Комитет по международным отношениям национального собрания Азербайджана 18 января призвал азербайджанское правительство вывести французскую компанию Total из азербайджанского газового месторождения Апшерон и приостановить экономические контакты с Парижем. Этот призыв последовал в ответ на антиазербайджанскую резолюцию сената Франции «о введении санкций в отношении Баку», следует из заявления, опубликованного на сайте азербайджанского парламента.
Парламентарии также предлагают азербайджанским властям ввести санкции против Франции, заморозить активы французских официальных лиц в Азербайджане и не допустить участия французских компаний в любых проектах, реализуемых по заказу Баку. Кроме того, азербайджанские депутаты призвали признать независимость заморских территорий Франции в Новой Каледонии и Французской Полинезии в Тихом океане, а также Корсики.
В настоящее время французская энергетическая компания TotalEnergies и азербайджанская нефтяная компания Socar ведут совместную разработку газоконденсатного месторождения Апшерон (оба владеют по 50% акций) с текущими запасами 350 млрд куб. м. Кроме того, французской компании принадлежит 5% доли участия в магистральном нефтепроводе Баку – Тбилиси – Джейхан.
Накануне сенат Франции принял резолюцию, в которой призвал правительство своей страны и Евросоюз ввести санкции против Азербайджана за проведение Баку в сентябре 2023 г. «антитеррористической операции» в Нагорном Карабахе, приведшей к изгнанию почти всего проживающего там армянского населения. Авторы резолюции, в частности, призвали французские власти пересмотреть условия сотрудничества с Баку, конфисковать активы азербайджанских чиновников и снизить зависимость Европы от азербайджанского газа. За документ проголосовали 336 сенаторов (из 348), лишь один выступил против.
Аналогичную резолюцию приняли депутаты Европарламента 5 октября 2023 г., через две недели после завершения военной операции азербайджанской армии в Нагорном Карабахе.
Двусторонние отношения Франции и Азербайджана обострились с новой силой 4 декабря 2023 г., после того как азербайджанские власти задержали французского бизнесмена Мартина Райана по подозрению в шпионаже. По данным следствия, во время работы в Баку с 2020 г. он был завербован Главным управлением внешней разведки Франции (DGSE). Райан все обвинения отрицает, а Париж назвал его задержание произволом, а обвинения «недействительными».
26 декабря 2023 г. азербайджанские власти объявили двух сотрудников французского посольства в Баку персонами нон-грата. В ответ на это на следующий день Париж объявил двух азербайджанских дипломатов нежелательными персонами.
Президент Азербайджана неоднократно обвинял Францию в разжигании конфликта на Южном Кавказе путем поставок Армении своих вооружений. В конце октября 2023 г. по итогам визита французского министра обороны Себастьяна Лекорню в Ереван стороны подписали соглашение о продаже на нужды армянской армии трех радаров GM 200, а также меморандум о взаимопонимании относительно будущих поставок французской системы ПВО малой дальности Mistral.
Кроме этого французы пообещали в ближайшее время поставить в армянскую армию 24 бронемашины Bastion, еще 26 машин данного типа находятся в производстве. В начале декабря сенат Франции также рекомендовал властям страны направить в Армению партию самоходных артиллерийских установок Caesar.
С окончания второй карабахской войны в 2020 г. азербайджано-французские отношения находятся в режиме качелей, говорит старший научный сотрудник сектора Центральной Азии и Кавказа ИМЭМО РАН Станислав Притчин. По его словам, Париж с тех пор продвигает интересы Еревана на международных площадках, а после поражения Армении в войне еще и старается восстановить ее военный потенциал, что вызывает серьезные опасения у азербайджанского руководства. «Поэтому Баку всеми доступными способами пытается как минимум наносить не меньший урон Франции в политическом и информационном пространстве», – объяснил эксперт.
Армения играет особую роль во внутренней и внешней политике Парижа, продолжает старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Андрей Кудрявцев. На территории Франции проживает одна из самых больших и влиятельных армянских диаспор численностью до полумиллиона человек. Поэтому, замечает эксперт, в принятии внешнеполитических решений французские политики вынуждены оглядываться на часть своих избирателей и учитывать их запросы: «Этот фактор во французской политике постоянен и не подвержен никаким колебаниям».
Кроме того, по мнению Кудрявцева, Париж в своей политике на Южном Кавказе действует в фарватере курса ЕС, направленного на разрыв отношений Армении с Россией. При этом, несмотря на сложные политические отношения, Баку вряд ли пойдет на разрыв хозяйственных связей с Парижем, полагает Притчин. По его словам, французская Total является важным партнером Socar в освоении сложного газового месторождения на шельфе в Каспийском море. «В технологическом плане азербайджанцы заинтересованы в присутствии западных компаний в энергетическом секторе страны, учитывая недавний уход норвежской Statoil из проекта. Ранее Баку удавалось избегать экономических последствий политических конфликтов», – отметил эксперт.
Не заинтересовано обострять ситуацию и политическое руководство Франции, продолжает Кудрявцев. По его мнению, политическое противостояние Парижа и Баку ограничится лишь риторикой. «Французские власти заинтересованы в укреплении своих позиций на всем Южном Кавказе, особенно в контексте роста политико-экономической значимости региона в области энергетики и развития альтернативного транспортного маршрута из Центральной Азии в Европу в обход России», – заключил эксперт.