь созданию броневого щита Родины, внесших большой вклад в создание и совершенствование новых образцов бронетанковой техники.
О том, как в 1941 году конструкторское бюро по танкостроению харьковского завода было эвакуировано на Урал, собрана первая боевая единица 18 декабря 1941 года из узлов и деталей, привезенных в эвакуацию предприятиями, читатели узнали ранее из заводской газеты. Над усовершенствованием конструкции танка Т-34 инженеры работали с удвоенной энергией в течение всего периода войны.
Повысить огневую мощь
Появление у противника новых танков PzKpfw VI «Тигр» и PzKpfw V «Пантера» летом 1943 года требовало улучшить конструкцию среднего танка Т-34-76. Перед коллективом конструкторов Уральского танкового завода № 183 была поставлена задача – в кратчайшие сроки существенно повысить огневую мощь Т-34. Для скорейшего решения задачи по перевооружению «тридцатьчетверки» новой пушкой в октябре 1943 года нарком танковой промышленности Вячеслав Малышев распорядился откомандировать в опытное конструкторское бюро по артиллерийским пушкам В.Г. Грабина конструктора завода № 183 Набутовского. Уже к концу того же 1943 года это сотрудничество принесло свои плоды – были разработаны и выпущены комплекты проектной документации по более мощной пушке и новой литой башне.
Созданием новой модификации Т-34-85 работы по совершенствованию легендарной «тридцатьчетверки» не завершились. Так, в 1944 году с целью увеличения огневой мощи среднего танка была разработана очередная огнеметная версия – ОТ-34-85, эта боевая машина также успешно применялась на различных фронтах Великой Отечественной войны.
Лучший легкий танк
В соответствии с постановлением ГКО от 23 января 1944 года на вооружение РККА была принята модификация танка Т-34-85, с марта она уже стала сходить с конвейера Уральского танкового завода № 183. Появившись в войсках, танки Т-34-85 придали больше уверенности нашим танкистам в боях с немецкой техникой. По своим боевым и технологическим характеристикам Т-34-85 стал лучшим средним танком Второй мировой войны. Его орудие превосходило 75-мм танковые пушки немцев и союзников в уничтожении основного противника в виде вражеской пехоты и артиллерии. Бронепробиваемость 85-миллиметровки обеспечивала поражение всех массовых танков и САУ Германии на реальных дистанциях боя. Системы наблюдения за полем боя и командной управляемости «тридцатьчетверки» позволяли своевременно обнаруживать и поражать живую силу и технику врага.
Броня «тридцатьчетверки» в конце войны уже не могла полностью отражать бронебойные снаряды орудий, танковых пушек Германии. Однако дифференцированная защита в сочетании с удачной формой броневых деталей и небольшой высотой машины превратили танк Т-34-85 в трудноуязвимую мишень на поле боя.
Управление «тридцатьчетверкой» было нелегким делом и требовало от механиков-водителей больших усилий и выносливости. Вместе с тем трансмиссия, подвеска и ходовая часть танков Т-34-85 позволяли им уверенно соперничать в подвижности с боевыми машинами противника на поле боя и совершать непревзойденные по дальности марши по любым дорогам и в любых условиях.
Мирная жизнь
Напряженная и кропотливая работа всего коллектива конструкторского бюро и опытного производства не прошла незамеченной. За выдающиеся заслуги в деле создания конструкции танка Т-34, за дальнейшее усовершенствование и улучшение его боевых качеств 5 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР танковое конструкторское бюро Уральского танкового завода № 183 было награждено орденом Ленина. Ведущие конструкторы во главе с Александром Морозовым были удостоены Сталинской премии.
На танках Т-34-85 Советская армия завершила войну с Германией, но если бы она затянулась, конструкторы завода № 183 на лето 1945 года уже разработали вариант «тридцатьчетверки» – танк Т-34-100 с более мощным орудием.
Всего танков Т-34-85 до 1 июня 1945 года было построено заводами «Красное Сормово», УТЗ № 183 и № 174 (завод в Омске) – 16 742 боевые единицы с 85-мм орудиями, включая некоторое количество огнеметных. Всеми заводами Наркомата танковой промышленности за годы Великой Отечественной войны танков Т-34 выпущено 52 149 единиц.
После 1 июня 1945 года танков Т-34-85 было построено 9846 машин, включая командирские и огнеметные варианты. Полномасштабное производство «тридцатьчетверок» прекратилось осенью 1945-го, сразу после завершения войны с Японией. Далее несколько месяцев дорабатывались заделы узлов и деталей. После чего в первой половине 1946 года конвейеры заводов № 183, № 112 и № 174 остановились в ожидании машин нового поколения.
Танки Т-34-85 находились на действительной службе вплоть до начала 1970-х годов, пройдя несколько этапов модернизации. Затем часть из них на два десятилетия осела на базах хранения на случай большой войны. Другая же часть была переделана в тягачи, краны и другую инженерную технику военного и гражданского назначения.
После Великой Отечественной войны танки Т-34-85 в своем подлинном, модернизированном или перестроенном виде принимали участие во всех крупных конфликтах второй половины ХХ века. В Европе они последний раз были задействованы в ходе гражданской войны на территории бывшей Югославии. В некоторых странах третьего мира «тридцатьчетверки» воюют и сегодня.
Текст: по материалам Выставочного комплекса Уралвагонзавода
Фото: из архива музея истории УВЗ