18 дня 2024 года я посмотрел художественный фильм «Салтбёрн» названный в честь одноимённого поместья вокруг которого и разворачивается сюжет. Сняла фильм женщина по имени и фамилии – Эмеральд Феннел (да, такое типичное безликое англосакское имя).
В центре сюжета – жизнь английских аристократов. И надо сказать сразу что о ней, о жизни аристократов, мы из фильма ничего не узнаем. Что бы смотреть этот фильм необходимо буквально родиться и быть в культуре. Тот чёрный юмор который так хвалят кинокритики доступен либо знатокам языка оригинала, либо людям с энциклопедическим знанием британского кинематографа. В остальном все два два часа вы будете с круглыми глазами следить за ужимками и абсурдными фразами главных героев. То что для британского зрителя смешно – для отечественного непонятно и нелепо.
Непонятен посыл фильма, его суть, идея, замысел. После просмотра остаётся всего лишь один вопрос: «Что это было?». Кино изобилует логическими и сюжетными дырами, и создаётся впечатление что режиссёрка снимала его лишь ради самого процесса съемки.
Нелеп сюжет. И да, сейчас будут спойлеры иначе весь его абсурд передать будет невозможно. Если кратко, то главный герой-социопат поступает в престижный ВУЗ. В двух-трёх странных сценах нам показывают что у героя:
· нелепая одежда;
· у него нет друзей;
· он непопулярен.
Кстати, парень одет... в соответствии с требованиями ВУЗа к форме своих студентов, но беда в общем разгильдяйстве системы высшего британского образования начала 2000-х годов, поскольку все остальные студенты в кампусе одеты кто во что горазд, и молодой человек выбивается из общего фона.
Отсутствие друзей и популярности нам раскрывают через его знакомство и общение с неким странным персонажем похожим на Рона Уизли. Персонаж же при этом обозначен как очень колоритный и эксцентричный человек, но исчезает где-то вначале фильма что бы больше никогда не появиться.
Очень странно для нашего человека показан процесс обучения студентов. В частности там есть сцена когда главный герой вместе с темнокожим американцем (естественно американец у британцев обязательно будет темнокожим) сидят в неком притоне перед неким человеком (очевидно что преподавателем) и читают свои стихи. Как вам такие занятия в престижнейшем ВУЗе Британии? Сидеть в пыльном кабинете и читать стихи. Представляют какие специалисты выходили оттуда если это на самом деле показано в соответствии с реальностью.
В этой сцене режиссёрка сразу же пытается показать конфликт в метафорической форме. Темнокожий американец оказывается мажором и критикует стихи главного героя за скудность формы, на что главный герой протестует и предлагает обратить внимание на содержание. Преподаватель встаёт на сторону темнокожего мажора...
В кампусе университета главный герой замечает некоего студента с которым в скором времени устанавливает контакт. Студент оказывается мажором и выслушав слезливые истории социопата приглашает того в гости.
В гости – это значит провести всё лето в большом замок под названием «Салтбёрн». В замке молодые люди живут вместе с семьёй мажора в окружении настоящей английской прислуги, не работают, загорают, читают книги, пьют вино. Как бы всё.
Главный герой строит отношения со всеми обитателями семьи. Режиссёрка и гениальный исполнитель главной роли раскрывают отношения в следующих сценах: лизание ванны, анальная мастурбация мажора, лизание женских гениталий во время менструации. Все эти сцены очень красиво сняты, но не несут никакой смысловой нагрузки. Определённую ясность в сюжет вносит сцена между главным героем и темнокожим американцем-мажором. В ней главный герой внезапно нападает на спящего мажора и с помощью слюны умудряется заняться анальным сексом.
Такая хитрость главного героя не случайна (он очень умный и хитрый по мнению режиссёрки)! Дождавшись пока темнокожий заснёт главный герой берёт смартфон и что-то с него отправляет. Что мешало главному герою сделать это просто проникнув в спальню без занятия анальным сексом? Категорически непонятно.
Кстати о сексе. Главный герой заявлен нам как человек у которого никогда небыло друзей. При этом он обладает просто невероятными навыками бисексуальной любви: с лёгкостью растлевает опытных аристократов и творит чудеса в постельных сценах. Авторы фильма не объясняют зрителю откуда у недавнего школьника-хикки взялись такие таланты.
В какой-то момент мажор решает прекратить дружбу с главным героем после того, как вскрывается враньё главного героя. Оказывается он не из бедной семьи, а из хорошей любящей семьи крепкого среднего класса. Главный герой с этих пор старается во что бы то не стало остаться в замке.
С этого момента начинается серия загадочных смертей и самоубийств. Сперва гибнет пригласивший главного героя в гости мажор. Нам не раскрывают причин смерти а расследование по всей видимости не проводится. Хотя, удивительное дело, в замке умирает молодой спортивный миллионер но никто не проводит вскрытие, а зря.
После совершает самоубийство сестра мажора. А после отец семейства просит главного героя покинуть замок.
По фильму проходит около 20 лет, и главный герой узнаёт о смерти отца семейства, и уже в следующем кадре сидит за столиком в кафе куда приходит мать семейства. Буквально следующая сцена – мать семейства делает главного героя управляющим поместьем и его наследником. Следующая сцена: главный герой убивает мать семейства и голый танцует в старом замке.
Не могу поверить что бы у богатого аристократического английского рода не нашлось бы наследников на замок по боковым линиям, и мать семейста переписала наследство на главного героя лишь потому что он согласился за ней ухаживать. У женщины очевидно же десятки слуг которые могли за ней ухаживать ничего не прося взамен.
Такой подход к построению сюжета вызывает возмущение и оторопь. Полиция вновь не проверяет обстоятельства смерти владелицы поместья, и главный герой вконце признаётся что это он, внимание, отравил её сына, как-то подтолкнул дочь к самоубийству, и вообще специально ждал её в кафе набирая на ноут-буке какую-то бессмыслицу.
Этот фильм одно сплошное издевательство над зрителем, над его умом и интеллектом. В фильме всё сделано из бумажных декораций: сюжет, герои, их мотивы, действия. И да, самая уродливая бумажная декорация – это «ум», «коварство» и мотивация главного героя спустя 20 лет завладеть поместьем.
Вероятно что по задумке авторов фильма финальные сцены должны были выглядеть как снятие маски главным злодеем, но выглядят как натягивание этих самых масок зла и коварства на сюжетные и логические дыры.
У фильма есть определённые визуальные достоинства, но ему далеко до любого видео на youtube под примерным названием «красивые места 4к ultrahd». При этом, по всей видимости британский кинематограф настолько деградировал что этому фильму дают различного рода кинонаграды и будут номинировать на премию «Оскар».