Как вести бизнес с компаниями из стран Азии
18 января в Общественной палате РФ прошел круглый стол, посвященный эффективности сотрудничества РФ и Китая. Речь шла прежде всего о выставках и торговых форумам для бизнеса, участие в которых принимают российские компании.
Обсудили особенности сотрудничества с партнерами из Поднебесной, поделились опытом поездок. Как выяснилось, российские компании регулярно сталкиваются с целым рядом проблем, основанных на … разнице менталитетов.
ХИММЕД активно сотрудничает со странами Азии, в числе которых и Китайская народная республика. В прошлом году наши коллеги несколько раз приезжали с визитами на крупнейшие выставки в Гонконге, Шанхае, Ухане, посвященные лабораторному оборудованию, химическим реактивам и биохимии.
Благодаря многолетнему опыту работы с компаниями из разных стран у нас не было никаких проблем с пониманием и взаимодействием. Так что мы можем на своем опыте выделить несколько моментов, которые действительно стоит учитывать в работе с партнерами из Китая и посещении выставок на территории страны.
Иностранный язык необходим. Хотя бы английский. Если сотрудников со знанием языка нет - стоит брать переводчика, так как по-русски в Китае почти не говорят.
И, как отмечают представители Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития Аппарата уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, тянуть с подготовкой к посещению крупных мероприятий не стоит. Аккредитация переводчиков на большие выставки заканчивается за месяц и если принимать решение в последние дни - есть шанс остаться вообще без коммуникаций.
Выставочные площади в Китае огромны! В павильонах экспоцентров собирается фактически население небольшого города, которое может превышать 100 000 человек. Так что не стоит пытаться посмотреть все и сразу. Стоит сосредоточиться на том сегменте, который вам наиболее интересен. Поверьте, этого будет достаточно, даже если визит длится несколько дней.
Лайфхак от ХИММЕД: выезжайте разносторонней делегацией, в которой представлены все департаменты. Тогда можно будет разделиться и осмотреть больше разнообразных направлений, а не тратить драгоценное время на сбор каталогов и визиток для коллег.
Китайский рынок сложен и нетривиален для российского пользователя также в связи с разницей культур. Поэтому, прежде чем начинать общение, стоит ознакомиться с особенностями менталитета, понять как и когда стоит или, наоборот, не стоит начинать взаимодействие.
Так в Китае много внимания уделяют внешнему виду на деловых встречах. Даже в жаркий день на переговоры или для первого визита к представителям азиатского бизнеса стоит надеть деловой костюм или хотя бы рубашку с длинным рукавом.
Футболки, поло и прочая “свободная” одежда могут быть расценены, как неуважение.
Время дорого. Как и вы сами, китайские компании пытаются взять от выставки все! Собрать максимальное количество контактов, провести как можно больше встреч и т.д. Поэтому подготовьте заранее короткую презентацию длинной не более минуты. Это позволяет не искать слова и не раздумывать, о чем же лучше всего говорить, когда долгожданная встреча наконец состоялась.
Еще один пункт, который может сорвать запланированное общение - национальные праздники, прежде всего Новый год. Это самый важный и продолжительный праздник в Поднебесной и ряде других стран Азии, только празднованию которого в феврале уделяется две недели. И еще от пары недель до месяца может уходить на подготовку торжества и “праздничное настроение”. Так что планировать серьезные визиты или онлайн-встречи на время праздников просто неразумно. Кстати, так как новый год в Китае отмечают по лунному календарю - дата ежегодно меняется! Это стоит учесть заранее, отметив период, в который деловое письмо может затеряться в поздравлениях.
Кстати, о письмах. Основной способ связи с китайскими компаниями в России - email и редкие телефонные звонки, иногда даже китайские партнеры заводят аккаунт в российских соцсетях. Китайские мессенджеры и соцсети пользователям из других стран почти недоступны, так как необходимо проходить сложную верификацию на китайском языке.
Но, как советуют эксперты из команды SinoRuss, занимающиеся развитием российско-китайского бизнеса, если вы планируете регулярное общение - лучше все таки потратить время и силы на установку китайского мессенджера WECHAT, так как участились случаи мошенничества с отправкой подложных реквизитов российским компаниям с поддельных адресов. А многоуровневая верификация пользователей позволяет точно установить кто и откуда отправляет сообщения, а также отследить весь пул контактов в случае мошеннических действий.
Но, есть нюанс, общение в WECHAT должно быть регулярным, после трех месяцев бездействия аккаунт пользователя удаляется, а номер навсегда попадает в черный список!
Есть что добавить? Пишите в комментарии!