Найти тему

День в истории. Вперёд, «Броненосец «Потёмкин»!

Первый Художественный кинотеатр в дни демонстрации фильма «Броненосец «Потемкин». 1926

18 января 1926 года состоялась премьера фильма «Броненосец «Потёмкин» Сергея Эйзенштейна. Фильм произвёл огромное впечатление и разом отодвинул в сторону иное, развлекательное, «не революционное» кино, которое господствовало до этого на экранах СССР. Потом, конечно, подобные кинофильмы, в значительной степени западные, взяли «реванш» и восстановили своё положение.
Это положение отразили карикатуристы на своих рисунках.

-2

Рисунок Константина Ротова. 1927 год. «На кинематографическом фронте (сводка). Восстание «Броненосца Потёмкина» успешно подавляется...». На рисунке революционный броненосец атакуют популярные буржуазные актёры, в том числе комики Чарли Чаплин, Гарольд Ллойд, Бастер Китон...

-3

Рисунок Константина Елисеева 1926 года

А на рисунке 1928 года председатель Совкино — имеется в виду старый большевик Константин Шведчиков (1884—1952) — умоляет не выметать с экранов буржуазные картины.

-4

Рисунок Константина Елисеева. 1928 год. «Легче на поворотах. Председатель Совкино: — Зачем ты гонишь все буржуазные картины?! С пустым местом хочешь остаться?»

И потом эта ситуация с «Броненосцем «Потёмкин» ещё не раз повторялось. Так было, например, с фильмом «Чапаев» в 1934-м.

-5

Художник-карикатурист Лев Бродаты (1889—1954) противопоставляет серьёзный историко-революционный фильм о Чапаеве и легкомысленную музыкальную кинокомедию «Весёлые ребята». 1934

Собственно говоря, так продолжалось весь период 1917—1991 годов, как и позднее. В обществе шла классовая борьба, в том числе в искусстве. В том числе в кино. Было и так, что люди с неподдельным энтузиазмом шли по улицам с лозунгом «Мы идём смотреть «Чапаев»!». А в другие эпохи выстраивались очереди в кинокассы за билетами на чисто развлекательные комедии. Я помню в брежневские годы такие очереди на французские кинокомедии с Бельмондо и Ришаром...

В 1966 году, на XXIII съезде партии (это был первый «брежневский» съезд) эту тему поднял Михаил Сергеевич... нет, не Горбачёв :) а Соломенцев, тоже будущий член Политбюро, а тогда — первый секретарь Ростовского обкома КПСС. Он сказал в своей речи:
«Иностранные фильмы с каждым годом всё больше и больше заполняют репертуары наших кинотеатров. В Ростовской области, например, в минувшем году демонстрировалось 220 фильмов, из которых 109 зарубежных. Многие буржуазные фильмы несут чуждые нам идеи, наносят большой вред делу воспитания, они исподволь порождают индивидуализм, стремление к лёгкой жизни, затуманивают сознание юношества сомнительными идеалами. Что, кроме вреда, могли дать нашей молодежи такие фильмы, как «Скарамуш», «Секретарша» и другие им подобные? (Аплодисменты.) Мы, конечно, не против обмена кинопродукцией с буржуазными странами. Но мы против бесконтрольности в этом важном деле. Любой фильм, в том числе и зарубежный, если он демонстрируется на советском экране, должен способствовать воспитанию людей в нужном нашему обществу направлении. (Аплодисменты). К сожалению, товарищи, советские фильмы не всегда следуют лучшим традициям отечественного киноискусства. Мы ещё редко видим на экране образ современника, достойный подражания, мало создаётся произведений для подростков и юношества. И не много ли стало демонстрироваться фильмов со «строгим», но очень притягательным и интригующим для молодежи предупреждением: «Дети до 16 лет не допускаются»? Нам надо серьёзно над этим подумать. И прежде всего задуматься тем, кто осуществляет репертуарную политику кино».

Характерна эта примирительная оговорка: «Мы, конечно, не против обмена кинопродукцией с буржуазными странами».
Такое кино... :)

-6

Режиссёр Сергей Эйзенштейн в Тронном зале Зимнего дворца во время съёмок фильма «Октябрь», 1927 год

Лайкните, если понравился материал!