В этой статье мы разберем возможные признаки и причины троения. А чтобы узнать как провести диагностику и ремонт читайте нашу следующую статью "Что делать если двигатель троит: диагностика и ремонт".
Двигатель внутреннего сгорания - это сложный механизм, который нуждается в своевременном ТО. Иначе со временем будут появляться сбои в работе из-за неисправности. Автовладельцы, чаще всего, замечают, что плохо заводится двигатель, его мощность падает, расход топлива увеличивается, появляются посторонние шумы и вибрация. Всё это признаки неполадок в ДВС.
Если начинает троить двигатель - жди неприятностей. Причем произойти это может на любом авто вне зависимости от вида топлива, на котором работает двигатель, при большом и маленьком пробеге. А как понять, что троит двигатель, почему это происходит и как исправить расскажем далее.
Признаки троения двигателя
Если заметили, что двигатель начинает троить, не стоит халатно относиться к данной неполадке. Если не произвести своевременный ремонт, то в скором времени ДВС выйдет из строя.
Нужно понимать почему троит двигатель машины. Происходит это при неправильной работе одного или нескольких цилиндров. То есть не происходит воспламенение топливно-воздушной смеси в камере сгорания, либо оно воспламеняется позже положенного, а топливо в результате сгорает не полностью.
Как понять, что троит двигатель:
- Когда машина работает на холостых оборотах, можно заметить потряхивания и подергивания, которые возникают периодически. Порой вибрация бывает настолько сильная, что водитель и пассажиры могут ощущать её в салоне авто, на руле, селекторе коробки передач. В этом случае проблема гораздо серьезнее, так как, вероятно, что отказал один или несколько цилиндров.
- Мощность ДВС ощутимо снизилась, чувствуются провалы при нажатии педали газа. Машина разгоняется рывками и потребляет больше топлива. На приборной панели может загореться знак “CHECK”, который говорит о проблемах в работе мотора. Конечно, эти признаки могут появиться и по другим причинам, но часто наблюдаются в случаях, когда троит двигатель.
- Троит двигатель на холостых оборотах. Причем обороты могут падать и подниматься с небольшой амплитудой (от 850 до 1000), а могут сильно скакать с разбросом от 850 до 1500.
Даже если при осмотре свечей зажигания заметили на электродах копоть, то скорее всего двигатель троит не из-за них. Потому что после замены свечей на новые, спустя какое-то время копоть на электродах образуется снова. Получается, что причина, по которой троит двигатель, так и не была найдена.
Обратите внимание, если моргает чек и троит двигатель, то выхлопная система может работать неритмично, и по кузову автомобиля будет раздаваться вибрация.
Если вы заметили какой-либо из приведенных выше признаков, то следует выяснить причины, по которым троит двигатель. Возможно неисправен сам мотор или топливная система функционирует неправильно. Нельзя халатно относиться к данной проблеме, так как это может привести к необходимостим капитального ремонта или полной замене силового аппарата.
Почему троит двигатель
Если вы заметили, что троит двигатель на газу, дизеле или на бензине, значит возгорание в цилиндрах происходит неправильно, в результате мотор работает неровно и начинает сильно вибрировать. Но вибрация не всегда говорит о том, что движок троит, так как вибрация может быть из-за других причин.
Когда троит двигатель, причины могут быть следующие:
- Неправильно выставлен момент зажигания;
- В топливную смесь подсасывается лишний воздух из вакуумного усилителя тормозов;
- Неисправность свечей зажигания;
- Повреждение высоковольтных проводов;
- Поломка конденсатора;
- Подсасывается воздух из впускного коллектора;
- Прогорели клапаны или поршни;
- Пришли в негодность поршневые кольца;
- Нарушение фаз газораспределения;
- Износ рокеров клапанов;
- Прогорели прокладки ГБЦ;
- Износ маслосъемных колпачков;
- Неправильная регулировка карбюратора;
- Износился подшипник поворотной пластины или вал прерывателя-распределителя;
- Сильное загрязнение или износ воздушного фильтра;
- Разгерметизация системы из-за повреждения мембраны вакуумного регулятора угла опережения зажигания;
- Свечи зажигания не подходят для данного мотора.
То есть двигатель начинает троить из-за нарушения необходимых условий для сгорания топливной смеси в результате механического износа или неисправности ДВС. Состав топливной смеси не соответствует требуемому, искра подается не вовремя или вообще не подается.
Используя эту информацию, возможно исключить часть возможных причин. Прежде всего следует проверить топливную систему. Если троит двигатель инжектор тоже может быть причиной. Нужно провести диагностику систему подачи воздуха на впуске, а затем системы зажигания. Порой двигатель троит из-за выхода из строя датчика ЭСУД.
Далее более подробно разберем каждую причину троения двигателя. Троение всегда проявляется одинаково, но устранить неполадку легче, если владелец авто сможет определить причину неисправности. Все эти причины приводят к тому, что некоторые цилиндры перестают работать. ДВС теряет мощность на высоких оборотах, троит на холостых, во время разгона, после прогрева и даже на холодную двигатель троит.
Причина 1. Неправильно выставлен момент зажигания.
Если вы слышите специфическое похлопывание, а мотор словно подпрыгивает, то, вероятно, что момент зажигания выставлен неверно. Следует обратить внимание на звук работы двигателя на холостых оборотах, потому что при высоких оборотах он будет работать ровно, и заметить пропуски тактов будет сложно. Чаще всего такие симптомы появляются из-за раннего запуска зажигания топливной смеси. Еще можно почувствовать рывки мотора, когда крутится стартер.
Для устранения этой неполадки достаточно отрегулировать систему зажигания.
Причина 2. Подсос воздуха в вакуумном усилителе тормозов
Если на авто установлен вакуумный усилитель тормозов, то подсос воздуха в топливную смесь может происходить из-за износа диафрагмы, клапана или шланга тормозной системы. В итоге воспламенение топливной смеси в цилиндре происходит скудное. Свеча зажигания намокает из-за остатков топлива, искра не образуется, возгорания не происходит.
В такой ситуации двигатель троит на горячую, на холодную и на холостых оборотах.
Чтобы убедиться в том, что причина в подсосе воздуха, нужно выяснить где именно система вакуумного усилителя разгерметизировалась. А сделать это будет непросто.
Причина 3. Неисправность свечей зажигания
Свечи могут быть причиной того, что двигатель троит на холодную, но ,как только он прогреется, троение проходит или становится незаметным.
После обнаружения цилиндра с неисправной свечей следует открутить ее, чтобы изучить. По этой детали можно понять в каком состоянии ДВС. Чтобы избежать серьезных трат на ремонтные работы, нужно своевременно провести замену неисправных свечей.
Обратите внимание на то, какого цвета изолятор центрального электрода. Если он светлый или светло-коричневый, то свеча исправна. Если же изолятор потемнел, то нужно найти причину. Проверьте есть ли на нем масло или копоть. Это признак того, что топливная смесь переобогащена, она заливает свечу или закидывает ее смазкой. В итоге искра не может нормально образовываться.
Почему это происходит:
- Мотор часто работает на холостых оборотах во время прогрева;
- Поврежден обратный клапан системы питания;
- Низкая компрессия в цилиндре;
- Нарушены фазы газораспределения;
- Некорректная работа форсунок;
- Поломка кислородного датчика.
Следующее, на что стоит обратить внимание, - это корпус свечи. На нем не должно быть никаких повреждений, вертикальных полос или точек черного цвета. Поврежденную свечу нужно заменить, так как старая пробивается.
После осмотра свечей на наличие физических повреждений, нужно проверить хорошо ли образуется искра. Для этого нужно расположить свечу на расстоянии 1,5-2 см от массы (например, двигателя), затем прокрутите стартер. Если образовалась ярко-синяя искра, то всё в порядке.
Причина 4. Повреждены высоковольтные провода или конденсатор
Если двигатель троит на холодную, то проблема может быть в бронепроводах. А при прогреве двигателя троение становится меньше. Если же двигатель троит на горячую, то проблема в другом.
Чтобы понять, что причина троения в пробитых бронепроводах или конденсаторе, нужно провести их визуальный осмотр в темноте при заведенном двигателе. Если есть пробитие, то будут видны искры. Решается эта проблема заменой проводом и конденсатора. Еще можно проверить провода с помощью мультиметра. Если провода в порядке, то сопротивление будет не более 20 кОм. Помните, что на сопротивление влияет длина провода, а значит у каждого провода оно будет отличаться.
При осмотре проводов обратите внимание на наконечники. Их цвет должен быть однотонным, без каких-либо вкраплений и серого налета.
Чтобы устранить троение, временно можно изолировать поврежденный провод с помощью изоленты. Но в скором времени его нужно заменить.
Причина 5. Подсос воздуха во впускном коллекторе
Если двигатель троит при нажатии на газ, то значит в топливную смесь попадает излишний воздух. Подсос воздуха происходит во впускном коллекторе. Проявиться это может после проведения ремонтных работ, когда сборка была выполнена с ошибками, или износилась изолирующая прокладка.
Причина 6. Прогорели клапаны или поршни
Для определения этой неисправности нужно измерить компрессию ДВС, а затем его разобрать. Поэтому нужно исключить другие возможные причины, прежде чем приступать к проверке клапанов и поршней. Если прогорели клапаны или поршни, то двигатель троит постоянно - на низах, на высоких оборотах, при запуске и после прогрева.
Причина 7. Сломанные, изношенные или деформированные поршневые кольца
Эта поломка редко является причиной, по которой троит двигатель. И чтобы проверить исправны ли поршневые кольца, придется замерить компрессию в цилиндрах. Затем туда добавляют смазку и проверяют снова. Если компрессия выросла, то причина в кольцах. Это приводит к перегреву мотора, и его скорому выходу из строя.
Причина 8. Неправильно отрегулированные клапаны или сильно изношенные рокеры
Когда клапаны настроены неправильно, они открываются и закрываются несвоевременно и не полностью. В результате в цилиндр не попадает весь объем топливной смеси, а отработавшие газы выводятся не полностью. Двигатель начинает троить.
Кроме того, в цилиндре образуется нагар. От износа рокеров зависит степень открытия клапанов. Если износ сильный, то открытие и закрытие будет неполным.
При данной поломке двигатель троит во время прогрева. Прогретый двигатель не троит, потому что за счет теплового расширения зазоры становятся меньше.
Причина 9. Неисправный трамблер
Изношенный вал, втулки и подшипники трамблера тоже могут быть причиной, по которой троит двигатель. В результате их износа образуется зазор между контактами: возникает пропуск тактов. Мотор троит на холодную, а после прогрева проблема исчезает.
Причина 10. Забитый воздушный фильтр
Забитый фильтр плохо пропускает воздух, топливная смесь становится переобогащенной. Для решения проблемы достаточно поменять воздушный фильтр на новый. В такой ситуации движок троит на холодную и когда нажимается газ при езде, так как тогда мотору нужно больше воздуха.
Специалисты не рекомендуют откладывать ремонт, если двигатель троит. Только так можно избежать неприятных последствий и сохранить мотор в рабочем состоянии.
А как самостоятельно провести диагностику и ремонт, когда троит двигатель, мы расскажем в следующей статье.
Еще больше полезной информации на нашем сайте https://clck.ru/3AQUUn