"Жизнь такая штука, бейби,
Очень злая штука, бейби.
Жизнь имеет свои законы,
их нарушать тебе не стоит:)"
Начал я финальный рассказ о Джоне Ф.Холланде со слов с этой дурашливой песенки не просто так, ибо по законам жанра все произошло так, как и должно было произойти.
В жизни всегда так бывает: когда нужно скрипя зубами сделать огромную трудную работу, практически все, кто находился рядом, резко теряются при переходе от слов к делу. Потом, когда большая часть работы уже сделана, за добычей слетаются те, кто наблюдал за процессом со стороны, и в порыве жадности, начинают клевать того, кто... (Ну, да ладно, лирика все это).
Итак, Джон Ф.Холланд, ввязался в тендер по проектированию и строительству подводной лодки, проводимый правительством, стоимостью всего 200 тыс. долларов. Естественно, этой мизерной суммы было недостаточно (даже после переработки и удешевления проекта «Plunger»). Для того, чтобы построить «Ныряльщика», изобретатель был вынужден обратится за «помощью» к «друзьям». (Друзей в бизнесе не бывает, а, уж тем паче, среди юристов). В общем-то, действия Холланда, тоже представляют собой цепочку ошибочных поступков, люди, одержимые страстью, редко бывают практичны и разумны.
Но, так или иначе, в этой пьесе появляются еще два персонажа.
Элиу Фрост (Elihu B. Frost, в нашей литературе, его иногда именуют Элиху), личность достаточно интересная. Как пишет «Вики»: «Фрост родился в Пикскилле, штат Нью-Йорк., Фрост был сыном юриста и Мэри-Антуанетты Оппи (Хаит) Фрост» (Забавная фраза, как там у незабвенного Владимира Вольфовича: «Моя мама русская, а папа юрист»). Но Фрост-сын, тоже стал юристом в известной юридической фирме (существующей и поныне) Lord Day & Lord. Он обслуживал интересы компании Ч.Морриса, где работал изобретатель, там он и познакомился с Д.Холландом. И вряд ли о нем стали бы помнить, если бы он не вложил 200 тысяч долларов в проект Холланда. Он становится казначеем компании «Holland Torpedo Boat Company». Как мы уже писали, паровой «Ныряльщик II» оказался не совсем удачным, и представлял собой скорее подводную баню, чем подводную лодку (из-за котлов внутреннее пространство лодки начинало напоминать по температуре и влажности русскую баню), но тут в дело вмешался еще один человек.
Поставками аккумуляторных батарей для строившейся подводной лодки занималась компания Electric Storage Battery (предок нынешней Exide Technologies), ей руководил некто Айзек Райс.
«Вики» о нем пишет: «Исаак Райс (Isaac Leopold Rice; род. 22 феввраля 1850 года, Вахенхайм, Бад-Дюркхайм) — американский предприниматель, инвестор, музыковед, писатель и шахматный меценат (автор шахматного дебюта Райс) еврейского происхождения. В 1856 году вместе с матерью эмигрировал в США. Учился в Центральной школе в Филадельфии и в девятнадцать лет был отправлен в Париж, где в течение трех лет изучал музыку. Во Франции писал статьи и рассказы, отсылая их в филадельфийские газеты. В 1868 году он переехал в Англию, где стал преподавателем музыки и языков. Вернувшись в Америку, жил в Филадельфии, позже переехал в Нью-Йорк; здесь практиковал в музыке, после чего учился на адвоката в юридическом колледже Колумбийского университета. По его окончании, с 1880 года, Райс занимался юридической практикой в течение последующих десяти лет.»
Благодаря своей юридической практике, он стал бизнесменом. Сначала он занимался юридической практикой в фирме, занимавшейся строительством железных дорог, потом резко сменил амплуа. Он стал издателем музыкального журнала. Потом снова поменял направление деятельности.
В 1892 году компания изобретателя Уильяма Грискома Electro-Dynamic Company, оказывается в сложном положении и терпит банкротство. Компанию покупает Айзек Райс, и становится партнером Грискома по бизнесу. В 1895 году Гриском гибнет на охоте, и Райс становится полноправным владельцем компании. Именно этой компании в 1897 году Холланд заказывает электромоторы для своего «Ныряльщика». Но это еще только часть истории. В 1897 году он (точно таким же образом) стал первым президентом компании Electric Storage Battery, уладив ее финансовые проблемы. Эта компания становится поставщиком аккумуляторных батарей для подводных лодок Холланда.
Уже в процессе строительства «Ныряльщика», Холланд начал понимать, что паровая машина для подводной лодки не совсем подходит. В 1899 г. Фрост предложил федеральным чиновникам вернуть уже полученные деньги (94,5 тысячи долларов) и вместо этой субмарины построить другую лодку за счет фирмы. Его предложение было основано на предложении А.Райса, который предложил иное техническое решение: он предложил поставить на подводную лодку немецкий двигатель внутреннего сгорания.
Одновременно Э.Фрост договорился с представителями ВМС США, что фирма «Holland Torpedo Boat» за свой счет установит на лодке «Холланд-6» дизельные моторы вместо паровых машин и доработает конструкцию, чтобы все-таки добиться соответствия ее тактико-технических характеристик условиям ранее заключенного контракта. В случае успеха, флот обязался купить субмарину. Для производства соответствующих работ лодка своим ходом отправилась в Ричмонд (штат Вирджиния), на верфь «Triggs Iron Works». Но, переделывать всегда сложнее и дольше, потому, по предложению А.Райса был арендован участок берега, где был сооружен стапель, и было начато строительство новой подводной лодки. Так родился «Ныряльщик-III», ну, или по другому «Холланд-8». Почему «8», а не «7»? Потому, что был еще один, нереализованный, но, разработанный проект с керосиновым двигателем и «метательными минами Эриксона». Метательная мина — боеприпас, в последней четверти XIX века считавшийся альтернативой первым торпедам (главным образом в силу много меньшей стоимости метательной мины — а также её бо́льших надежности и простоты производства и эксплуатации). 10-дюймовый (254-миллиметровый) морской миномёт (точнее — метательный минный аппарат) метал мину, снаряженную приблизительно 25 килограммами динамита или пироксилина на дальность около 40 метров (при этом мина двигалась по инерции в воде). Но, как уже говорилось, проект остался на бумаге.
Новую лодку начали строить по совсем другому проекту.
Длина стального корпуса «Холланда-8» составляла 53 фута 9 дюймов (16,4 м), наибольшая ширина 10 футов 3 дюйма (3,12 м), высота 10 футов 7 дюймов (3,23 м). Надводное водоизмещение было 63 тонны, подводное 74,3 тонны. В поперечном сечении корпус являлся круглым. Но в верхней части прочного корпуса имелась стальная палуба-надстройка длиной 37 футов (11,3 м) и шириной в средней части 3 фута 7 дюймов (1,09 м). На палубе были установлены кнехты для швартовки. Над палубой возвышалась рулевая башенка из бронзы, с входным люком диаметром 18 дюймов (45,7 см). Впереди и позади башенки были установлены две стальные мачты высотой 9,5 футов (2,89 м). Они предназначались для того, чтобы можно было следить за движением лодки при погружении ее на небольшую глубину. Мачты, смонтированные на шарнирах, размещались в 30 футах (9,1 м) друг от друга. Шарниры позволяли укладывать их на палубу. В надводном положении лодка шла на двухцилиндровом четырехтактном газолиновом (керосиновом) моторе системы Отто-Дойца мощностью 45 л.с. Дальность плавания на поверхности теоретически составляла 1100 миль на 6 узлах, но практически, она была в три раза меньше за счет повышенного (по сравнению с паспортным) расхода топлива. В подводном положении она использовала электромотор мощностью 50 л.с., работавший от аккумуляторной батареи. Моторы вращали чугунный гребной винт диаметром 4 фута 5 дюймов (1,4 м). Под водой лодка могла пройти на аккумуляторах до 40 миль на 5 узлах. Рабочая глубина погружения достигала 23 метров. Лодка имела торпедный аппарат диаметром 18 дюймов (457 мм) с тремя торпедами Уайтхеда, а также кормовой пневматической пушкой Залинского для динамитных снарядов (боекомплект 7 снарядов по 222 фунта (100,7 кг) каждый). Экипаж состоял из 7-и человек. Запас воздуха позволял экипажу провести под водой 12 часов.
Лодку строила фирма Льюиса Никсона «Crescent Shipyard» в городе Элизабетпорт (Elisabeth Port), штат Нью-Джерси. 20 апреля 1898 г. она была представлена специальной комиссии для официальных испытаний. Лодка произвела на специалистов в целом хорошее впечатление, но военные хотели большего. Они хотели, чтобы лодка сама дошла в район боевых действий в район Маниллы, их не устраивала ее автономность (придирок было много). Война с Испанией началась, но лодку никто не спешил покупать. В ноябре начались новые испытания. И опять военные были недовольны, они хотели, чтобы субмарина обладала такими тактико-техническими характеристиками, которые на тот момент, с тем уровнем техники, были недостижимы. В принципе, если сравнивать с условиями тендера, тот лодка почти отвечала поставленному техническому заданию, но платить никто не хотел. Были планы продать лодку в Европу, и начались переговоры, но…
В результате «таки-правильно составленных документов» «Holland torpedo-boat company» стала собственностью… Electro-Dynamic Company (т.е. Айзека Райса). 1 апреля 1899 года, Холланд из совладельца превратился в наемного служащего компании.
Наконец, 11 апреля 1900 г., после двух лет испытаний и различных доработок. Морской департамент США купил подводную лодку «Холланд-8» у фирмы «Holland Torpedo Boat» за 150 тысяч долларов. Таким образом, чистый убыток этого предприятия составил около 200 тыс. долларов. (историю лодки я не привожу, она общеизвестна: в 1932 году она была пущена в утиль). На самом деле, сумма больше. Почему? Ну, хотя бы потому, что был еще «Ныряльщик II» («Холланд 6»). Его переделали под керосиновый мотор, полюбовались на него, а, потом в 1902 году пустили в утиль. Но, это была работа «на перспективу».
Фирма продолжала работать. В течение лета и осени 1899 г. Холланд спроектировал новую субмарину (получается уже «Холланд-9»). Фирма «Holland Torpedo Boat» построила ее на средства Фроста и Раиса. Этот проект явился развитием подводной лодки «Holland-8». Полное подводное водоизмещение составило 120 тонн, длина была 63 фута 4 фута (19,3 м), диаметр 11 футов 9 дюймов (3,58 м), высота от киля до палубы надстройки 12 футов (3,65 м). Скорость надводного хода достигала 8,5 узлов, подводного — 6 узлов. Дальность плавания экономическим ходом была, соответственно, 430 и 40 миль. Рабочая глубина погружения — 100 футов (30,5 м). Новая лодка была построена на «верфи» Райса (каменная набережная длиной 50 метров и пять бараков) в 1901 году. В 1902 году начались испытания подводной лодки, которая получила имя «Фултон».
Рассказ сей, это длинное предисловие к истории о наших подводных лодках. Почему наших, если Джон Филипп Холланд американец? Ну, многие уже знают ответ, но, попробую все равно рассказать, возможно, подсветив пару интересных деталей и переведя заумные фразы на простой "житейский" язык. Бизнес, он, в принципе, не меняется... (но об этом в следующей статье)
PS Что касается судьбы самого Холланда, то... Цитирую одну из работ по данной теме:
"С середины лета 1900 г. Фрост и Райс начали открыто выступать против человека, которому были обязаны своим процветанием. Теперь они устно и письменно заявляли о том, что Холланд — всего лишь школьный учитель пения, изобретатель-самоучка, проекты которого мало на что годились до тех пор, пока за их доработку не взялись нанятые ими профессиональные инженеры-судостроители.
Когда через несколько лет кто-то обратился к Холланду за консультацией в области подводного судостроения, он заявил: «Так вы считаете меня авторитетом по подводным лодкам? Отправляйтесь в Вашингтон, и вы найдете там множество людей, которые скажут вам, что я ничего не смыслю в этом предмете, абсолютно ничего»! И сейчас, во многих источниках автором проекта первой американской лодки SS-1 указывают другого человека. Ну, например:
"Разработана конструктором морских судов Льюисом Никсоном (англ. Lewis Nixon)". Правда, называлась эта лодка (почему-то) USS Holland (SS-1). Самое интересное, что Фрост, пользуясь зависимым положением изобретателя, регистрировал патенты Холланда, как собственность фирмы почти все патенты, выданные Холланду. Нет, я отлично понимаю, что "кто девушку поит, тот ее и танцует", и в принципе, все новаторские разработки Холланда были убыточны (инновации, в принципе, штука ... не сильно прибыльные). Но рынок есть рынок. Есть брэнд "Холланд", и его выгодно использовать, но...
С июня 1900 г. Холланд больше не являлся главным инженером компании, носившей его имя. Ему также ограничили доступ к субмаринам, строившимся по его проектам.
1 апреля 1904 г. истекал срок 5-летнего контракта, заключенного Джоном Холландом с Элиху Фростом. Поскольку должность главного конструктора компании «Holland Torpedo Boat» еще в 1902 г. занял молодой инженер Лоренс Спир (Lawrence York Spear; 1870–1950), постольку Холланду не осталось ничего иного, кроме как уйти в отставку, что он и сделал 28 марта 1904 г.
Холланд намеревался самостоятельно проектировать субмарины и продавать свои проекты всем желающим.
На те средства, что он выручил от продажи принадлежавших ему акций «Holland Torpedo Boat», a также на деньги, предложенные несколькими инвесторами, он разработал несколько вариантов проекта новой лодки, предназначенной для обороны рейдов и портов.
А, вот здесь начинается новая интересная история.
После того, как Морской департамент США отверг его предложение, Холланд продал чертежи японскому графу Мацукато, возглавлявшему государственный судостроительный завод в Кобэ, составив конкуренцию своим бывшим компаньонам.
По его проектам японцы построили в 1905-06 г. две субмарины (№ 6 и № 7) водоизмещением 57/63 и 78/95 тонн (к этой теме мы еще вернемся).
Убедившись в том, что Холланд может оказаться серьезным конкурентом, Фрост и Райс подали судебный иск, содержавший требование запретить ему продажу проектов и строительство подводных лодок. При этом Райс утверждал, что якобы его фирма «Electro-Dynamic Company» согласилась в свое время оказать финансовую поддержку изобретателю на том условии, что он никогда не станет использовать свои таланты для конкуренции с ней.
Однако никаких документов, подтверждающих данное заявление, Райс не предъявил. Тем не менее, Холланду не удалось развернуть собственный бизнес. Одних его потенциальных инвесторов отпугнули нападки Фроста и Райса; других — биржевой крах 1907 года. Впрочем, кризис 1907 года потрепал и конкурентов Холланда. 12 августа 1914 г. Джон Филипп Холланд, уже забытый американской общественностью, скончался от пневмонии на 74-м году жизни.