Этот вопрос волнует очень многих. Мы наберемся смелости и проанализируем этот вопрос - думаем, что найдем правильный ответ на него. Гениальность определяется как практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом. Моцарт написал свою композицию в 5 лет. Известный художник Пикассо написал свою первую серьезную картину маслом «Пикадор» в 8 лет. Неужели гениями только рождаются? Расшифровка термина «гениальность» вызывала интерес ученых умов еще с древних времен. По определению римлян, это высшая степень проявления творчества и способностей личности. На протяжении многих веков ученые даже пытались выявить физиологические отличия гениев от остальных людей – сравнивали объем мозга, например. Однако каких-то существенных признаков обнаружено не было. Даже наоборот: чем больше становится известно про явление человеческой гениальности, тем больше вопросов возникает. Мы поискали еще материалы по этой теме.
Но если искать материалы про гениальность в интернете, можно найти другое утверждение: гениальным можно стать каждый. Этот вопрос часто не дает покоя новоиспеченным родителям, ведь каждому хочется сказать: «Мы воспитали гения». Бытует мнение, что гениальность можно развить, достаточно с детства нагружать ребенка занятиями на разнообразных секциях или кружках – по одной из сфер точно выстрелит. Талант.
Наличие таланта – это очевидная способность человека к какой-то деятельности, которую можно довести до совершенства, прикладывая усилия в течение определенного времени. Это подтверждает и популярная фраза о таланте: Талант — это 10% одаренности и 90% процентов труда.
Достичь успехов талантливый человек сможет, прикладывая какие-то усилия в сфере, которая ему интересна и легко дается. А если приложить усилий выше нормы – то получит без преувеличения выдающийся результат. В этом случае талант человека считается признанным.
Опять же можно без преувеличения сказать, что гениальность – фактически гипертрофированный талант. Однако если за одно дело возьмутся талантливый и одаренный человек, первый быстрее достигнет первых успешных результатов и в принципе сможет продвинуться дальше, чем второй. Одаренному человеку придется прикладывать больше труда и упорства для развития навыка, к которому «талантливый» уже предрасположен с рождения. Талантливые люди могут иметь навыки в нескольких направлениях, но для развития навыка выбрать одну из сфер, где будут прикладывать больше усилий, чтобы добиться успеха. Это умения выше среднего.
Еще одна яркая характерная черта, отличающая талантливого человека от гения – среда и окружение. Если для раскрытия первого потенциала она должна быть благоприятной (люди, уже работающие в какой-то сфере, или поддержка родителей при освоении навыка ребенком), то во втором случае гений рождается при создании неблагоприятных условий. Такую закономерность можно легко отследить по биографиям – Эйнштейн, Ван Гог, Эдгар По, Микеланджело, Тесла и многие другие. У всех детство было далеко не безоблачным, а у кого-то напряженность сохранилась и после того, как они повзрослели.
Одаренность опять же, отсутствие очевидного таланта в чем-то не значит, что овладеть этим навыком не получится. Врожденная склонность к какому-то виду деятельности и называется одаренностью. С такой предрасположенностью человек может усвоить любой вид деятельности, который ему понравился.
Например, музыка. Ребенок с детства проявляет чудеса ритма и начинает танцевать, услышав музыку, поэтому родители отдают его в музыкальную школу. Он одарен музыкальными способностями, которые можно развить. Но бывает и такое, что малыш с трудом усваивает основы нотной грамоты (сольфеджио) или плохо слышит тональность звуков — тогда ему нужно будет прикладывать чуть больше усилий, чтобы научиться. Талантливого человека видно по тому, что ему какая-то сфера дается легко буквально без усилий, а уж если усилия прилагаются, то они приносят быстрый результат.
Одаренным в какой-то области может быть любой человек. На конференции TED, где люди, достигшие успехов в разных сферах, рассказывают о каких-то своих идеях, достойных распространения, выступил спикер Джош Кауфман. Он рассказал, как на основе теории о приобретении мастерства за 10 000 часов – если вы хотите получить новый навык и стать профессионалом — создал свой подход: освоить новый навык с нуля можно всего за 20 часов. На своем примере он продемонстрировал, как научился играть на гавайской гитаре как раз по концепции 20-ти часов, в течении месяца выделяя для этого дела по 40-60 минут.
Потенциально стать креативным и гениальным может каждый. Развивая и совершенствуя навыки, много работая и преодолевая порог, который не могут преодолеть 90% людей, можно стать особенным. Ведь это и отличает гениев от остальных — умение превозмочь самого себя, когда остальные сдаются.
В заключении хотим сказать, что гениальным может стать каждый. Но для этого нужно много развиваться, совершенствовать навыки. Преодолеть порог, который не могут преодолеть другие, и тогда вы станете особенным.