Найти тему
Minsknews.by

«Ценность каждого дня». Выставка Ирины Котовой открылась во Дворце искусства

Во Дворце искусства 18 января открылась персональная выставка «Театр эмоций» Ирины Котовой. О том, как художник работает с темами трансформации, телесности и боли, – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

-2

На выставке представлены картины и инсталляции в стиле экспрессионизма. И не случайно автор выбрала именно это модернистское течение, которое зародилось в первой половине ХХ века. У Ирины в 2023 году диагностировали рак молочной железы. И. Котова предлагает нам, зрителям, почувствовать ее эмоциональное состояние, когда она пыталась найти общий язык с болезнью, выйти с ней на диалог. А это сложно.

Рассматривая картины, вспоминаются художники представители экспрессионизма – Эгон Шиле и Эрнст Кирхнер. У первого – боль, тоска, чувство беззащитности выражается ломаными тонкими линиями, острыми углами, но в этом столько трепета и чувственности… У Кирхнера ощущается страх и недосказанность, его герои искажены. А как у Ирины Котовой?

Свои страхи художник выразила в одноименной автобиографической серии работ.

В первой – страх неизвестности. Ей только диагностировали онкологическое заболевание, и первая ассоциация – смерть. На второй картине – цветущее дерево и сама Ирина в белом платье. Правда, ноги у нее, как корни у дерева, – массивные и… в крови. Этот страх связан с разрушением тела от химиотерапии. Мне кажется, здесь – стремление жить, крепко держаться за жизнь, куда сильнее эмоций. На третьем полотне – автопортрет с мишенью на груди. Таким образом художница показала страх мастэктомии.

Перейдем к инсталляциям. И. Котова, словно режиссер, предлагает поиграть, в том числе и со смыслами. Так, любимым местом для селфи у многих стала инсталляция «Занавес. Трансформация». Перед картиной – занавес и два стула. Какой вариант выберут посетители? Присесть, словно зритель (но это так скучно!), или выйти на «сцену», стать перед работой? Думаю, смысл произведения в том, какой сценарий мы выбираем, какую роль играем и как меняемся в процессе выбранного пути.

Отдельно хотелось бы отметить инсталляцию «Дневник». Из представленных фотографий, на которых Ирина – в разный период течения болезни, нужно выбрать ту, которая отражала бы ваше эмоциональное состояние, узнай вы о таком диагнозе. Долго выбирала между тремя снимками и, наконец, остановилась на самой, как мне показалось, утонченной. На фотографии, сделанной в конце июля, – Ирина. Она сидит у фонтана и смотрит вдаль, изящно держа руку, подперев подбородок. Как по мне – снимок об умении видеть красоту. И в окружающих, и в природе, и в себе (об этом говорит поза). Интересно, а с какими воспоминаниями у самого автора связана эта фотография?

-5

В тот период я уже проходила химиотерапию. Но, несмотря на его сложность, я будто бы заново проснулась – ощутила важность жизни. Почувствовала ее остроту и ценность каждого дня. Тогда меня переполняло чувство счастья и благодарности. А время и внимание людей – это самое важное, – сказала Ирина.

-6

Обратила внимание, что в работах много красного. Это – кровь, страсть или жизнь? По словам И. Котовой, красный в каждой работе звучит по-разному, это целый спектр чувств.

Выставка, несмотря на сложность темы, элегантная и не перегруженная. Она напоминает нам о том, как важно не стесняться, не бояться страшных диагнозов и не замыкаться в себе, ведь жизнь одна, и это — игра с обстоятельствами, эмоциями и чувствами.

Фото автора