Лена Лифанова родилась 10 ноября 1993 года в Москве — единственная дочь у своих родителей Олега и Марины. Девочка с самого раннего возраста была активной, общительной и имела много друзей. С детства мечтала стать певицей и за свою недолгую жизнь успела записать песню собственного сочинения. Активистка, отличница, красавица — так отзывались о ней учителя. Обучение в кадетском корпусе Александра Невского давалось Лене легко, а в свободное время она предпочитала гулять с одноклассницами. С ними девочка была очень близка.
Вот и в тот роковой день (15 мая 2010 года) Лена вернулась после уроков домой, приняла душ, оделась и побежала на остановку. Вместе с компанией подружек она собиралась пойти на «Ночь музеев», те должны были встретить девочку на станции метро «Охотный ряд». У Лены с родителями была строгая договоренность: вернуться не позже девяти вечера, а при задержке позвонить домой.
По рабочим причинам телефон Марины в промежутке с пяти до девяти был отключен, а включив его женщина сразу поняла, что случилось нечто ужасное. Большое количество пропущенных вызовов от подружек дочери говорили сами за себя. Оказалось, до станции она так и не доехала. Одноклассница, прождав Лену на лавочке почти час, стала звонить её маме, но ответа не получила. Как выяснилось, девочка написала подруге, когда вышла из дома: «Буду на месте через 30 минут, позвоню», но ни через тридцать минут, ни через несколько часов на связь так и не вышла.
Родители сразу забили тревогу и написали заявление в полицию. Приняли его неохотно. Через несколько часов оперативник, приехавший для опроса, увидел комнату Лены и решил немедленно связаться с коллегами. Он понял, что Лена - девочка домашняя. Она вряд ли исчезла бы по собственному желанию. В кратчайшие сроки к делу была привлечена группа солдат для того, чтобы полностью проследить путь подростка от дома Лифановых до остановки. Там было две дороги: одна по прямой через оживленный квартал и многолюдные улицы, вторая через небольшой лесок вдоль дороги. Лена, по словам матери, иногда таким образом срезала путь, хотя оба родителя были категорически против. Несмотря на то, что территория эта была небольшой, летом из-за деревьев там было довольно жутко, да и в этой рощице частенько выпивали местные гуляки. Когда поиски начались, уже стемнело. Блуждание в сумерках результата не принесло. С рассветом один из солдат сначала обнаружил женскую туфельку-балетку, которая принадлежала девочке, а через пару минут и её саму. Лена была мертва.
Для родителей это стало шоком и настоящей трагедией, которая буквально разбила им сердце. Никто даже не мог предположить, что посреди белого дня юная ученица кадетского корпуса бесследно исчезнет, а позже будет найдена среди мусора. Всеобщий резонанс эта история получила после того, как был задержан подозреваемый. Им оказался гражданин Таджикистана - двадцатипятилетний Тагойбек Якубов.
Дело в том, что за два года до описываемых событий было совершено подобное преступление. В Москве в ночь с 30 сентября на 1 октября была обнаружена ученица десятого класса школы №714 — Анна Бешнова. Трагедия произошла ночью прямо во дворе. При этом, некоторые жители соседних домов наблюдали за происходящим из окон, но не вызвали полицию. Задержан по этому делу и осужден на двадцать три года был некий Фарод Турсунов, который приехал в Россию на заработки.
Возвращаясь к истории семьи Лифановых, можно сказать, что эти трагедии очень похожи между собой. Тагойбек Якубов приехал на заработки в Россию из кишлака Хушват Хаталонской области Таджикистана. Вместе со своим двоюродным братом - Якубовым Давлатом он снимал комнату в квартире в Ленинском районе Московской области. Во втором помещении жили две девушки - Зульфия и Лола, которые в последствии расскажут о неподобающем отношении к ним в том числе. По их словам, Тагойбек утверждал, что работал на стройке, но при этом почти все время проводил дома. Он всегда располагал немалыми деньгами, имея возможность отправлять приличные суммы на родину, а так же ездить на такси и пользоваться услугами женщин легкого поведения.
Оперативникам удалось установить, что двух подозрительных мужчин видели примерно в то время, когда исчезла девочка (в лесопосадке по дороге к остановке). Установить их личность не составило труда. К моменту задержания один из них Давлат уехал на родину. Якубов же на допросе сообщил, что никого не видел, отношения к преступлению не имеет. Его отпустили домой.
Так было несколько раз: мужчину то вызывали в участок, то отпускали обратно. Стражи порядка чувствовали, что перед ними нужный человек. Уже через несколько дней включился телефон Лены, который (вместе с украшениями и некоторыми другими вещами) был украден с места трагедии. Повод по всем правилам арестовать Якубова и провести полноценный обыск у него дома наконец-то появился.
Выяснилось, что мобильник мужчина все это время носил с собой, а свой продал. Соседкам, заметившим новый гаджет, рассказал, что нашел его в кустах около дома. С телефона была даже не была удалена информация предыдущего владельца: на фотографиях счастливая Лена с подружками, её смс-ки для мамы и бабушки. Тут же фото довольного Якубова в комнате и новые подозрительные телефонные номера. После задержания мужчина полностью отрицал свою вину, сваливал всё на уехавшего брата. Всячески пытался запутать и обмануть следователей. Длилось это недолго — до получения результатов ДНК экспертизы. Найденный генетический материал принадлежал Якубову и только ему.
Тем не менее это не мешало мужчине постоянно менять свои показания. Он всячески старался выставить себя невиновным. 15 мая 2010 года около семнадцати часов (вблизи остановки общественного транспорта «Дудкино») Якубов увидел идущую по тропинке через лесной массив, ранее незнакомую ему Лену Лифанову, которая держала в руке телефон «НТС». С целью завладения ее имуществом и для удовлетворения своих потребностей, он схватил девочку за руку и отобрал мобильный. Угрожая и применяя силу, он увел Лену с тропы глубже в заросли. Чтобы скрыть своё преступление, Якубов решил от нее избавиться. Он совершил задуманное, забрав ценные вещи девочки, и отправился домой.
Родители Лены предполагали, что Якубов действовал не один. Во-первых, свидетельница, которая проходила по этой тропинке незадолго до девочки, на своем пути встретила именно двух подозрительных мужчин. Во-вторых, эта дорога пользуется большой популярностью у местных жителей, а тропинка хорошо просматривается с трассы. В-третьих, место, где было найдено тело, находится довольно далеко от тропинки. Дойти до него сложно — нужно в буквальном смысле пройти по трубе, чтобы не угодить в болото.
Напомню, что сначала была найдена туфелька Лены. Можно предположить, что до полянки ее дотащили два человека, предварительно оглушив. Тем не менее по этому делу был только один подозреваемый — Тагойбек Якубов. Родители девочки писали во всевозможные инстанции, обращались в СМИ и даже приняли участие в известном телешоу «Битва экстрасенсов», но результатов не получили. Якубова признали виновным и приговорили к двадцати четырем годам в исправительной колонии строгого режима. Спустя девять лет (в июне 2019 года) Якубов погиб в тюрьме. Причина не уточняется.