Найти в Дзене
TeoArt

"Настоящий детектив" как теологическое произведение

"Настоящий детектив" как теологическое произведение

Я достаточно давно планировал начать писать свой философский и теологический анализ некоторых культовых и не только произведений искусства, но никак не мог решить, с чего, собственно, начать. И вот, совсем недавно я решил в очередной раз пересмотреть первый сезон "Настоящего детектива". В процессе просмотра я понял, что это именно то, с чего следует начать мой новый труд.

Тот факт, что "Настоящий детектив" содержит в себе невероятную философскую и религиозную глубину вряд ли у кого-то вызовет сомнения, но какова эта глубина и каковы, если угодно, слои почвы, прячущей всю суть произведения?

И при хорошем рассмотрении можно выяснить, что идея даже вовсе не в глубине, а в невысказанных актуальных вопросах. Многие же из этих вопросов не только не высказаны, но и невыразимы, как невыразима и глубина горя Раста Коула.

Сложно сказать, знакомы ли авторы сериала с богословскими работами Капуто, но в произведении видна невероятная усталость от привычной теодицеи и вообще усталость от Бога в известной упаковке. Эта усталость, однако же, сочетается и с невероятной надеждой на какого-то иного Бога, впрочем, и не на Бога даже, а на некую альтернативу божественному.

Раст Коул - это верный воин, инквизитор пессимизма и атеизма, который воюет с любым богом. И эта война, которую он ведет с завидным упорством, служит тому, что однажды во тьме он и встречает ту настоящую Любовь, которая руками его погибших дочери и отца, зовет к себе и которую он принимает.

И, конечно, в силу того, что он крайне необычный герой со своей философией и харизматичным поведением, он затмевает своего напарника Марти Харта в глазах наблдателей. И, надо сказать, затмевает не совсем справедливо.

С одной стороны можно сказать, что Марти Харт - это лишь "заземление" Коула, но на самом деле, Коул нуждается не в заземлении, а, наоборот, в катализаторе его вознесения, каковым его товарищ по оружию и оказывается. Растина Коула заземляет его труд, он поглощает его, спасая от горя. Это самая очевидная сублимация. Однако эта сублимация еще и глубоко и хорошо рационализирована. Причем если даже учитывать мысль Лакана, что "всякая рационализация - это рационализация иррационального, то Коул в своей рационализации, кажется, преодолел невротичность этой психологической защиты.

Раст Коул как воплощение философии - это, конечно, Шопенгауэр в квадрате с приправой Ницше. Эдакий едкий и полный пафосного разочарования эфилизм. Полная отчужденность от реальности как таковой - это и есть плацдарм для подлинной религиозной веры. Которая, как нас учили Кьеркегор и Бонхёффер, лишена уже всякой религиозности. И напарник Коула - это воплощение обычной жизни, той реальности, от которой Коул и отчужден. И эмпатия к напарнику и начинает насаждать в Расте зерна "рыцаря веры".

Раст Коул в этом смысле - это и новый образ Христа. Мы уже знаем Христа традиционных представлений, Христа модерна и Христа постмодерна. Этот же Христос - это Христос разочарования. Но, остающийся Христом все равно.

И тем самым первый сезон "Настоящего детектива" дает некую возможность на примирение христианства даже с самым темным и мрачным представлением о реальности. И - быть может - это то самое верное и есть.

Слабый добрый Бог и сильная злая реальность. Но мы просто неправильно поняли язык неба. Свет побеждает, ведь раньше была только тьма.