Найти тему
Тверские ведомости

Аферисты включили фантазию. Какие легенды используют мошенники

Оглавление
Фото: Андрей Зубов
Фото: Андрей Зубов

Старые уловки аферистов всем надоели. Звонки от лжебанкиров у большинства населения вызывают и смех, и гнев. В общественном сознании более-менее устоялась мысль: ни один банк не будет решать финансовые вопросы по телефону.

Все чаще люди вовремя распознают злой умысел и кладут трубку. Как, например, сделала жительница Ржева. Неизвестный пытался похитить у нее почти миллион. Он привычно представился сотрудником службы безопасности банка и сообщил, что кто-то пытается украсть деньги с ее счетов и оформить на нее кредит, а потому срочно надо сообщить ему «пароли, явки, адреса». Дама сперва чуть было не запаниковала, а потом вспомнила памятку о профилактике дистанционного мошенничества, которую видела в СМИ. Согласилась с собеседником, что он говорит чистую правду, – на ее счет, действительно, покушаются прямо сейчас, положила трубку и позвонила в полицию.

«Операторы»  опасной связи

А значит, аферисты меняют легенды. Все чаще они представляются операторами связи. Только за одни сутки 10 января полицейские зафиксировали десять таких случаев.

– Злоумышленники говорят, что у абонента якобы истекает срок действия договора на пользование сим-картой, а для продления требуется сообщить личные данные, коды из СМС. И таким образом получают доступ к аккаунту в Госуслугах. С начала года уже возбуждены несколько уголовных дел по части 1 статьи 272 УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации». Стоит напомнить гражданам: не поддавайтесь на провокации. Если сотовому оператору понадобится уточнить паспортные данные или перезаключить договор, он пригласит вас в офис. Помните: ни одна официальная организация не заключает договоры по телефону, – рассказывает начальник отдела УУР УМВД России по Тверской области подполковник Александр Зубков.

Старые уловки аферистов всем надоели. Звонки от лжебанкиров у большинства населения вызывают и смех, и гнев. В общественном сознании более-менее устоялась мысль: ни один банк не будет решать финансовые вопросы по телефону.

Все чаще люди вовремя распознают злой умысел и кладут трубку. Как, например, сделала жительница Ржева. Неизвестный пытался похитить у нее почти миллион. Он привычно представился сотрудником службы безопасности банка и сообщил, что кто-то пытается украсть деньги с ее счетов и оформить на нее кредит, а потому срочно надо сообщить ему «пароли, явки, адреса». Дама сперва чуть было не запаниковала, а потом вспомнила памятку о профилактике дистанционного мошенничества, которую видела в СМИ. Согласилась с собеседником, что он говорит чистую правду, – на ее счет, действительно, покушаются прямо сейчас, положила трубку и позвонила в полицию.

Фото: Андрей Зубов
Фото: Андрей Зубов

Это не бухгалтерия!

Он отмечает: это не единственная сравнительно новая преступная легенда. В полицию также обращались сотрудники крупных заводов и учреждений, которым прислали сообщения, как они думали, с работы. Ведь сегодня практически все солидные предприятия и организации имеют сайты, где указаны имена руководителей подразделений и ведущих специалистов. А значит, злоумышленнику не составляет труда представиться «Еленой Степановной из бухгалтерии» или «начальником цеха Петром Иванычем». Ну а дальше по привычной схеме. Под любым предлогом требуют «уточнить» данные зарплатных карт. Либо говорят, мол, у нас тут проверка, сейчас тебе будет звонить следователь, ты уж ответь на его вопросы, не бойся, он «настоящий».

Как действовать в таком случае? Для начала помнить, что бухгалтерия и так знает все данные, необходимые для зачисления вам зарплаты. А если с вами понадобится встретиться представителю правоохранительных органов, то вас вызовут повесткой, а не поручат ваш «розыск» начальнику цеха.

Фото: Андрей Зубов
Фото: Андрей Зубов

«Компенсация» обошлась дорого

Еще одна схема – «возврат денег за некачественный товар». Она активно использовалась аферистами несколько лет назад. Но сейчас граждане ее подзабыли, и проходимцы достали старую легенду из «запасников». В данном случае в «группе риска» – пожилые люди. Они часто покупают лекарства. Иногда дорогие. Порой остаются не довольны результатом. И если пенсионеру позвонит плут и скажет, мол, помните, вы приобрели дорогой препарат, который вам не помог, очень вероятно, что человек действительно что-то такое «вспомнит».

Именно так обманули 68-летнего жителя Твери. Жулик сообщил, будто ему полагается компенсация в размере 800 тысяч рублей за медикаменты ненадлежащего качества, приобретенные несколько лет назад. Но для получения компенсации надо сначала оплатить налог… В итоге пенсионер перевел на неизвестный счет около ста тысяч рублей. Потом не раз звонил, чтобы узнать сроки зачисления «компенсации», но абонент оказался недоступен. Тогда тверитянин понял, что стал жертвой мошенников, и обратился в полицию.

– Компенсации за якобы некачественные косметику, БАДы, медицинские препараты и приборы, услуги экстрасенсов или ущерб от деятельности финансовой пирамиды – это стандартные уловки мошенников. Помните, ни при каких условиях нельзя выполнять операции со своими банковскими счетами под диктовку незнакомцев. А налоги оплачивают по официальным извещениям с конкретными реквизитами, а не переводом на карту неизвестного лица, – говорит Александр Зубков.
Фото: Кристина Белякова
Фото: Кристина Белякова

Не болтай!

В криминальных сводках по другим регионам встречались сообщения, как мошенники используют в своих целях нейросеть. С ее помощью они генерируют голос друга или родственника намеченных жертв и звонят якобы от его имени, просят «в долг». Как говорят тверские полицейские, в нашем регионе подобных случаев пока не регистрировалось. Тем не менее, стоит предупредить читателей: поосторожнее с голосовыми сообщениями, особенно если вы хотите передать что-то личное и важное, обсудить вопросы финансов и сделок. Не все мессенджеры одинаково надежны, и если ваш голос попал в сеть, кто-то может использовать все, что вы сказали, против вас и ваших близких.

«Бегунки» не убежали

Всего же за минувший год в Тверской области было зарегистрировано 3703 случая дистанционных мошенничеств. Это почти на 28 процентов больше, чем в 2022-м. Раскрыто немало резонансных дел. Так, завершено расследование уголовного дела в отношении 36-летнего мужчины. Как установили правоохранительные органы, он выполнял роль «бегунка» – курьера. Его подельники запугивали жертву по телефону стандартной легендой «ваш близкий попал в беду». А сам он приезжал за деньгами и перенаправлял их дальше, оставив себе процент. Доказано 13 эпизодов. В общей сложности преступная группа, в состав которой входил этот курьер, нанесла тверитянам ущерб на три с лишним миллиона. Дело направлено в суд.

Ждет суда и 20-летний житель Нижнего Новгорода. Доказано 4 эпизода его участия в мошеннической схеме, ущерб тверитянам составил 670 тысяч рублей, которые, кстати, задержанный возместил обманутым людям.

А еще два молодых человека не ленились поехать даже в самые отдаленные деревни Тверской области, чтобы забрать у старика последние сбережения под предлогом «освобождения внука от уголовной ответственности». «Трудились» упорно: иногда дорога в один конец занимала больше трех часов. На их счету – семь фактов мошенничества. Это дело тоже скоро будет передано в суд.

Полицейские отмечают: порой курьеры говорят, что не собирались становиться частью преступного мира. Думали: они окажут услугу аферистам только раз, очень деньги были нужны. Но в том-то и дело, что, если человек входит в организованную преступную группу, прекратить это «сотрудничество» в любой момент и выйти без потерь вряд ли удастся. А когда на след этой группы выйдут правоохранительные органы – курьера, скорее всего, поймают первым. Так что «легкий заработок» с большой вероятностью приведет к сроку. Поэтому правоохранители обращаются в первую очередь к молодым людям, к тем, кто находится в поиске работы. Если вам предлагают «съездить и кое-что забрать», представившись чужим именем, – не обольщайтесь. Такой способ заработка ваши проблемы не решит. Только добавит новых, более серьезных.

Кстати, сотрудники правоохранительных органов замечают: в новогодние каникулы активность дистанционных мошенников несколько снизилась. Причина проста. Люди в эти дни много времени проводят со своими близкими, и потому их сложно обмануть. Ведь запросто может оказаться, что внук, который якобы «попал в ДТП», прямо сейчас в гостях у бабушки, а друг, которому «надо срочно в долг», только что звонил сам и никаких денег не просил. Да просто рядом найдется бдительный человек, который скажет: «А кто это звонит? Он явно врет, положи трубку».

А значит, лучший способ защиты от мошенников остается прежним. Будьте внимательны друг к другу и чаще общайтесь с близкими.