Найти тему

Парасельские острова, Китай и Вьетнам: о спорах в бассейне Южно-Китайского моря

О преемственности притязаний Пекина полвека назад и сегодня 4 января внешнеполитическое ведомство Китая призвало США и Филиппины прекратить безответственные действия в Южно-Китайском море: «Военные...

О преемственности притязаний Пекина полвека назад и сегодня

4 января внешнеполитическое ведомство Китая призвало США и Филиппины прекратить безответственные действия в Южно-Китайском море: «Военные провокации с целью демонстрации силы Филиппин и США в Южно-Китайском море не идут на пользу управлению ситуацией на море, а также вопросам, связанным с морскими спорами. Мы настоятельно призываем соответствующие страны прекратить безответственные действия и по-настоящему уважать усилия стран региона по поддержанию мира и стабильности в Южно-Китайском море». Пекин продолжит решительно защищать свой суверенитет, морские права и интересы, а также активно поддерживать мир и спокойствие в регионе. Накануне Южная зона боевого командования Народно-освободительной армии Китая сообщила о проведении плановых патрулирований, заявив о готовности защищать свои морские интересы после сообщений о совместном патрулировании Филиппин и США.

О преемственности притязаний Пекина полвека назад и сегодня 4 января внешнеполитическое ведомство Китая призвало США и Филиппины прекратить безответственные действия в Южно-Китайском море: «Военные...-2

Территориальные споры в бассейне Южно-Китайского моря по-прежнему чреваты военными конфликтами между странами региона. Развитие этих конфликтов, предоставляющих коллективному Западу значительные возможности для влияния, во многом обусловлено давними претензиями Китая почти на 80% акватории, включающей несколько архипелагов. Как мы отмечали ранее, оспариваемая Пекином акватория включена в официальные географические карты КНР. В том же бассейне разведаны крупные ресурсы природного газа и особенно нефти, а КНР – почти нетто-импортер нефти и газа.

Кроме того, через ЮКМ проходят важнейшие мирохозяйственные маршруты, связывающие дальневосточные страны с регионом Южной Азии / бассейна Индийского океана и Ближнего Востока. В связи с обострением ситуации в Красном море дальнейшие пути к европейским берегам перенаправляются в обход Африки.

О преемственности притязаний Пекина полвека назад и сегодня 4 января внешнеполитическое ведомство Китая призвало США и Филиппины прекратить безответственные действия в Южно-Китайском море: «Военные...-3

Как следствие, ударные авианосные группы Пентагона на постоянной основе присутствуют в этом бассейне, периодически совершая различные провокационные манёвры. Кроме того; с сентября 2021 г. оформлен военный блок в составе США, Австралии и Великобритании (АUKUS), нацеленный, прежде всего, на противодействие «экспроприации» Пекином преобладающей части Южно-Китайского моря.

Так, в конце декабря 2023 г. имел место очередной вооруженный инцидент – на этот раз между КНР и Филиппинами. Глава китайского МИДа Ван И впрямую предупредил своего филиппинского коллегу Энрико Манало о последствиях для Филиппин в связи с инцидентом: «…Если филиппинская сторона неправильно оценит ситуацию, пойдет собственным путем или даже вступит в сговор с недоброжелательными внешними силами, чтобы продолжать создавать проблемы, Китай будет защищать свои права в соответствии с законом и решительно реагировать. Я бы советовал Филиппинам вернуться на правильный путь в этом вопросе». Ранее попытка установления партнёрских отношений между Пекином и Манилой была торпедирована усилиями Госдепа, Пентагона, ЦРУ и прочих специальных структур.

О преемственности притязаний Пекина полвека назад и сегодня 4 января внешнеполитическое ведомство Китая призвало США и Филиппины прекратить безответственные действия в Южно-Китайском море: «Военные...-4

Безусловно, конфликт имеет под собой также объективные исторические обстоятельства. Ровно 50 лет назад, во второй декаде января 1974 года, ВМС КНР захватили южновьетнамские Парасельские острова (11 кв. км) в северном секторе Южно-Китайского моря. Сперва в Ханое (Демократическая Республика Вьетнам) расценили эту акцию как содействие Пекина военному поражению проамериканского Южного Вьетнама в конфликте с ДРВ и с поддерживаемыми Ханоем южновьетнамскими партизанами. Однако китайская сторона оперативно уточнила свою позицию: МИД и Минобороны КНР заявили, что эти острова – неотъемлемая часть Китая, «временно захваченная Сайгоном». МИД СССР «кратко» осудил захват Парасельских островов, в то время как в Белом доме промолчали по причине набиравшего обороты партнерства между Вашингтоном и Пекином в противодействии так называемой «советской угрозе».

Характерный штрих: Ханой и Сайгон синхронно ответили официальными заявлениями о том, архипелаг является исконной вьетнамской территории. Разумеется, в Пекине это проигнорировали, будучи уверенными, что взаимная вражда Северного и Южного Вьетнама не позволит им совместно вынудить Пекин удалиться со спорного архипелага. При этом США к тому времени почти полностью вывели свои войска из Южного Вьетнама, что предопределило его военно-политическое крушение в марте-апреле 1975 года.  В июле 2016 года Постоянная палата третейского суда в Гааге по иску Филиппин признала, что Китай не имеет оснований для территориальных притязаний в Южно-Китайском море.

О преемственности притязаний Пекина полвека назад и сегодня 4 января внешнеполитическое ведомство Китая призвало США и Филиппины прекратить безответственные действия в Южно-Китайском море: «Военные...-5

Разумеется, в Пекине эту бумагу отвергли, выстроив к началу 2020-х годов на Парасельских островах мощную военно-воздушную и военно-морскую инфраструктуру, которую все соседние страны считают угрозой своей безопасности. В 2020 г. Вьетнам выразил протест после заявления о формировании на островах Сиша (китайское название архипелага) и на островах Наньша (Спратли) двух уездов: «Вьетнам выступает решительно против действий Китая и считает, что подобные решения не имеют законной силы и противоречат духу добрососедства в отношениях двух стран. Такие шаги китайской стороны серьезно нарушают суверенитет Вьетнама, способствуют осложнению обстановки в Восточном море, в регионе и в мире в целом».

В конце сентября 2023 г. директор департамента информации и печати МИД Вьетнама Фам Тху Ханг выступила с заявлением, в котором напомнила о вьетнамском суверенитете на архипелаге: «…Установка и эксплуатация Китаем двух станций автоматической идентификации судов на рифах островов Хоангша (вьетнамское название островов – Прим. Ред.) является нарушением суверенитета Вьетнама. Любая деятельность других стран в районе этих островов без разрешения Вьетнама будет считаться незаконной и рассматриваться как действия, нарушающие суверенитет и территориальную целостность Вьетнама». Но в Пекине на это заявление не отреагировали, как, впрочем, и на все предыдущие.

По мнению вьетнамского политолога, генконсула Вьетнама во Владивостоке (в 2009-2012 гг.), «…Китай стремится стать мировой сверхдержавой, ради чего ему необходимо расширять "пространство для жизни". Таким образом, очевидна цель Пекина войти в прибрежные районы других стран региона и закрепить эти районы за собой». Более категоричен вьетнамский эксперт Нгуен Чунг: «…Китаю на пути превращения в сверхдержаву очень тяжело расширять своё жизненное пространство на Север, Восток или Запад. Самое благоприятное направление, которое может послужить плацдармом для Китая, чтобы открыть путь к сверхдержаве, это южное направление. В этой ситуации Вьетнам станет главной преградой». Ситуация в бассейне Южно-Китайского моря «может стать для Китая своеобразным трамплином к более высоким стратегическим позициям в мире», так что притязания Пекина в этом бассейне «имеют своей целью не только морские территории и ресурсы».

О преемственности притязаний Пекина полвека назад и сегодня 4 января внешнеполитическое ведомство Китая призвало США и Филиппины прекратить безответственные действия в Южно-Китайском море: «Военные...-6

Несмотря на настойчивые обхаживания со стороны Белого дома, следуя взвешенному и прагматичному курсу, руководство Социалистической Республики Вьетнам дистанцируется от гипотетического антикитайского альянса с агрессором, принесшим народу Вьетнама неисчислимые бедствия и страдания. Важным событием не только в двусторонних отношениях, но и для всего региона Юго-Восточной Азии стал визит 12-13 декабря в Ханой председателя КНР Си Цзиньпина и его встречи с высшими руководителями Вьетнама. Итогом переговоров стал переход добрососедских межгосударственных отношений между странами в новое качество, вплоть до формирования в перспективе о построении вьетнамо-китайского сообщества общего будущего. Вьетнам подтвердил, что рассматривает свои отношения с Китаем как стратегический выбор и высший приоритет в своей внешней политике, а Китай также рассматривает свои отношения с Вьетнамом как приоритет в дипломатии соседства.

Конечно, всё это полностью не гарантирует от новых обострений на спорных участках морских акваторий, тем более что желающих подбросить дровишек в угли тлеющих споров недостатка не наблюдается. Однако, несмотря на периодические военные тренировки соседей по Южно-Китайскому морю, едва ли кто-то из них заинтересован в действительно серьёзной эскалации.

Алексей БАЛИЕВ