19 января 1949 года в Саратове после второй мировой войны произошло необычное событие для советского времени. Одно из самых смелых - Великое освящение воды. Атеистическое советское государство увидело огромные стечение людей с верой в сердце. В молебне на пристани (тогда набережной современном виде не было) приняло участие более 10 тысяч человек.
Люди после войны почувствовали ослабление борьбы с государства с церковью после кровавой расправы над верующими в период с 1917 по 1941 годы. Многие из этих людей потеряли близких и родных в войне, многие пришли после фронта.
В моей семье (не жившей в Саратове) на фронт ушли 3 человека - дед и 2 его брата. Братья погибли и моя прабабушка получила только бумаги о героической гибели и «пропал без вести». Но где и как - не известно. Сколько писем, поисков где захоронены было совершенно не известно. Ответа не было до 2000 годов. Только с открытием военных архивов мы узнали о героических подвигах этих людей в борьбе с фашистами. А сколько матерей, жен из этих 10 тысяч - надеялись и ждали возвращения с фронта еще 1949 году. Куда им было идти, если они не знали где могилы их родных?
По воспоминаниям свидетелей того дня Богоявления в Саратове, из кафедрального собора к Волге вышла действительно небольшая группа прихожан, численность которых вместе со священнослужителями не превышала и ста пятидесяти человек. К Крестному ходу по пути следования присоединились еще около двух тысяч, а у приготовленной купели собралось более десяти тысяч горожан. Есть свидетельства, что верующих и любопытствующих было больше, но все же надобно учесть, что, осознав печальные последствия своего разрешения, власть всеми силами попыталась не пропустить стремящихся на водосвятие горожан, да и мороз в те дни был именно «крещенским».
6 декабря 1948 г. глава Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпов разослал своим уполномоченным инструктивное письмо № 34 (№ 1135 с) с предложением о том, «чтобы на местах не чинилось препятствий к нормальному совершению богослужений в храмах, а так крестных ходов в дни рождественских и крещенских праздников"
В крестных ходах области участвовало: в Саратове – до 10 тыс. чел., в Вольске – до 5 тыс., в Хвалынске – около 2 тыс. (оценочные данные ниже).
Но, самая большая неприятность появилась 20 февраля в газете "Правда". Началась новая волна борьбы и в качестве объекта выбран - Саратов.
Четко спланированные действия властей - освятить, высмеять и наказать!
При этом совершенно странно - выходило предложение принять участие в этих событии всем желающим до 19 февраля.
Текст крайне циничен:
«Иордань» была оборудована в Саратове накануне «Крещенья».
Ватага охочих людей, вооруженных циркулем, сделанным из двух длинных спиц, железными ломами и секирами, то–бишь, топорами, спустилась на волжский лед и, прорубив его толщу, сделала большой водяной круг.
В центре этого круга была охотниками водружена высеченная изо льда фигура — трехметровый крест с голубем наверху.
По соседству с «Иорданью» появилась еще прорубь. Она была размером побольше. Она предназначалась для купанья православных, возжаждавших божьей благодати.
Иконы и хоругви были подняты в Старом соборе, что стоит на Покровской улице. Сияя ризами образов и одеяниями духовенства, крестный ход двинулся к «Иордани».
Мы воздерживаемся от детального описания процессии. Церковные обряды задолго до нас со всей полнотой описаны такими знатоками кондовой Руси, как Лесков–Стебницкий и Мельников–Печерский. Крестный ход изображен в картине Репина. У многих художников и писателей даны выразительные картины и образы темного царства старой России.
И вот, опуская детали церковной церемонии, мы касаемся, так сказать, ее бытовой стороны.
19 января текущего года в Саратове было десять градусов мороза. Это, правда, не трескучие крещенские морозы, доходящие до тридцати градусов, но и в такую погоду выходить голым на лед и погружаться в воду медицина не рекомендует даже закаленным физкультурникам.
Отец дьякон стоял на берегу в полном облачении и не собирался погружать свое тело в студеную воду. Он ограничивался тем, что посылал в купель свою паству. Паства советовалась с пастырем.
– Боюсь, как бы не простудиться, отец? — вопрошала пожилая тетка, подступая к полынье, дышавшей ледяным холодом.
– Не бойся, раба, смело иди в святую купель. Принявший обряд спасен будет…
– Может быть, не все снимать с себя, отец?
– В таком случае не будет тебе, раба, полной благодати…
И пожилая тетка сбрасывала в себя все покровы и, оставшись в чем мать родила, сигала в ледяную воду.
Зрелище для богов!
Опасения рабынь божьих, к сожалению, оправдались. Саратовский житель Николай Семенович Орешкин, 55 лет от роду, неукоснительно выполнявший предписание своих наставников, заболел воспалением легких. Сейчас советским медикам надо избавлять этого раба от посетившей его благодати.
Молоканова Любовь Ивановна, также искавшая в ледяной купели утоления своих религиозных страстей, после обряда стала инвалидом. Она оглохла.
Жертвами слепого фанатизма были дети, — они не могли оказать стойкого сопротивления неистовым родителям и твердокаменным церковникам. Например, трижды опускали в прорубь больную девочку трехлетнего возраста. Сердобольные люди пробовали уговорить родителей пощадить ребенка. Их советы отводились железным аргументом:
– После купанья в святой воде дитя наше выздоровеет, а если господу богу угодно, чтобы она умерла, — значит такая ее судьба…
Не только боги были свидетелями крещенского зрелища. Любители порнографии явились на волжский берег. Фотографы щелкали аппаратами, выбирая наиболее пикантные моменты крещенского купанья. Днем позже фотоснимки продавались на Покровской улице по три рубля за штуку. Фотографы конкурировали с церковниками в смысле дележа прибыли от крестного хода в Саратове.
К оборудованию саратовской «Иордани» приложил свою мощную длань начальник местного отделения общества спасания на водах Иван Кириллович Карамышев. На его совести — сооружение ледяной купели. Благодаря его усердию слегли в постель после купанья люди, о здоровье и безопасности которых Карамышев обязан заботиться по своему штатному положению. Карамышев, приступая к строительству «Иордани», забыл и о своей должности, и о своей принадлежности к коммунистической партии.
К сожалению, список саратовских героев, облагодетельствовавших своих земляков хождением по мукам, не ограничивается именем начальника Освода.
И крестный ход, и водосвятие, и купанье верующих в ледяной воде — все это происходило на территории, подведомственной Волжскому райисполкому города Саратова.
За разрешением на все эти процедуры церковники обратились к председателю райисполкома Ивану Денисовичу Прибытку.
И.Д. Прибыток расшаркался перед своими гостями. Он не захотел огорчать их отказом. Он разрешил делать все, что было угодно святым отцам. Он дал свою санкцию на купель в крещенские морозы. Он, следовательно, несет ответственность за глумление над людьми, за порнографическое действо, которое происходило на территории, подведомственной райисполкому.
Никому, конечно, не закрыт доступ в совет. С разными просьбами приходят в советское учреждение граждане. Руководитель этого учреждения должен разбираться — что к чему. Он обязан удовлетворять просьбы и претензии, продиктованные насущными нуждами, потребностями жизни, логикой, здравым смыслом. Он обязан отклонять требования, исключающие все это.
Председатель райисполкома должен был разъяснить отцам церкви и их покорным рабам и рабыням вред и юродство крещенской купели. Он должен был выступить против этого обряда, продиктованного идиотизмом старой жизни. Он должен был запретить этот обряд, как запрещены в советское время другие не менее дикие обряды, давно вызывающие естественное чувство человеческого протеста и порицания.
Знатный земляк председателя райисполкома, великий русский просветитель Н.Г. Чернышевский возмущался картиной кулачного боя в старом Саратове. Но разве в сар[а]товской ледяной купели меньше дикости и безобразия, чем в кулачном бою? Нет, не меньше.
И как не совестно землякам великого просветителя идти на поводу у юродствующих кликуш и мракобесов, помогая им воскрешать дикие обряды времен язычества и бога Ярилы! Весьма странно понимаются саратовские власти свои просветительские функции…
Народное здравоохранение находится в ведении совета. Теперь саратовцы узнали, как местные власти заботятся и о народном здравии!
Ледяная вода в качестве лечебного препарата и отец дьякон в роли целителя физических недугов — разве эта картина не заставляет покраснеть от стыда работников Саратовского совета?
И для работников Саратовского горкома и обкома партии пусть не пройдет тот урок, что был задан в один из январских дней, когда старый, окуровский, уездный быт показал им уродливую гримасу своего лика!
Конечно, Карамышев и Прибыток не выражают ни воли, ни чувств, ни морали населения Саратова. Граждане этого большого университетского, индустриального города возмущены тем, что произошло в церковный праздник на волжском льду.
Их здоровое чувство протестует против действий церковников и их прислужников.
Мы целиком присоединяемся к этому протесту.
Написал данный фельетон не рядовой корреспондент, а корреспондент И. Рябов. С 1937 по 1958 гг. Рябов работает в газете «Правда» и одновременно является членом редколлегии журналов «Крокодил» и «Молодой колхозник». Его очерки, фельетоны, публицистические и литературно-критические статьи публиковались в ведущих центральных изданиях – в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Наш современник», «Огонек» и других. И этот человек получил Орден Отечественной войны I степени (1945) — за активную творческую деятельность в печати и в связи с выходом 10-тысячного номера «Правды» (нет, не то что он воевал и писал в окопах!). Да и в те времена за заказы платили званиями.
Объяснительная записка уполномоченного совета по делам русской православной церкви по Саратовской области Полубабкина Г. Г. Карпову в связи с празднованием дня Крещения в Саратове. 22 февраля 1949 г. после этих событий:
22 февраля 1949 г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
товарищу КАРПОВУ Г.Г.
Объяснительная записка
Инструктивное письмо Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР № 34 от 6.XII-1948 г. за №1135/с мною получено 10.XII-1948 г. и с момента получения до 5 февраля с. г. оглашено никому не было.
Председатель облисполкома т. Кузьмин ознакомился с ним 5 февраля, секретарь обкома ВКП(б) т. Борков ознакомился с ним 8 февраля.
Ходатайство о крестном ходе на реку Волгу было возбуждено лично епископом Саратовским Борисом перед исполкомом Волжского райсовета депутатов трудящихся города Саратова 6 января 1949 г.
Председатель Волжского райсовета депутатов трудящихся тов. Прибыток удовлетворил просьбу епископа Бориса и дал распоряжение зав. коммунальным отделом т. Скрябину об отводе места на реке Волге, а милиции - об обеспечении порядка во время крестного хода на реку.
О выдаче разрешения на крестный ход на реку Волгу председатель райсовета т. Прибыток в известность меня не поставил. Правда, я в это время, т.е. с 4 января по 14 января, находился в Романовском районе в командировке по заданию обкома ВКП(б) и облисполкома для проверки выполнения постановления ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР о ходе засыпки и подготовки семян, подготовке МТС, колхозов и совхозов к весеннему севу и проведению в жизнь постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 г. о полезащитных лесных насаждениях.
17 января я получил от епархиального управления сообщение о том, что Волжский райсовет разрешил крестный ход на воду. В этот же день я позвонил пом. нач. гормилиции т. Серкову и просил его усилить наряды милиции с тем, чтобы не допустить людей на лед, на что он мне ответил, что у него есть указание от Волжского райсовета, и охрана порядка будет обеспечена.
Место водоосвящения, деревянный помост возле берега, а также ледяной крест изготовляли по просьбе церковного совета рабочие лесосплава. Прорубь для погружения креста вырублена вблизи деревянного помоста, в 3-4 метрах от берега, размером в 1 кв. метр.
Прорубь для купания вырублена метрах в 20 от берега и метров в 60-ти от места водоосвящения вниз по течению на глубине одного метра силами Осво-да. Начальник Освода т. Карамышев, член ВКП(б), по своей инициативе дал указание прорубить прорубь на малой глубине, сделать ограждение и поставить своих людей. Делал он это для того, чтобы избежать несчастных случаев, так как купальщики пошли бы купаться в открытую полынью, находящуюся на глубоком месте Волги.
Сообщаю, что в 1947 и 1948 гг. крестные ходы разрешались и также были многолюдны - до 10000 человек. Купанье тоже происходило, но в меньшем количестве.
В 1946 году крестный ход мной был запрещен - водосвятие производили возле церкви в кадушках, воду подвозили с реки. При раздаче воды создавались громадные очереди, происходила давка, выражалось недовольство. К уполномоченному Совета приходили представители верующих с жалобами.
В крестном ходе 1949 года, по моему определению, участвовало около 10000 человек. Эту цифру я определил, исходя из следующего. Расстояние от церкви до берега Волги 350 метров, а место остановки на берегу Волги равно - ширина берега 50 метров и длина около 100 метров, или 5000 кв. метров, по 2 человека на 1 кв. метр. Когда мне сообщили о многолюдности крестного хода, и я прибыл на набережную, это было 12 ч. 30 м. В это время крестный ход подходил к месту водоосвящения, вдоль берега стояли милиционеры, на льду никого не было. Процедура водоосвящения продолжалась 15-20 минут. К концу молебна купальщики поодиночке стали прорываться к проруби, т.е. к месту купанья, приготовленному Осводом, и как только закончили водоосвящение и крестный ход пошел обратно в церковь, большая группа купальщиков ринулась купаться. Этого натиска охрана сдержать не могла, у проруби появились осводовцы и стали помогать купающимся выходить из воды, подавая им руки. Купанье продолжалось в течение 35-40 минут. За это время я, находясь на расстоянии 300 метров, насчитал 267 человек купающихся. В 1 час дня я ушел.
Вопрос о крестном ходе в Саратове рассматривался на Бюро Саратовского горкома ВКП(б). Решением Бюро горкома председатель Волжского райисполкома тов. Прибыток с работы снят. Ему объявлен строгий выговор с занесением в карточку. Зав. коммунальным отделом т. Скрябин с работы снят с объявлением строгого выговора с занесением в карточку, пом. начальника милиции т. Комарову за необеспечение порядка объявлен строгий выговор, Волжскому райкому ВКП(б) указано на политическую беспечность.
8 февраля я был вызван к секретарю обкома ВКП(б) т. Боркову, доложил о свершившемся и ознакомил с инструктивным письмом Совета № 34.
Уполномоченный Совета по Саратовской области
ПОЛУБАБКИН.
22 февраля 1949 г.
Мне попалась статья "Гусева Я. Ю. «Саратовская купель»: осложнение государственно-церковных отношений в СССР в конце 1940-х гг. (на материалах Саратовского Поволжья) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 403–409. https://doi.org/10.18500/1819-4907-2021-21-3-403-409"
При хорошо собранных фактах меня лично покоробило не понятное вступление:
Уступки советского руководства Русской Православной Церкви (восстановление патриаршества, открытие храмов, семинарий и т. д.) были вынужденными и обусловливались как неблагоприятной военной обстановкой первого периода войны, так и вытекавшими из нее важными внешнеполитическими задачами (обретение союзников). Кроме того, уступка была вынужденной реакцией власти на открытие без преувеличения огромного числа храмов и приходов, беспрепятственную религиозную жизнь на оккупированной территории
Зачем сводить все к какой-то религиозной конкуренции с врагом?!!! Но это дело автора и его научной работы и видимо авторская забывчивость, что Сталин немного был семинаристом и общечеловеческое горе на время отклонило внутриполитическую линии. Религиозная политики ни как не могла повлиять на привлечение к себе союзников! (там другие инструменты были).
Как итог события:
Епископу Борису Святейший Синод объявил выговор и перевел на чкаловскую кафедру - Оренбург тогда назывался Чкаловском.
Председателя Волжского райисполкома Саратова Ивана Прибытка, начальника местного отделения общества спасения на водах Ивана Карамышева отправили в отставку с занесением выговора в личное дело.
Но самое интересное - началась новая волна антирелигиозной борьбы.
А всех с праздником!