Очень уж ревниво порой относится наш народ к портретам. Например, при Сталине за испорченную газету с ликом "вождя" можно было отправиться в лагеря или даже еще хуже. Вот один из таких примеров:
Петченко В.Д., прежде судимый, рабочий лесокомбината из города Белореченска Краснодарского края, 15 января 1953 года в дежурной комнате лесокомбината замахнулся топором на портрет Сталина, сказав: "А что, если бы ударить? На сколько кусков разлетится?", употребив вместо слова "ударить" нецензурное слово (Из материалов уголовного дела на Петченко В.Д. ГА РФ.Ф. Р-8131. Оп. 31. Д. 43888)
Понятно, что Сталин в масштабах своего культа личности переплюнул многих царей Российской империи. Он самолично решал кого казнить, а кого миловать. Как, например, случай, когда "вождь" приказал переехать грузовиком народного артиста СССР Михоэлса. Или указания пытать арестованных, как в случае с приказом Сталина "избить Уншлихта".
И тут многие скажут, что при царе за такое тоже сажали и казнили. Но, во-первых, советская власть ставила задачу "избавиться от ужасов царизма", а по факту вернула их в десятикратном объеме. А во-вторых, при царе было не так же. Есть один замечательный политический анекдот, который широко тиражируется в интернете и в исторических сообществах, а также в некоторых СМИ.
Некий солдат Орешкин напившись в кабаке начал буянить и кричать. Солдата не могли успокоить и потому показали на портрет императора Александра III со словами "Ну чего же ты, Император ведь смотрит!". На это Орешкин ответил "Плевать я на него хотел". Орешкина скрутили и доставили в полицейский участок. На него завели дело об оскорблении Его Императорского Величества.
По счастливой случайности дело увидел Император и велел дело закрыть и передать Орешкину следующее:
Александр III ознакомился с ними (материалами дела) и, будучи человеком великодушным, ничуть не оскорбился. Он распорядился отпустить Орешкина, закрыть его дело и больше никогда не вешать в трактирах императорских портретов. И к тому еще добавил: «А Орешкину передайте, что я тоже на него плевал». (Источник: Артель Старая Грамота "Как Александр III разрешил дело об оскорблении Императора")
На самом деле эта история не совсем выдумка. Только император Александр III к ней имеет мало отношения. Произошла она при Николае I в "Царской корчме", где как раз и висел портрет Государя. Солдат Сулейкин выпивал там с друзьями. Набравшись он начал буянить:
Когда его стали увещевать и указывать, что он ведет себя недостойно перед портретом Государя, то он и вовсе распоясался: "Что мне портрет, я сам портрет". И мало того, свою реплику он сопроводил плевком в висевший портрет. ("Воспоминания военного врача 1871 год" из книги Б. Н. Тарасова "Николай I и его время". 2000 год)
Солдата никто не арестовывал. Но слухи о его поступке сперва дошли до фельдфебеля, потом до командира, а потом и вовсе до Государя Императора. Узнав о портрете и плевке в свою сторону Николай I не стал принимать карательных мер, но все же приказал сделать следующее:
Объявить перед фронтом рядовому Агафону Сулейкину, что я сам на него плюю. А так как этот несчастный в пьяном виде не ведал, что творит, то дело прекратить, а в кабаках царских портретов не вешать. (Там же)
Об истории впервые узнали в 1871 году, затем ее напечатали в 95 номере "Русской старины" 1898 года. Что же касается вообще преследования за "оскорбление правителя", то они, конечно, существовали на протяжении всего существования Российской Империи. Но сильно зависели от того, кто сидел на троне.
При Петре I наказывали очень сурово: пороли кнутом, выдирали ноздри, ссылали в Сибирь. Екатерина относилась к своим хулителям намного мягче. Павел не переносил личных обид и шел по примеру Петра. Александр I предпочитал прощать оскорбления в свой адрес. А вот Николай I как раз был готов простить далеко не всех. Хотя в целом, ближе к "закату империи" по подобным делам уже чаще прощали, чем наказывали.
В 1905 году к ответственности хотели привлечь на тот момент журналиста (впоследствии детского писателя) Корнея Чуковского. Чуковский, без упоминания фамилий, высмеял "некое лицо" в журнале "Сигнал". Обвинение посчитало, что "лицо", это император Николай II. Адвокат Оскар Грузенберг убедил суд, что раз обвинители увидели в "неизвестном лице" государя, то это именно их нужно привлечь к ответственности. В итоге Чуковского оправдали.
В целом же, это все частные случаи. Как бы сегодня не ругали царскую власть в России, но все же давайте взглянем на статистику: за время за время начиная с суда над декабристами в 1825 году до революции 1905 года в Российской Империи приговорили к смертной казни 1397 человек. Из них казнили менее 894 человека. После революции 1905 года за девять лет было казнено около 3 тысяч человек.
Для сравнения, согласно "Справке спецотдела МВД СССР о количестве осуждённых по делам органов НКВД за 1937-1938 гг". За полтора года "Большого террора" было приговорено к высшей мере 681 692 человека (Это только по делам органов НКВД). То есть расстреливали по тысяче-полторы человек в день. То есть за неделю казнили больше, чем за все время правления Николая I, Александра II, Александра III, и Николая II. Так что уж кому-кому, но не сторонникам Ленина и Сталина говорить о "кровавом царском режиме". Сталинизм уничтожил гораздо больше честных и порядочных людей, чем любой царизм.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.