Найти тему
Книжная женщина

Эмиль Золя «Человек-зверь»

"Человек-зверь". Один из самых глубоких и трагичных романов эпического цикла "Ругон-Маккары". Возможно, первая в истории мировой литературы удачная попытка исследовать внутренний мир маньяка-убийцы, человека, из последних сил пытающегося бороться с болезненной жаждой насилия и постоянно уступающего своей чудовищной страсти...»

Вот так читаешь-читаешь духовные книги, стараешься в людях видеть хорошее, находить эти крупицы хорошего и, как говорит священник Павел Островский: «Додумывать в лучшую сторону», а потом берешь в руки роман «Человек-зверь» и проваливаешься в животную, маньяческую, эгоистичную душу человека и обалдеваешь.

Это, конечно, было мощно. Я проглотила книгу за пару вечеров. Не могла остановиться. Все-таки классики лучше чувствовали душу и психологию человека, чем современные авторы. Почему-то во время чтения невольно проводила параллель между романом Золя и Д.Маррсом «Тьма между нами». И там, и там показаны самые мерзкие поступки человека, личная выгода. Но все-таки Золя круче. Он более тонко и точно передал деструкцию человеческой психики и поступков.

Самое главное, что он не подготавливает читателя к тому, что произойдет что-то плохое, как это делает Маррс. Последний долго прогревает читателя, чем иногда немного утомляет. Здесь же Эмиль Батькович сразу швыряет читателя за борт в открытое море без страховки. И даже вынырнуть не дает. Ты вынужден погрузиться в душевный человеческий ад полностью.

Он обезумел от горя. Что же это такое? Значит, одного убийства мало, он ещё не насытился кровью...как думал даже сегодня утром? Вот он снова испытывает то же самое. Новая и опять новая, постоянно новая! Как только он насытится, после нескольких недель оцепенения, страшный голод снова проснется в нем, и он постоянно будет нуждаться для удовлетворения своей страсти...Жизнь кончена, перед ним только безграничное отчаяние, глубокая тьма, среди которой он без сил мчится вперед.

И, главное, он не занимается морализаторством. Обычно авторы, когда показывают негативные стороны героев, дают и нечто позитивное, мол, не все плохие, оглянись, вот тут что-то хорошее, доброе, светлое.

Тут такого нет. Тут тебе прямо говорят – человек-зверь, смирись. Ты можешь ему говорить о чем-то добром и бесконечном, но если в его голове сидит нечто маньяческое, то пробудить в нем эмпатию совершенно невозможно.

Мне хотелось бы каждого персонажа препарировать здесь, в своем отзыве, но я не буду это делать, потому что мне очень хочется, чтобы каждый, кто возьмется за эту книгу, сам прочувствовал их характеры, поступки. Возмутился их поведению и подлостью человеческой души. Ощутить боль жертв. Мне действительно на физическом уровне было больно, когда я читала сцены насилия и рукоприкладства. Читая подобные истории, всегда думаю, какие эмоции и чувства испытывал сам автор, когда описывал это? Это то, что сидит внутри?

Золя так удачно удалось сплести воедино любовную и криминальную линии. И сделал он это максимально искусно.

Ну и, конечно же, еще одно достоинство книги – это язык повествования. Он прекрасен, многослоен и, вместе с тем, очень легко читается. Это прекрасно, когда сложные ситуации автор умеет подать настолько качественно, что нет никаких спотыканий в тексте. Герои все настолько яркие и живые, что просыпается даже некое сочувствие даже к подлецам. И многообразие размышлений дает история: почему так поступают герои, можно было бы иначе, что творится в их душах в такие моменты, почему люди убивают?

В общем, закрыла книгу и долго думала.

Однозначно книга-любовь.

ТГ-канал "Ум заостряется от книг"