Мои заметки
Русские паломники на Святой Земле всегда удивляются той древней богослужебной традиции, по которой основное торжество праздникаБогоявления, по нашему - Крещения, совершается в Крещенский сочельник, а не на следующий день, в сам праздник, как у нас. Но именно так и в уставе церковном, а Иерусалимская церковь только свято чтит этот устав. Почему бы это? Конечно, не случайно.
В Крещенский сочельник торжественно и ярко ( если священнослужители так же понимают о чем речь) служатся Царские часы. Свое название они получили в России, потому как Царь на них присутствовал и даже порой сам читал их. В Византии они назывались Великими, что глубже отражает их значение. А так как Часы эти были продолжительными, то затягивались они до пятого часа дня по византийскому времени, по нашему до 11 часов утра.
В пятом же часе предписывает устав начало праздничной Вечерни, с Литургией Василия Великого. Вот и получалось, что часы перетекали в богослужение следующего дня, и таким образом, начинался сам праздник накануне. Освящалась вода, кропились Храмы и дома, омывались души и тела, все освящалось и очищалось к самому праздничному богослужению. Это вполне логично и духовно верно. Кстати, в уставе второго освящения воды в сам день праздника не предусмотрено, а зачем, все уже освящено и крещенской водой, и благодатию Духа Святого, что так обильно подается на праздник.
Сегодня, по немощи народной, мы освящаем воду второй раз, греха в том нет, одна только радость. Но в других церквях все по уставу.
Думается мне, что Церковь как бы удлиняет сам праздничный день, что бы показать его образом Новой жизни, в которой условность исчисления времени будет заменена на вечную радость со Христом. Само по себе время бессмысленно, если оно не отсчитывает дни и часы до нашей Настоящей жизни с Богом. Для людей, не знающих Бога, время отсчитывает приближение небытия, тем самым напоминая о нем, и омрачая дни тощей жизни, для нас же все наоборот. Каждый день это шаг к Спасителю! Это ли не радость?!
И вот день самого Крещения становится длиннее, напоминая нам о нескончаемом вечности и освящая нас водой и Духом. В тропаре сегодняшнего дня такие глубокие слова: «разделя́хуся во́ды сю́ду и сю́ду и бысть ему́ сух путь, и́же мо́крый, во о́браз вои́стинну Креще́ния, и́мже мы теку́щее жития́ прехо́дим ше́ствие…»(и разделялись воды туда и сюда, и стал для него сухим путь по влаге, как прообраз истинный крещения, которым мы переходим путь текущей жизни.)
Святые отцы часто сравнивают нашу жизнь с морем, пучиной, бурной и темной водой, часто волнующейся и опасной. Еще есть сравнение нашей души с мятущимся морем, которое обуревается ( то есть возмущается бурей) страстями и грехами. В этих морских пучинах удается спастись немногим, потому такая радость о спасенных. И вот песнопения сегодняшнего дня снова напоминают нам о грозной опасности утонуть в море житейском, и подсказывают нам, что Дух Божий разделяет это море надвое, останавливает бурный поток, и по суху идет народ Божий, который оставил в этих грозных водах мрак прошлой жизни без Бога. Даже слово само подсказывает нам, искупать можно в воде и это же слово может обозначать выкуп от рабства греху. Не забыть бы какая великая цена уплачена за нас Спасителем!
Дай Бог сил идти нам яко по суху, омытыми святыми водами Крещения и… дойти, дойти до берега нестареющей Жизни и Вечной радости!
С праздником!
2